• Переформатирование экспедиции Беринга

  • Back
20.06.2023 by 

Через два года после Первой Камчатской экспедиции, Беринг поняв, что ему не отвертеться от новой экспедиции начал её тщательную подготовку. После того как стало окончательно понятно, что Америку от Азии отделяет пролив, Адмиралтейств Коллегия стала в серьёз рассматривать возможность плавания Северным маршрутом в Азию, Японию и Китай. Но для этого было необходимо разведать и нанести на карту весь северный берег России. Ведь до сих пор, а шёл уже 1733 год, не было точной карты России во всех её границах.

Белые пятна севера
Белые пятна севера

К тому же до сих пор был открыт вопрос по колонизации Америки. Испания владела землями в южной части Северо-Американского континента. Но на большее ей не хватало ресурсов. Англия и Франция вели борьбу за восточное побережье Северной Америки, едва продвигаясь вглубь. Они так же тратили огромные ресурсы в борьбе между собой и в противостоянии коренным американцам. Был отличный шанс освоить северное и западное побережье Северной Америки, приступив, наконец, на равных правах с западными странами к освоению западного полушария Земли.

Морские пути к Северной Америке

В 1733 году, уже известные нам представители команды Беринга: Чириков и Шпанберг отправляются в очередную, на этот раз крупномасштабную экспедицию. Шпанберг теперь должен был отправиться в Охотск, готовить новую экспедицию по Тихому океану. Беринг с остальной командой должен был прибыть в Якутск, устроить там базу и наладить руководство отрядами экспедиций. Таким образом сам Беринг становился координатором всей экспедиции. 

Кроме знаменитой команды Беринга в экспедицию были назначены швед Ласиниус, Дмитрий Лаптев, Овцин и Прончищев. Они и должны были открыть для страны берега Северного Ледовитого океана. Одновременно с отрядами под руководством Беринга в Архангельск отправилась группа Двинско-Обская экспедиции под началом капитанов Муравьёва и Павлова. Они подчинялись непосредственно Адмиралтейств Коллегии. В общей сложности получилось 7 отрядов, из которых шестью командовал непосредственно Беринг. 

Картина Евгения Широкова «Начало Великого Северного похода Витуса Беринга. Оса. 1733 г.»
Картина Евгения Широкова «Начало Великого Северного похода Витуса Беринга. Оса. 1733 г.»

Пока группы Беринга следовали каждый к своему пункту назначения, Двинско-Обский отряд начал подготовку к походу из Архангельска на восток в сторону Обской губы. Этим маршрутом столетия назад ходили поморы и купцы, основавшие Мангазею. Но точного картографирования берегов и описания маршрутов не было. А после запрета ходить в Мангазею морским путём этот маршрут и вовсе был забыт. 

Морской путь в Мангазею
Морской путь в Мангазею

Летом 1734 года отряд Муравьёва и Павлова вышли из устья Двины на двух кочах «Экспедицион» и «Обь». Они сразу взяли курс на восток. Без проблем пройдя пролив Югорский шар капитаны достигли Ямала. Но будучи неуверены в протяжённости полуострова решили повернуть назад. Вскоре капитаны Муровьёв и Павлов сильно разругались и стали строчить доносы друг на друга. Потом доносы стали писать уже матросы. В следующей навигации корабли оказались в плотном тумане. Они не заметили нужный им пролив и достигнув 73°сш снова повернули назад. В резудьтате, после двух неудачных попыток обогнуть полуостров Ямал, а на это ушло два лета, и ссоры капитанов, обоих отстранили от руководства отрядом и разжаловали в матросы. Командовать отрядом был назначен лейтенант Малыгин.

Карта Муравьёв, Павлов

Отряд стоял на зимовке на реке Печора в Пустозёрске, нынешний Нарьян-Мар. К ним из Архангельска на подмогу было отправлено ещё два бота. Малыгин решает отправить часть отряда сухопутным путём на оленях с учеником геодезистом Селифонтовым. Селифонтов должен был обогнуть Ямал по береговой линии с юга на север и обратно, делать обмеры и ставить по пути опознавательные знаки. 

Геграфический опорный знак из камней

Сам Малыгин спешно отправляется в плавание и терпит крушение в ледяных заторах Печоры, даже не выйдя в море. Из-за этого чуть было не попадает под арест. 

Крушение корабля Витуса Бериннга

Реабилитировавшись с условием, что следующая его попытка будет непременно успешной, Малыгин на последнем коче «Обь» вновь отправляется в море. На этот раз команда Малыгина смогла доплыть до острова Долгий, где их встретили льды. Задержавшись на острове 17 дней они встречают боты с капитанами Сухотиным и Скуратовым, отправленные на подмогу и на трёх судах проходят Югорский шар и выходят в Карское море. Но из-за сильных льдов им удаётся дойти только до устья реки Кара. На реке Кара было решено устроить стоянку судов под надзором штурмана и 10 матросов. 

Оленья упряжка

Там их находит Селифонтов, который преодолев немало трудностей завершил обход Ямала сухопутным путём. Селифонтов сообщает команде о том, что полуостров Ямал не соединяется с Новой Землёй, передаёт карты и зарисовки местности, и много другой ценной информации. Он оказался способным учеником. Оставив корабли отряд отправляется на зимовку в Обдорск, нынешний Салехард. И там они встречают командира Обско-Енисейского отряда капитана Овцина. Делятся открытиями и впечатлениями. 

Карта походов Малыгина и Селифонтова
Карта походов Малыгина и Селифонтова

Весной 1737 года Малыгин со товарищами отправляется обратно на реку Кара в полной уверенности завершить свою экспедицию. Селифонтов же опять отправляется сухопутным маршрутом для описания острова Белый, с севера граничащий с полу-ов Ямал. 6 июля капитаны выходят в море. Коч «Обь», ставший совершенно непригодный к плаванию под капитаном Сухотиным отправляется в Архангельск. Оставшиеся два бота во главе с Малыгиным и Скуратовым отправились на север описывать берега Ямала, имея уже полную уверенность в достижении успеха. По пути они встречают опознавательные знаки Селифонтова и двигаясь в нужном направлении достигают северной оконечности полуострова. 

Малыгин, Скуратов открывают пролив
Малыгин, Скуратов открывают пролив

Самая северная точка Ямала получила название мыс Скуратова. А пролив между Ямалом и о. Белый – проливом Малыгина. На острове Белый команда подбирает Селифонтова, закончившего описание острова и, успешно обогнув Ямал, следуют на юг. В августе 1737 года команда на двух ботах входит в Обскую губу и 1 октября, вверх по Оби доходит до города Берёзово. Малыгин спешно выезжает в Санкт-Петербург с результатами экспедиции, а Скуратов должен был следующей весной, уже открытым маршрутом, доставить корабли в порт приписки – Архангельск. Этот переход был не менее трудным и занял два лета. В 1739 году Двинско-Обская экспедиция была завершена. Труды Малыгина были высоко оценены в Адмиралтействе.

Карта по работам Малыгина и Ко
Карта по работам Малыгина и Ко

Так на карте, уже документально, появляется мифический путь до Мангазеи и полуостров Ямал со всеми бухтами и островами. Однако вывод был сделан неутешительным. Проход этим маршрутом посчитали очень рискованным и последовало указание: «… Впредь сим маршрутом более не ходить». Запрет подействовал, и этим маршрутом вновь прошли только спустя почти 200 лет.

Источник: блог Пятая Цивилизация