• История музея «Дом лоцмана на реке Мста»

  • Back

С момента создания лоцманской службы в России вдоль русла рек, объединённых в единую судоходную систему. В её важных местах, располагались казённые избы или дома лоцманов как пункты наблюдения за судоходством. К категории таких построек относится и дом Лоцмана в деревне Подол. Именно в таком доме и открыт музей «Дом лоцмана на реке Мста».

Архангельский лоцман
Гравюра навигационная школа 1701 года

Поселение Подол известно с древности. Оно уже упоминается в писцовой книге Деревской пятины ещё в 1495 г.

Вышневолоцкая водная система — исторический водный путь в России, с водоразделом в районе города Вышний Волочёк, старейшая искусственная водная система в России, связавшая водным путём новую столицу страны — город Санкт-Петербург — с рекой Волгой и центральной частью страны для решения вопроса продовольственного снабжения Санкт-Петербурга в XVIII—XIX веках.

Василий Осипович Ключевский писал, что многочисленные трудности сообщения по суше привлекли внимание императора к русским рекам: «Петр с удивительной силой внимания изучал эту единственную в мире сеть вечно движущихся и не требующих ремонта шоссейных дорог, какую природа дала русской торговле в бассейнах русских рек. В уме Петра много лет складывался великолепный план канализации этих столь остроумно расчерченных природой бассейнов».

В начале XVIII века по указанию Петре I, примерно в 100 метрах за домом лоцмана, был насыпан холм, что позволило спрямить русло реки Мста и сократить время прохода судов в этом районе. Стоимость транспортировки грузов по Вышневолоцкой водной системе была примерно в десять раз меньше, чем стоимость гужевой перевозки.

Во время правления Екатерины II, в 1766-68 годах был построен Мстинский шлюз, перестроенный в 1792 году в камне. Шлюз позволил превратить лежащую выше него часть реки Мста в озеро Мстино. Каменный шлюз существует сохранился по настоящее время. Он находится всего в полутора километрах от деревни Подол. Шлюзы Вышневолоцкой водной системы были небольшими, а реки и каналы мелкими, воды в них постоянно не хватало. Поэтому суда тоже были маленькие и с небольшой осадкой. Летом судоходство по Мсте зависело от капризов погоды. В засуху каналы и реки мелели и судоходство прекращалось. Транспортировка грузов по Вышневолоцкой водной системе осуществлялось только 100 — 130 дней в году. Суда двигались в одном направлении: из Твери в Санкт-Петербург, и обратно не возвращались. Это было связано с тем, что поток грузов в Петербург был очень значительный, а в обратном направление практически отсутствовал. Для жителей Санкт-Петербурга доставляли продовольствие (в первую очередь зерно). В Петербурге суда продавали на топливо или использовали их для плавания по Неве и Ладожскому каналу.

В 1784 году генерал-поручик Н.П. Архаров, ставший во главе Главного управления водяными коммуникациями, просил императрицу Екатерину Великую об отпуске немалых средств для завершения ряда работ по Вышневолоцкому водному пути. Екатерина решила лично обозреть состояние всей системы. Ей удалось увидеть многое: Вышневолоцкие каналы, проход судов через Тверецкой и Цнинский шлюзы, сплав судов по озеру Мстино, проход барок через Боровицкие пороги.

 Н.П. Архаров
Н.П. Архаров

По мстинским селениям ходят легенды об этом путешествии, которое случилось в июне 1785 года. От Вышнего Волочка государыня плыла на барке, специально для этого сооружённой мастерами-умельцами.

Напротив деревни Городок на дне реки лежали огромные камни-валуны, которые мешали проходу барок и лодок. Узнав об этом, Екатерина повелела березорядским мужикам камни со дна Мсты на берег вытащить. Так и лежат они до сих пор на левом берегу реки Мсты, «журавлиными» называются.

В селе Опеченский Рядок Екатерину вынесли на берег девушки-красавицы в нарядных русских одеждах. Лоцманам сшили зелёные кафтаны с алыми кушаками, выдали поярковые шляпы. До села Потерпелиц царица на барки не садилась, а ехала в карете. На барках плыла часть свиты. Екатерину в этом путешествии сопровождали князь Потёмкин, наместник Новгородский и Тверской Архаров Николай Петрович, князь Саблуков, а также Нарышкин и Олеуфьев.

