Продолжаю рассказ о лицах Арктики, исследователях и покорителях северных широт, отражённых на марках, почтовых конвертах и карточках, штемпелях спецгашений из моей (и не только моей) коллекции, по которым сегодня можно изучать историю освоения северных территорий нашей огромной страны…
В первой части мы дошли до конца XVIII века. Впереди были новые открытия…
Фёдор Литке – самый известный русский полярник ХIХ века
В первой половине ХIХ века значительный вклад в изучение Арктики внёс русский мореплаватель, географ, будущий генерал-адъютант, адмирал, президент Императорской Академии наук Фёдор Петрович Литке (1797–1882). Он в 1821–1824 гг. в ходе самостоятельных научных экспедиций на бриге «Новая Земля» описал западное побережье Новой Земли и Мурманское побережье, исследовал Баренцево и Белое моря, а в 1826–1829 гг. руководил кругосветной экспедицией, в частности обследовавшей западное побережье Берингова моря.
…Примерно в одно время с Литке полярными исследованиями занимался будущий адмирал и управляющий Морским министерством России, главный правитель Русской Америки, барон Фердинанд Петрович Врангель (1796–1870). В ходе его экспедиции 1820–1824 годов было описано побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы, нанесены на карту Медвежьи острова. Позднее он исследовал русское побережье Северной Америки.
Говоря об арктической истории России ХIХ века, нельзя не назвать имя предпринимателя, исследователя Сибири и «полярного мецената» Александра Михайловича Сибирякова (1849–1933). Он сам занимался арктическими путешествиями и был спонсором ряда полярных экспедиций и других начинаний, связанных с освоением Севера. Сам он в филателии не был отмечен. Но большую известность получил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», названный в его честь в 1916 году и первым преодолевший Северный морской путь за одну навигацию летом 1932 года.
Полярные романтики и трагедии на стыке столетий
В 1900-1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, изучить по пути прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Экипаж шхуны «Заря» во главе с русским учёным – геологом и географом, арктическим исследователем, бароном Эдуардом Васильевичем Толлем (1858–1902) и лейтенантом российского флота, гидрографом, будущим «Верховным правителем России» в годы Гражданской войны Александром Васильевичем Колчаком (1874–1920) исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий. Приходилось им совершать и длинные санные поездки по Таймыру на собачьих упряжках.
Но у экспедиции была и другая, вполне конкретная цель. Ещё в 1886 году, оказавшись на севере Котельного в архипелаге Новосибирских островов, километрах в 150-200 Толль увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Эдуард был уверен, что это – легендарная Земля Санникова, названная в честь полярника Якова Санникова, якобы увидевшего её в 1810 году. Уже в экспедиции на «Заре» через шесть лет поиски продолжились. Но, отчаявшись найти Землю Санникова, Толль решил хотя бы провести изучение неисследованного острова Беннетта. 23 мая 1902 года он с тремя спутниками отправился на нартах с места зимовки в сторону острова. Больше барона никто не видел. Позднее Колчак участвовал в экспедиции по поиску Толля, но удалось найти лишь некоторые его следы. На месте стоянки Толля на Беннетте среди немногих оставленных вещей Колчак обнаружил дневник барона. Оказывается, тот до последнего не оставлял надежды найти Землю Санникова и строил планы по продолжению поиска, составляя маршруты с Беннетты к неизведанной Земле.
В 1910–1912 годах гидрографическая экспедиция с участием Александра Колчака прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.
…А что же Земля Санникова? Приданию ей статуса не научного, а культурного мифа мы обязаны геологу, путешественнику, писателю-фантасту, будущему академику, директору Института мерзлотоведения АН СССР, Герою Социалистического Труда Владимиру Афанасьевичу Обручеву (1863–1956). В начале XX века ему довелось работать в геолого-географической экспедиции на севере Якутии. От местных жителей Обручев услышал о загадочной тёплой земле, лежащей далеко в Ледовитом океане. Говорили, что именно туда каждый год отправляются стаи перелётных птиц, что именно там нашло себе приют исчезнувшее племя онкилонов. В 1922 году Обручев взялся за научно-фантастический роман о таинственной суше, и закончил его в 1924 году. Произведение было опубликовано в 1926 году под названием «Земля Санникова, или Последние онкилоны».
