• Южный отряд Шпанберга (1738-1742)

  • Back
08.09.2022 by 

Проект для 2-ой Камчатской экспедиции был предложен Витусом Берингом практически сразу после завершения 1-ой. Помимо путешествия к американскому и японскому прибережью, Беринг поставил ещё одну задачу – освоение побережья Северного океана в Сибири. По инициативе обер-секретаря Сената И.К. Кириллова и президента Адмиралтейств-коллегии Н.Ф. Головина предложение было немного переделано: главной целью определено изучение севера Восточной Европы и Азии. В 1732 г. указание о начале экспедиции было принято. Южный отряд под управлением Шпанберга установил перед собой задачу описать Курилы, побережье Охотского моря, доплыть до японских берегов.

Список отрядов

Каждый экспедиционный отряд практически сам являлся конкретной экспедицией. Были следующие морские отряды (по обратному направлению – с востока на запад):

  1. Двино-Обский отряд Муравьёва изучал территорию от Обской до Печорской губы;
  2. Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова вёл свою деятельность на территории от Енисейского залива до Обской губы;
  3. Ленско-Енисейские отряды Минина и Прончищева, Х. Лаптева и Челюскина исследовал часть берега от дельты Лены до Енисейского залива;
  4. Ленско-Колымский отряд Лассниуса-Лаптева обследовал часть берега Северного океана от реки Анадырь до дельты реки Лены;
  5. Отряд Беринга и Чирикова изучал маршрут к Америке;
  6. Южный отряд под управлением Шпанберга установил перед собой задачу описать Курилы, побережье Охотского моря, доплыть до японских берегов;
  7. Академический отряд, в состав которого вошли учёные Петербургской академии наук, студенты Славяно-греко-латинской академии в Москве, геодезисты, рудознатцы и другие специалисты;
  8. Отряд П. Скобельцына и В. Шатилова должен был найти лёгкий и короткий путь от Верхнеудинска до Охотска. Причём путь не должен был проходить по Амуру, из-за опасности осложнений с империей Цин.

Южный отряд

Командир – капитан 1 ранга Мартын Шпанберг (участник Первой Камчатской экспедиции).
Второй командир – лейтенант Вилим Вальтон.

Корабли: бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда», бот «Святой Гавриил», шлюп «Большерецк».

Согласно распоряжениям Сената и Адмиралтейств-коллегии для отыскания морских путей в Америку и Японию были снаряжены два морских отряда. Южному морскому отряду Великой Северной экспедиции предписывалось, построив в Охотске или на Камчатке три судна, плыть «ради обсервации и изыскания пути до Японии» и попутно обследовать Курильские острова. Достигнув Японии, отряд должен был ознакомиться с её политическим строем, обследовать порты и по возможности установить мирные торговые отношения с её жителями. Возглавил отряд помощник Беринга капитан Мартын Шпанберг.

В 1735 г. Шпанберг прибыл в Охотск, где под его наблюдением были построены два судна для «японского отряда» — бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». К концу 1737 г. подготовка судов была полностью завершена, однако не удалось закончить подвозку путевого провианта и морского снабжения. Отправку экспедиции отложили до весны 1738 г.

Реконструкция дубель-шлюпки «Надежда»
Реконструкция дубель-шлюпки «Надежда», спущенной на воду 17 июля 1737 году в Охотске. Была построена корабельными мастерами Рогачевым и А.Кузьминым для Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора В.Беринга.

18 июня 1738 г. суда экспедиции покинули устье Охоты и вышли в море. На борту флагманского судна «Архангел Михаил», командовал которым Шпанберг, было более 60 человек экипажа, в том числе штурман Петров, пробирных дел мастер Гардеболь, лекарь, иеромонах и пр. Дубель-шлюпкой «Надежда» командовал мичман Александр Шельтинг и штурман Казимеров, ботом «Святой Гавриил» — лейтенант Вильям Вальтон и его помощник подштурман Верещагин. Из-за штормовой погоды суда вскоре потеряли друг друга, но в начале июля встретились в Большерецке на Камчатке.

15 июля 1738 г., пополнив личный состав отряда подштурманом Родичевым, геодезистом Свистуновым, переводчиками и матросами, а также загрузив запас провизии, мореплаватели направились к Курильским островам. В густом тумане суда вновь разошлись. «Надежда» вернулась в Большерецк, «Архангел Михаил» прошёл вдоль Курильской гряды до острова Уруп. Подойти к островам и осмотреть их Шпанберг не рискнул, написав в отчёте: «берега каменные, утёсы весьма крутые, и в море великая быстрина, и колебание жестокое на якоре стоять, грунтов не имеется и очень глубоко…». В середине августа судно прибыло в Большерецк. Наибольшего успеха добился лейтенант Вальтон. Его отряд на «Святом Гаврииле» дошёл до берегов острова Хоккайдо, обследовав и описав 26 островов, затем вернулся в Охотск, а в мае 1739 г. — в Большерецк.

«Охотский порт» Гравюра с рисунка И.Х. Беркана
«Охотский порт» Гравюра с рисунка И.Х. Беркана 1740–1744.
Крашенинников. Описание земли Камчатки. 1755. Ч.I. С.90.

Зиму 1738-39 г. отряд Шпанберга посвятил подготовке к новому походу. Суда экспедиции были отремонтированы, в дополнение к ним на Камчатке построили 18-вёсельный шлюп «Большерецк». Командиром шлюпа стал квартирмейстер Василий Эрт.

21 мая 1739 г. отряд вышел в плавание и через четыре дня подошёл к Курильским островам. Некоторое время мореплаватели потратили на поиски гипотетической земли Хуана де Гама, а затем, не обнаружив её, направились к берегам Японии. 16 июня экспедиция достигла северо-восточного побережья острова Хонсю и продолжила движение к югу.

Из-за густого тумана и сильного шторма «Святой Гавриил» отбился от эскадры. Продолжая двигаться вдоль японского берега, он вскоре стал на якорь у селения Амацумура на широте 37° 42′. Для того чтобы набрать свежей воды и осмотреть селение, Вальтон отправил на берег штурмана Казимерова, квартирмейстера Черкашина и шестерых матросов. Эти люди стали первыми русскими, вступившими на японскую землю. Японцы радушно встретили моряков, угощали их вином, фруктами и овощами. В сохранившемся отчёте штурмана Казимерова о посещении деревни Амацумура написано: «Ходил я по слободе, в которой дворов например полторы тысячи. Строение во оной слободе деревянное и каменное, палаты устроены вдоль по берегу близ моря например версты на три, и жители той слободы имеют в домах чистоту и цветники в фарфоровых чашках, а также и лавки с товарами, в которых видел я пестряди бумажные и шелковые, а иного вскорости рассмотреть некогда было; скота имеют у себя коров и лошадей, тако ж и куриц. А хлеба, по-видимому, кроме рису и гороху у них нет; из овощей имеют виноград, померанцы, шепталу и редис».

На борт «Святого Гавриила» поднялся местный чиновник, осмотревший судно. Затем «Святой Гавриил» продолжил путь на юг и дошёл до залива Симода, откуда в конце июня лёг на обратный курс, а спустя месяц благополучно вернулся в Большерецк, а потом направился в Охотск.

Карта экспедиции Шпанберга

Остальные суда экспедиции, также двигавшиеся вдоль японского берега, 22 июня бросили якорь в бухте Тасирохама у деревни Исомура. Прибытие русских судов вызвало большой интерес у местного населения. Жители ближайших селений на лодках привозили путешественникам рыбу, крупу, овощи, фрукты, табак, обменивали их на русские товары или просто дарили. Японцы помогли морякам запастись свежей водой. Побывал на судне Шпанберга и японский чиновник, осмотревший парусник. С его помощью Шпанбергу удалось удостовериться, что он действительно находится у побережья Японии. Из-за отсутствия переводчиков, владеющих японским языком, объясняться приходилось жестами.

Спустя несколько дней суда экспедиции, снявшись с якорей, покинули японский берег, взяв направление на северо-восток. 3 июля моряки подошли к большой группе островов, покрытых богатейшей растительностью. Эти острова, принадлежащие Курильской гряде, получили названия Зеленый, Фигурный, Трёх сестёр, Цитронный и т.д. Во время дальнейшего пути путешественники прошли мимо ряда островов (Кунашир, Шикотан, Итуруп и др.), на некоторых островах высаживались для их исследования и пополнения запасов пресной воды.

В середине июля в отряде Шпангберга появились больные цингой, от которой умерло более 10 человек. Сильные ветры, штормы, частые густые туманы мешали продвижению судов, поэтому было принято решение о возвращении в Большерецк. В августе отряд подошел к устью реки Большой, а после небольшой стоянки отправился в Охотск. На пути в Охотск во время шторма едва не погибла дубель-шлюпка «Надежда», и Шельтинг вынужден был вернуться в устье Большой и встать там на зимовку. Летом 1740 г. «Надежда» присоединилась к остальным судам отряда в Охотске.

В Охотске Шпанберг встретился с Берингом и доложил ему об итогах экспедиции к берегам Японии. По поручению Беринга в ноябре 1739 г. Шпанберг отправил в Адмиралтейств-коллегию рапорт с описанием плавания и картами, составленными участниками похода. К рапорту были приложены вещи, привезенные из Японии, в том числе золотые монеты, полученные в обмен на русские товары.

В апреле 1740 г. Шпанберг получил приказ немедленно отправиться в Петербург, однако в пути его встретил нарочный с распоряжением возвратиться в Охотск и начать подготовку нового плавания к Курильским островам и Японии.

В течение года Шпанберг занимался подготовкой экспедиции: заготавливал снаряжение и провизию, руководил ремонтом старых и строительством новых судов. К концу лета 1741 г. все было готово к началу похода. В сентябре пакетбот «Святой Иоанн», бригантина «Архангел Михаил» и шлюп «Большерецк» из Охотска взяли курс на Большерецк, где должны были встать на зимовку. При переходе во время сильного шторма бригантина «Святой Михаил», которой командовал геодезист Свистунов, потеряла управление и была отброшена к Курильским островам. Дубель-шлюпка «Надежда» под командой мичмана Шельтинга отправилась для описи западного берега Охотского моря до устья Амура, однако возле Шантарских островов на судне появилась течь, и моряки вынуждены были вернуться в Большерецк.

Все суда собрались в Большерецке в начале октября 1741 г. После окончания зимовки в мае 1742 г. суда экспедиции взяли курс на Курильские острова. Флагманским судном отряда, которым командовал Шпанберг, стал пакетбот «Святой Иоанн». Штурмана судна Петрова заменили Хмелевский и Верещагин. В качестве переводчиков с японского языка к экспедиции были прикомандированы двое учеников Академии из Петербурга.

На сей раз дойти до Японии судам не удалось. До конца июля моряки вели исследования в районе Курильских островов, где многочисленные штормы изрядно потрепали суда, а «Святой Иоанн» получил пробоину. На совете, собранном Шпанбергом, было принято решение о возвращении. В конце июля суда прибыли в Большерецк, а оттуда дошли до Охотска. Продолжила работу лишь дубель-шлюпка «Надежда», которая в начале августа прошла проливом между Сахалином и Японией. Добравшись до устья Амура, моряки провели съемку берегов между Амуром и Удой, а затем в сентябре 1742 г. вернулись в Охотск. В это же году корабли отряда ещё выходили на съёмку Курильских островов. 

Участниками экспедиции были получены первые данные об Охотском море и Амурском лимане, открыт и нанесен на карту ряд островов Курильской гряды, установлено действительное положение островов Японии. Одним из важнейших итогов работы отряда стало открытие морского пути из России в Японию. В январе 2005 г. в Камогава, выросшем на месте деревни Амацумура, был поставлен памятный камень с надписью «Место первой в истории высадки русских на берега Японии».

Шпанберг Мартын Петрович (1698-1761)

Мартын Петрович Шпанберг родился в 1698 в деревне Ерне (Дания) около современного города Эсбьерга. В 1721 г. он был принят на русскую службу в чине поручика. В 1724 г. Шпанберг командовал пакетботом «Святой Яков», который совершал грузопассажирские рейсы между Кронштадтом и Любеком.

В 1725 г. Шпанберг был назначен помощником начальника Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга, принимал участие в её подготовке. В 1727 г. он был произведён в капитан-лейтенанты. В 1727 г. дважды совершил переход из Охотска в Большерецк, перевозя участников экспедиции и грузы. В 1728 г. вместе с Берингом на боте «Святой Гавриил» прошёл из Нижнекамчатска в Чукотское море, участвовал в описи Чукотского полуострова, залива Креста, острова Святого Лаврентия, одного из островов Диомида и бухты Преображения.

В августе 1730 г. Шпанберг вернулся в Петербург. В этом же году он был произведён в капитаны 3-го ранга.

В 1732 г. Шпанберг получил назначение во Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию, вновь став помощником Беринга. Отряду под его руководством было поручено совершить плавание к берегам Японии. В феврале 1733 г. Шпанберг, произведенный в капитаны полковничьего ранга, выехал из Петербурга в Тобольск и далее в Якутск, где занимался подготовкой транспортных судов для северных отрядов экспедиции.

Гравюра Якутск
Якутск

В 1734 г. он прибыл в Охотск, где были заложены два судна для «японского отряда» — бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». Третьим судном экспедиции стал бот «Святой Гавриил». Летом 1738 г. экспедиция вышла из Большерецка. Флагманским судном экспедиции — парусником «Архангел Михаил» — командовал сам Шпанберг. Во время этого плавания «Архангел Михаил» прошёл вдоль Курильской гряды до острова Уруп, а затем вернулся в Большерецк, где участники экспедиции зазимовали.

Дойти до берегов Японии отряду удалось летом 1739 г. 22 июня суда бросили якорь в бухте Тасирохама на острове Хонсю. После знакомства с местным населением и осмотра близлежащих мест отряд двинулся в обратный путь. В начале июля моряки подошли к островам Курильской гряды, исследовали и нанесли их на карту. В августе отряд вернулся на Камчатку.

В 1740 г. Шпанберг выехал с отчётом в Петербург, но был возвращён обратно для подготовки нового плавания. В 1742 г. на пакетботе «Святой Иоанн» вместе с двумя другими судами он вновь отправился в Японию, но из-за поломки судов смог дойти лишь до Курильских островов, а затем возвратился в Большерецк.

В результате работы отряда Шпанберга был разведан путь в Японию, впервые пройдена с восточной стороны вся Курильская гряда и сделана её опись.

В 1743 г. после смерти Беринга Шпанберг был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. В 1745 г. он самовольно прибыл в Петербург, за что был предан суду и приговорён к смертной казни, но через год по ходатайству датского посланника помилован с разжалованием в поручики по флоту на 3 месяца.

В 1749 г. судно «Варахаил», которым командовал Шпанберг, потерпело крушение на Архангельском рейде, при этом погибло 28 человек. По обвинению в гибели корабля и 28 членов экипажа М.П. Шпанбергу грозило отправление на пожизненные галерные работы, но высочайшим указом от 26 (15) декабря 1752 года он был оправдан.

В 1753 году произведён в капитаны 1 ранга. До 1761 г. Мартын Петрович Шпанберг служил на Балтийском море. Умер он в Кронштадте в 1761 г. в чине капитана 1-го ранга.

Именем Шпанберга названы горы на Чукотке и Сахалине, мысы в Анадырском заливе и на острове Хоккайдо, острова в Карском море, в архипелаге Александра, на Малой Курильской гряде и пролив между островом Полонского и островом Шикотан.

Вильям Вальтон (???? – 1743)

Поступил на русскую службу 23 октября (3 ноября) 1723 года в звании штурмана, 12 (23) января 1730 года произведён в лейтенанты.

18 (29) января 1733 года по новому штату написан в лейтенанты майорского ранга и по требованию капитана-командора В.И. Беринга назначен во Вторую камчатскую экспедицию. По личной просьбе М.П. Шпанберга включён в состав Южного отряда.

Во время экспедиции возглавил дубель-шлюпку «Надежда», с которой совершил 2 плавания в 1738 и 1739 годах. Во время первого плавания прошёл дальше всех кораблей на юг до Иессо. Во время экспедиции, в том числе и экипажем Вальтона отдельно от других, открыто 26 Курильских островов. Во время второго плавания отстал от корабля Шпанберга и пришёл в Японию на несколько дней позже к восточному берегу острова Ниппон, дойдя до широты 34°30′ с.ш., где пробыл около 2 недель. Это плавание отмечено курьёзным случаем: в связи с тем, что он постоянно пытался отстать, Шпанберг приказал команде «Надежды» в случае, если Вальтон снова попытается уйти, не слушаться его. Впрочем, это не помогло: в Японию Вальтон прибыл на 4 дня позже и значительно южнее Шпанберга.

Участвовал в интриге против Шпанберга (который якобы не был в Японии), результатом которой стал приказ о проверке открытий 1739 года.

На время отсутствия главы отряда и после отплытия Беринга в 1739—1740 годах он, уже ставший капитаном 3 ранга, был начальником всех экспедиционных сил в Охотске.

В 1741 году исследовал Охотское море между устьями рек Иня и Улья. В третье плавание 1742 года Шпанберг его уже не брал.

Умер Вильям Вальтон 4 (15) декабря 1743 года при переезде из Сибири в Москву.

Именем Вальтона назван мыс на острове Зелёный.