• История сигнала «Следую своим курсом»

  • Back
20.06.2023 by 

«Есть во флоте флажный сигнал, для понимающих жутковатый и зловещий: «Следую своим курсом». Случается, в бою или при торпедной атаке просто нет возможности застопорить ход и спасать качающихся на волнах людей, поскольку чёткий приказ это недвусмысленно запрещает, у капитана другое задание, которое он обязан выполнять в первую очередь, что бы ни творилось вокруг. И тогда на мачте взвиваются флаги, составляющие звучащий смертным приговором сигнал, корабль идёт, не сбавляя хода и не меняя курса – прямо по чернеющим в воде головам»

Написал однажды Александр Бушков проникнутые сдержанным трагизмом строки

Мне стало интересно: что это за комбинация флагов? Если это настолько важный сигнал, что даже одноименный фильм ему посвящён то, наверное, сигнал несложно найти?

Как понятно по тону и зачину, хрен там плавал. Попытка лобового поиска принесла кучу ссылок на эту самую цитату, но самого сигнала отчего-то не знают ни Google, ни Уandex.

Пришлось отползти на исходные и подумать головой, начав с азов.

Сигналы на флоте бывают однофлажные, самые употребительные, их всего 26 – по числу букв латинницы, плюс 10 цифровых, плюс и несколько управляющих флагов, типа «повтор», «начало передачи», «конец передачи», «ошибка», и т.п.

Среди однофлажных есть:

E – Эхо – «Я изменяю свой курс вправо»Я изменяю свой курс вправо
I – Индиа – «Я изменяю свой курс влево»Я изменяю свой курс влево
Но простого сигнала: «Двигаюсь прямо» нет.

На otvet.mail.ru предположили, что это сигнал Международного Свода Сигналов PI1, который буквально читается «Сохраняю свой курс».

Но это сигнал из раздела «Маневрирование». Корнёвой сигнал там PI – приказ лоцмана или старшего начальника: «Вам следует сохранять свой курс». В этой группе есть два ответа: PI1 – «сохраняю свой курс», и PI2 – «Следует ли мне сохранять свой курс?» Сигналы чисто технические, на трагическую роль не годятся. По той же причине не подойдёт QD – «Я иду вперёд» – это из раздела «Маневрирование», и там больше про движение машинами, полный ход, малый ход, исправность винта и т.п.

А главное, Международный Свод был окончательно принят СССР в 1965м году. Во время войны ВМФ СССР пользовался какими-то другими сигналами, на основании собственной сигнальной таблицы.

Сигнала «Следую своим курсом» нет и здесь. Видимо, он двухфлажный или трёхфлажный, и находится в специальной литературе. 

Поиск «Учебника сигнальщика» привёл в бездны файлопомоек, требовавших регистрации, ключей от квартиры, бессмертной души и пин-кода. Также посмотрел я руководства и т.п. – но там больше сказано, как поднимать сигналы, как пользоваться книгами для их дешифровки. А сами сигнальные книги для военных, понятно, секретные и меняются. Разве что нашлась шлюпочная сигнальная книга, где отрицательных сигналов обнаружилось не просто много, а очень много.

Например, ТБ – просто «не могу», а есть масса специфичных:

БЧ – Не могу подойти к берегу.
ИМ – Не могу пристать к борту.
Н4 – Не могу буксировать.
ОВ – Не могу поднять верпа.
ОЩ – Не могу очистить винт.
СШ – Не могу сойти с мели.
ИР – Не могу отыскать мину.
РЭ – Не могу исправить повреждение.
Х8 – Не мог исполнить приказание.
Х0 – Не могу прислать.
ЦН – Не могу заделать пробоины.
Ч9 – Не могу сделать.
ШЯ – Не могу исполнить своими средствами.
ЭС – Не могу поднять якоря.

И вот оно, точное безо всяких иносказаний:

ХЖ – Не могу подать помощи.

Находим флаг Хафлаг Ха
Находим флаг Жфлаг Ж

Оно?

Да нет, наверное. Книга сигналов – шлюпочная, а корабли пользуются другой. А вот именно военного свода ВМФ СССР на 1940й год в сети я не нашёл. Возможно, двухфлажный сигнал из свода ВМФ СССР «Аз-Како»

Аз-Како
Я изменяю свой курс вправо

Мог бы означать: «Остаюсь в ордере, НЕ выхожу из ордера, продолжаю следовать по курсу».

«Аз» – отрицание

«Како» – выхожу из ордера, не могу управляться.

Если этот блог читают моряки, то не могут ли они подсказать, что это за флаги такие трагические, столь прославленные и так часто цитируемые?

Когда я понял, что искать надо не по пафосу, а по прямому смыслу, то в Международном Своде Сигналов 1965 и в МСС 1972) нашел целый набор отказов:

CO – помощь вам не может быть оказана.
CO1 – я не могу оказать вам помощь.
CV – я не в состоянии оказать помощь.
CX7 – я не могу послать шлюпку.
GA1 – я не могу продолжать поиск.
GO – я не могу снять людей.
GQ – я не могу следовать для спасения из-за состояния погоды. Сделайте всё возможное.

В процессе поисков попался ещё один знаменитый сигнал «Делай, как я», он же «Следуй за мной». В советском своде это однофлажный О – «Он»:

Он

В Международном Своде это FL – «Следуйте таким-то курсом», если курс не указан – следуйте за мной:

F
L

Понятно, что МСС-1965 не упал с неба, а был принят на основании сигналов, общих для ранних сводов разных стран, а эти своды к середине ХХ века наверняка уже синхронизировались в нечто единое, и во время ВМВ пользовались чем-то похожим, если не точно таким же. Потом привычный свод распространили на всю планету, не переписывать же миллионы сигнальных книг во всех кораблях и судах. Но это именно предположение. Захочешь так написать суровый достоверный исторический романЪ – и вот, попробуй найди, что там на самом деле поднимали в конвое PQ17. Хотя, казалось бы, полный интернет буковок и флажков.

PS Это вы ещё японских флагов не видели.

Источник: Author.Today

Category: История | Новости - Tags: - Comments: Комментарии к записи История сигнала «Следую своим курсом» отключены