На плёсе за селом Витцы под Боровичами повелела всех лоцманов водкою поить. Очевидно в награду за благополучное прохождение порогов. С тех самых пор плёс прозвали винным.

Вышневолоцкая водная система оставила неизгладимый след в судьбе селений, расположенных вдоль водной трассы. Из 250 селений, расположенных вдоль водной трассы, в каждом третьем основными занятиями стали лоцманство, тяга судов, судостроение.

Особняком среди вышневолочан, связанных с водной системой, стояли лоцманы. Лоцман на таком сложном водном пути был главной фигурой на судне и ответственным за благополучное плавание. Нередко знакомый с грамотой, он имел обширные профессиональные знания в судовождении и прекрасно разбирался во всех нюансах того участка водного пути, по которому ему приходилось водить суда. По самому благоприятному фарватеру (высокой воде) барку из Вышнего Волочка можно было вести, имея на борту 10–12 рабочих, из которых 7–10 человек — «сходочные» — тянули её бечевой или работали «потёсями» — пятисаженными еловыми бревнами, обтёсанными в виде вёсел. В 1750-е годы на Вышневолоцкой пристани было документировано 400 лоцманов, но, учитывая, что все тверские провожатые шли только до этого места, нужда в них была огромная.

Указ Сената от 5 ноября 1758 года предписал вышневолоцким властям пополнить ряды местных лоцманов из числа архиерейских, монастырских помещичьих крестьян и ямщиков, знающих «водяной ход» и основы судовождения. «Вообще все лоцманы имеют осанку горделивую, — писал о мстинских провожатых Николай Некрасов, — походка их строга, движения величавы. Привычка командовать кладёт на них свою печать». Однако регламентация работы присяжных лоцманов мало устраивала местных жителей, что приводило к нарушению установившихся традиций судоходства: лихачеству, плаванию в вечернее время и т. п. Несмотря на чрезвычайную трудность работы и постоянно подстерегающие за малейший недосмотр наказания и штрафы, вакантных лоцманских мест почти никогда не было. Сказывалась возможность получения высоких заработков, к тому же было в этом отважном ремесле нечто притягательное, что заставляло многих молодых горожан и крестьян из окрестных селений бросать свои исконные занятия и с ранней весны до поздней осени провожать суда с кладью по клокочущим водоворотам и гулким водопадам.

Когда жизнь на Вышневолоцком пути стала замирать, многие лоцманы, оставшись без своего ремесла, ушли в Петербург, Москву и другие крупные города, где им пришлось осваивать новые профессии.

История дома лоцмана начинается в 1779 году. Видимо, дом лоцмана, который был ранее построен при Петре I был по каким-то причинам разрушен или сгорел. В ряде опубликованных статей ошибочно указывается более ранняя дата его строительства. Документальное подтверждение даты строительства дома лоцмана подготовлены лабораторией естественно-научных методов института археологии РАН в «Заключение по результатам дендрохронологического анализа образцов древесины «Лоцманского домика» из д. Подол Вышневолоцкого р-на Тверской области».

Примерно 100 лет спустя рядом с домом лоцмана была построена на средства помещицы Волковой народная школа. Её открытие состоялось в 1886 году, и в память об открытие школы, не далеко за ней, под горушкой, был посажен тополь, который вот уже более 130 лет напоминает об этом событие жителям деревни Подол.

Нахождение этих зданий недалеко от Академической даче имени И.Е. Репина способствовало тому, что они были запечатлены на многих полотнах известных художников.

В 2022 году, на средства народного художника РСФСР Валентина Михайловича Сидорова были восстановлены дом лоцмана и здание земской школы. Оба эти здания послужили основой для создания частного музея «Дом лоцмана на реке Мста».

Возраст дома подтверждён дендрохронологическим анализом образцов древесины сруба в института археологии РАН. Получается, что по возрасту дом лоцмана и Соединённых Штатов Америки являются погодками!

В музейный комплекс входят:

  • Дом лоцмана
  • Изба крестьянского быта
  • Земская школа

Приезжайте к нам в музей, здесь вы сможете лично прикоснуться к старому тополю, посидеть за школьной партой в классе земской школы, погрузиться в мир живой истории России.

Экспозиция музея крестьянского быта

Экспозиция крестьянского быта
(материал готовится)

Состояние земской школы до реставрации
(материал готовится)