…В 1913-1915 годах Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», начатая Толлем и Колчаком, была продолжена. Теперь во главе её стоял морской офицер, гидрограф-геодезист Борис Андреевич Вилькицкий (1885–1961). В 1913 году экспедиция открыла архипелаг, расположенный на границе Карского моря и моря Лаптевых. Он получил название Земля Императора Николая II. В 1926 году архипелаг был переименован в Северную Землю. Кроме того, экспедиция под руководством Вилькицкого впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад – из Владивостока в Архангельск.
…К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции, имевшие цель пройти Северным морским путем, – Г.Л. Брусилова, В.А. Русанова и Г.Я. Седова – считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций.
Что же произошло? И только ли атмосфера арктической романтики, царившая тогда в мире, была виновата в этом?
Российский исследователь Арктики, лейтенант флота Георгий Львович Брусилов (1884–1914) участвовал ещё в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910–1911). В 1912 году он организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна». Осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова после апреля 1914 года неизвестна. В 1919 году штурман Брусилова – Валериан Альбанов пытался убедить Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака – участника экспедиции Э.В. Толля – организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре погиб при не до конца выясненных обстоятельствах. Писатель Вениамин Каверин в романе «Два капитана» сделал Брусилова прототипом Ивана Татаринова.
Ещё один арктический исследователь и революционер Владимир Александрович Русанов (1875–1913?) руководил русскими научными экспедициями на Севере в 1909-1911 годах и на моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли. В 1912 году он возглавил экспедицию на зверобойном боте «Геркулес», приспособленном к передвижению во льдах, по обследованию угленосных районов Шпицбергена, затем отправился в плавание вокруг мыса Желания на восток и пропал без вести с экипажем рядом с полуостровом Михайлова (время и обстоятельства гибели экспедиции остались невыясненными). Русанов также стал одним из прототипов Татаринова в «Двух капитанах» Каверина.
…Из трех пропавших наиболее заметный след в истории оставила экспедиция русского гидрографа, полярного исследователя, капитана военно-морского флота Георгия Яковлевича Седова (1877–1914) Он отправился к Северному полюсу в августе 1912 года на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» (в пути она была переименована в «Михаила Суворина»), до этого уже набравшись опыта в нескольких арктических экспедициях. После двух навигаций и зимовок 2 февраля 1914 года уже больной Седов с двумя матросами на трёх собачьих упряжках отправился из бухты Тихой Земли Франца-Иосифа непосредственно к Северному полюсу. Но, пройдя примерно 200 километров, 20 февраля умер, так и не достигнув заявленной цели. Был похоронен на острове Рудольфа.
Жизнь и гибель Седова впоследствии обросли легендами. В советское время он был одним из тех дореволюционных полярников, кому уделялось какое-то особое, я бы даже сказал – привилегированное внимание. Седов также стал одним из прототипов Ивана Татаринова в «Двух капитанах» Каверина. Древко от флага Георгия Седова, найденное на месте его захоронения, было установлено на географическом Северном полюсе в 1977 году, во время знаменитого похода к нему атомохода «Арктика».
Отмечен Почтой СССР и ледокольный пароход «Георгий Седов», совершивший легендарный дрейф во льдах в 1937–1940 годах, продолжавшийся 812 дней. 16 участников дрейфа получили тогда звание Героя Советского Союза.
…1914 год стал последним в российских арктических экспедициях. Дальше были Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война в России. Но это уже тема другого рассказа.
Предыдущие публикации:
– Российские первопроходцы Арктики и Сибири. (часть 1).
– Российские первопроходцы Арктики и Сибири. (часть 2).
– Филателия: Лица Арктики. Часть первая.
Источник: Экспортный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов