![Конверт Минсвязи СССР 1962 года. «Обелиск Севера» в Архангельске как памятник всем покорителям Арктики. Фото из архива автора](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Конверт-Минсвязи-СССР-1962-года.-Обелиск-Севера-в-Архангельске-как-памятник-всем-покорителям-Арктики.jpeg)
Сегодня речь пойдёт о главном в полярной филателии – о конкретных людях с фамилиями и именами: первопроходцах, романтиках, энтузиастах, учёных-гидрографах и географах, путешественниках, руководителях экспедиций, профессиональных полярниках, зимовщиках, моряках… Речь пойдёт о лицах Арктики, исследователях и покорителях северных широт, отражённых на марках, почтовых конвертах, карточках и открытках, штемпелях спецгашений из моей (и не только моей) коллекции, по которым сегодня можно изучать историю освоения северных территорий нашей огромной страны…
А ведь эта история насчитывает целое тысячелетие, изобилует многими героическими и трагическими ситуациями, тесно переплетёнными с судьбами людей. Ей посвящены тысячи книг и статей. Мы же обозначим её телеграфным филателистическим пунктиром.
…Чтобы освоить северные моря и арктическое побережье Евразии, русские первопроходцы постепенно продвигались по суше к северным и восточным границам континента. Дошли до Тихого океана и открыли Америку с противоположной стороны, нанесли на карты десятки новых островов и почти всё арктическое побережье Евразии. И за всеми этими событиями стояли конкретные люди.
От поморских поселений до первых северных монастырей и городов
Первые попытки выйти на побережье Северного Ледовитого океана русские мореплаватели предприняли ещё в XI веке. В Никоновской летописи есть запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Вероятнее всего, летописец назвал так Карские ворота или пролив Югорский Шар. В любом случае достижение для тех лет огромное.
В XII–XIII веках главными первопроходцами северных морей стали поморы, поселившиеся у берегов Белого моря и научившиеся жить его дарами, а не крестьянским трудом. Они открыли и освоили остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. К концу XV века поморы дошли до островов архипелага Шпицберген и острова Медвежий в Баренцевом море.
И как ни парадоксально, филателистическое свидетельство той древней истории является самым свежим, крайним для нас. Буквально на днях, 28 февраля 2023 года, в почтовое обращение вышла марка из серии «Современное искусство России», на которой помещена картина заслуженного художника РФ Николая Желтушко, изображающая поморскую деревню Кимжа Мезенского округа Архангельской области.
![Именно с таких поселений, как Кимжа, начиналось освоение Арктики](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Именно-с-таких-поселений-как-Кимжа-начиналось-освоение-Арктики.jpeg)
Конечно, о персоналиях до XVI века речи в истории филателии практически не шло. Да и сами отечественные почтовые марки появились лишь в 1857 году, а люди на них, связанные с Севером – только в 1931 году. Поэтому в дореволюционной России ни один полярный исследователь не удостаивался почтовых чествований. Всё это было позже.
…А тогда, много веков назад, на севере были основаны православные монастыри – Соловецкий Спасо-Преображенский (1436 г.) на островах в Белом море (ему посвящены марки Почты России 2003 и 2009 годов) и Трифонов Печенгский (1533 г.) – первая обитель за Полярным кругом, первые города – Беломорск (1419 г.), Пустозерск (1499 г.) и Архангельск (1583 г.).
![Соловецкий монастырь и его основатели Зосима и Савватий на марке Почты России 2003 года](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Соловецкий-монастырь-и-его-основатели-Зосима-и-Савватий-на-марке-Почты-России-2003-года.jpeg)
Курс – на Чукотку и Америку
К 1642 году русские казаки достигли Чукотки, полуострова на крайнем северо-востоке Евразии. Естественная граница продвижения на восток по суше была достигнута. Началась эпоха покорения северных морей. В 1648 году фантастическое для тех лет открытие совершил казачий атаман Семён Иванович Дежнёв (1605-1673). Группа казаков под его руководством прошла на деревянных суденышках-кочах вдоль Чукотского полуострова, обойдя самый восточный мыс Азии, названный впоследствии мысом Дежнёва, и вышла в Тихий океан. Впервые был открыт пролив между Американским и Евразийским континентами. Правда, тогда описания Дежнёва остались в архиве, и на карту пролив был нанесён лишь век спустя под именем другого открывателя – Витуса Беринга.
![В 1948 году Министерство связи СССР отметило 300-летие открытия пролива Семёном Дежнёвым двумя почтовыми марками. На них изображен заснеженный мыс Дежнёва и путь, пройденный казачьими кочами](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/В-1948-году-Министерство-связи-СССР-отметило-300-летие-открытия-пролива-Семеном-Дежневым-двумя-почтовыми-марками.jpeg)
![В 1973 году, к 325-летию открытия пролива, был выпущен художественный маркированный конверт Министерства связи СССР с портретом С. Дежнёва](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/В-1973-году-к-325-летию-открытия-пролива-был-выпущен-художественный-маркированный-конверт-Министерства-связи-СССР.jpg)
![А ещё один портрет Семёна Дежнёва появился в 2009 году на марке уже Почты России в серии «История русского казачества»](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/А-еще-один-портрет-Семена-Дежнева-появился-в-2009-году-на-марке-уже-Почты-России-в-серии-История-русского-казачества.jpeg)
…Окончательному прояснению вопроса о существовании пролива между Азией и Америкой послужили две полярные камчатские экспедиции офицера российского флота, капитан-командора Витуса Ивановича (Ионассена) Беринга (1681–1741), снаряженные по указу Петра I за три недели до его смерти. После второй экспедиции Беринга на «Святом Петре» (совместно с лейтенантом Алексеем Ильичем Чириковым (1703–1748), капитаном пакетбота «Святой Павел», также достигшим с Камчатки берегов Аляски и положившим начало её освоению россиянами) пролив, названный впоследствии именем Витуса Беринга, а ранее открытый Дежнёвым, был нанесён на русские карты. Последняя экспедиция закончилась трагически: 8 декабря 1741 года Беринг умер от цинги в возрасте 60 лет во время зимовки на острове, позднее названным его именем и входящим в группу Командорских островов. На это обращу особое внимание: к сожалению, впоследствии печальный конец командора повторят многие покорители Арктики.
…В СССР и новой России памяти Витуса Беринга (или как его ещё называют – Колумба Востока) было посвящено несколько выпусков марок и конвертов. Беринг был самым часто появляющимся на отечественных знаках почтовой оплаты мореплавателем. Они выходили в 1943, 1957, 1966, 1973, 1981, 1991, 2014 годах.
![Так, в частности, 200-летию со дня смерти мореплавателя была посвящена серия из четырёх марок СССР, выпущенная в апреле 1943 г. Содержание сюжетов двух первых марок – схема плавания Беринга и его корабль «Святой Пётр», на других – гора Святого Ильи (Монт Элиас) на побережье Аляски, где высаживался мореплаватель, и его корабль](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Так-в-частности-200-летию-со-дня-смерти-мореплавателя-была-посвящена-серия-из-четырех-марок-СССР-выпущенная-в-апреле-1943-г.jpeg)
![275-летие со дня рождения Беринга, исполнившееся в 1956 г., через год (в феврале 1957 г.) было отмечено маркой СССР, на рисунке которой – портрет первооткрывателя, карта Берингова моря с маршрутом «Святого Петра»](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/275-летие-со-дня-рождения-Беринга-исполнившееся-в-1956-г.-через-год-в-феврале-1957-г.-было-отмечено-маркой-СССР.jpeg)
![Портрет Витуса Ивановича и на марке Почты СССР 1981 года к 300-летию со дня рождения Беринга](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Портрет-Витуса-Ивановича-и-на-марке-Почты-СССР-1981-года-к-300-летию-со-дня-рождения-Беринга.jpeg)
![27 июля 1991 года вышли две почтовые марки, посвящённые 250-летию плавания В.И. Беринга и А.И. Чирикова к берегам Америки. Что примечательно: они стали последними (!!!) марками на арктическую тему в истории существования СССР](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/27-июля-1991-года-вышли-две-почтовые-марки-посвященные-250-летию-плавания-В.И.-Беринга-и-А.И.-Чирикова-к-берегам-Америки.jpeg)
![Имя Витуса Беринга носит многофункциональное ледоходное судно, которое изображено на марке Почты России в 2014 году](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Имя-Витуса-Беринга-носит-многофункциональное-ледоходное-судно-которое-изображено-на-марке-Почты-России-в-2014-году.jpeg)
![В 2003 году Почта России выпустила художественный маркированный конверт, а в Петропавловке-Камчатском состоялось спецгашение, посвящённое 300-летию со дня рождения А.И. Чирикова](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/В-2003-году-Почта-России-выпустила-художественный-маркированный-конверт.jpeg)
Кстати, Петропавловск был назван в честь кораблей Беринга и Чирикова «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел».
Великая северная экспедиция
В 1733–1743 годах российскую Арктику впервые комплексно и масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, руководимая вначале тем же Витусом Берингом.
В её работе приняли участие:
- двоюродные братья Дмитрий Яковлевич (1701–1771) и Харитон Прокофьевич (1700–1763) Лаптевы, открывшие море, названное позднее в их честь морем Лаптевых;
- начальник Западного отряда экспедиции, капитан Степан Гаврилович Малыгин (1702–1764), описавший побережье Северного Ледовитого океана от Печоры до Оби;
- российский полярный мореплаватель и офицер флота Семён Иванович Челюскин (1707–1764).
В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана.
Так, в 1741–1742 годах Семён Челюскин прошёл и описал западное и северное побережье полуострова Таймыр и определил, где находится самая северная оконечность Евразии. Через столетие этот мыс был назван именем Челюскина.
Прижизненной славы ни Лаптевы, ни Малыгин, ни Челюскин не удостоились. Нет их портретов и на знаках почтовой оплаты. А вот корабли, носящие их имена, оставили яркий след в истории и были запечатлены на многочисленных марках и конвертах.
![Самая первая «арктическая» марка СССР. 1931 год. Фото из архива автора](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Самая-первая-арктическая-марка-СССР.-1931-год.-Фото-из-архива-автора.jpeg)
![Ледокол «Малыгин» запечатлён и на марке Почты СССР 1981 года](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Ледокол-Малыгин-запечатлен-и-на-марке-Почты-СССР-1981-года.jpeg)
При возвращении из гидрографической экспедиции по восточной Арктике 28 октября 1940 года «Малыгин» погиб во время шторма в районе мыса Низкий у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек).
…О легендарной истории парохода «Челюскин» постройки 1933 года, раздавленного льдами в первом рейсе, спасении его пассажиров и членов экипажа напоминать, думаю, не требуется. Она отражена в знаменитой «челюскинской» серии марок 1935 года.
![Пароход «Челюскин» и вся спасательная эпопея вновь появились на почтовых марках СССР 1984 года](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/Пароход-Челюскин-и-вся-спасательная-эпопея-вновь-появились-на-почтовых-марках-СССР-1984-года.jpeg)
![А образ самого Семёна Челюскина можно увидеть на конверте и штемпеле спецгашения 2007 года](https://domlotsmana.ru/wp-content/uploads/2023/04/А-образ-самого-Семена-Челюскина-можно-увидеть-на-конверте-и-штемпеле-спецгашения-2007-года.jpeg)
…Уже в 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.
Предыдущие публикации:
– Российские первопроходцы Арктики и Сибири. (часть 1).
– Российские первопроходцы Арктики и Сибири. (часть 2).
Источник: Экспортный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов