Широко известны имена российский исследователей и полярников: Челюскина, братьев Лаптевых, Врангеля, Пахтусова, Седова и многих других. Ими справедливо гордится русский народ. Эти исследователи дали незабываемые примеры самоотверженной работы, которые никогда не забудутся россиянами. Однако имена многих сотен и тысяч исследователей и первооткрывателей Арктики и Сибири, мореплавателей, промышленников и казаков, практически забыты. Таковы С. Дежнёв, Ф. Попов, С.Лошкин, М. Перфильев, И. Ерастов, М. Стадухин, И. Москвитин, В. Поярков и множество других. Между тем эти мореходы и первопроходцы из простых людей, сделали великие географические открытия в Северном Ледовитом океане и Сибири.
Конец XVI и первая половина XVII века ознаменована великим множеством экспедиций Российских мореходов и первооткрывателей. Благодаря этим людям Россия и стала столь могучей державой, обладающей огромными запасами природных ресурсов.
Полагаем, что предлагаемый материал вызовет интерес у читателей.
1580—1656 Максим Перфильев
Русский землепроходец XVII века, казачий атаман, подьячий Енисейского острога.
Максим Перфильев исследовал земли Восточной Сибири и Прибайкалья.
Происходил из сибирских казаков. В 1600 году в качестве атамана участвовал в походе князей М. Шаховского и Д. Хрипунова в низовья Енисея для строительства первого русского заполярного города Мангазеи.
В 1600 году по государеву указанию, из Тобольска со служилыми людьми, в Мангазею отправились письменный голова князь М. Шаховской, Д. Хрипунов и целовальник торговый человек С. Новосёлов с предписанием «острог поставить и ясак збирать, и быть тамодо указу», и они «первой Мангазейской острог поставили». Целовальник-должностное лицо выбиравшиеся для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
В 1618 году направлен на строительство Енисейского острога – был основан в 1619 году и благодаря своему выгодному географическому положению быстро стал административным и экономическим центром Восточной Сибири, отсюда шло движение русских землепроходцев на юг и восток, в настоящее время г. Енисейск Красноярского края. С 1624 года — подьячий острога («служитель» — общее название для мелких и средних чиновников в Московской Руси).
С 1626 года руководил экспедиций «енисейских служилых людей» в верховья Ангары, где первым достиг земель, населённых бурятами — «Брацкой землицы».
В 1629—1630 годах участвовал в походе воеводы Я.И. Хрипунова на Лену к устью Илима (приток Ангары).
В 1631 году основал Братский острог, подробно описал Братские пороги на Ангаре.
В 1638 году начал освоение Даурских земель (историко-географический регион в пределах современных Республики Бурятии Забайкалье и запад Приамурья. Топоним дан Русскими первопроходцами по населявшей регион до середины XVII века народности дауров.
Возглавил поход по реке Витим (Якутия), дошёл до устья Ципы, приток Витимы), где собрал у тунгусов сведения о путях на Шилку, река в Забайкальском крае России, левая составляющая Амура и Амур. В другом источнике указано что первые документальные упоминания об Амуре, других реках и прилегающих к ним территориях доставил в Якутск атаман М. Перфильев промышлявший со своим отрядом казаков (государев людей), летом 1636 года, на реке Витим. В 1641 году сопровождал караван с ясаком (натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной) в Москву.
В 1642—1651 годах Максим Перфильев служит приказчиком в Братском и других острогах. В 1652 году получает чин (звание) сибирского сына боярского. Сыны боярские — отдельное служивое сословие землевладельцев, получавшее земельные наделы за обязательство воинской службы и экипировки за свой счёт.
За заслуги по освоению и присоединению земель к Русскому государству Перфильев получил от царя Михаила Фёдоровича звание стрелецкого сотника.
Конец XVI – начало XVII века АФАНАСИЙ
Мореход из Колы конца XVI – начала XVII века. 17 раз плавал по Северному Ледовитому океану. О нём сохранилось следующее сказание: «В лето 7113 [1605] во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рождение его за Соловками на Усть-Колы. И он сказывал про многие морские дивные чюдеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на морских судах 17 лет, и ходил в тёмную землю, и тамо тьма стоит, что гора тёмная; издали поверх тьмы тоя видать горы снежные в красный день». Упоминаемая в сказании тёмная земля есть, несомненно, либо Шпицберген, либо Новая Земля.
1601–1602 Левка Шубин
Пинежанин, по прозвищу Плехан, был промышленником, совершившим в 1601–1602 годах плавание из Холмогор в Мангазею. Это плавание интересно тем, что Шубин оставил довольно подробное описание его. Отряд, в который входил Шубин, состоял из 40 человек, разместившихся на четырех кочах – морское парусно- гребное судно. В первый год (1601) отряду не удалось дойти до Карского моря, и мореплаватели были вынуждены зазимовать в Пустозерске. В следующем году плавание продолжалось. Пройдя через Югорский Шар, отряд подошёл к Ямалу и вошел в реку Мутную. Воспользовавшись Ямальским водным путём, отряд вышел в Обскую губу и благополучно достиг в 1602 году Мангазеи на реке Таз.
1610–1616 КУРОЧКИН (КУРКИН) КОНДРАШКО
Торговый человек двинянин Кондрашко Курочкин совершал в 1610 году плавание на кочах из Туруханского зимовья вниз по Енисею и далее морем. Выход из реки в Енисейскую губу был закрыт льдами, и здесь мореплавателям пришлось простоять около недели, пока южные ветры не отогнали лёд. Выйдя в море, Курочкин и его товарищи «поворотили вправо и шли подле берег губою два дни, да выехали в реку Пясину», Пясина – река в Красноярском крае. Курочкин был первым русским, проникшим в Пясину со стороны моря.
О плавании Курочкина и его открытии, что «проезд с моря к енисейскому устью есть… и что большим кораблям из моря в Енисей пройти мочно», стало в 1616 году известно в Тобольске; вскоре после этого открытия последовало запрещение морского хода из Архангельска в Мангазею.
Указ Москвы о запрещении мангазейского морского хода, как известно, был издан в 1619 году, причём ослушникам грозило «быть казненными злыми смертьми и домы разорите до основания».
1610 БОРИСОВ ФОМКА
Промышленник, пинежанин Фомка Борисов принимал в 1610 году участие в плавании из устья реки Кулоя в Мангазею. Отряд, в который входил Борисов, насчитывал 16 кочей и 160 человек. Плавание из Кулоя в Мангазею было совершено в одно лето. Борисов сообщил о нём некоторые интересные сведения. Кулой-река протекающая в Пинежском и Мезенском районах Архангельской области.
первая четверти XVII века НЕИЗВЕСТНЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ
В 1941 году на восточном берегу Таймырского полуострова, на острове Фаддея и в заливе Симса, были обнаружены остатки вынужденной зимовки неизвестных русских мореплавателей первой четверти XVII века. Вместе с множеством предметов здесь были найдены остатки судна, компас и солнечные часы. А.П. Окладников полагает, что найденные предметы принадлежат торгово-промышленной экспедиции, двигавшейся из Мангазеи на восток. Судя по остаткам скелетов, в месте зимовки умерло по крайней мере трое зимовщиков.
Находка зимовки древнерусских полярных мореходов XVII века у берегов Таймыра опровергает установившееся ошибочное мнение, будто мыс Челюскина был впервые обогнут А.Э. Норденшельдом на судне «Вега» в 1878 году.
1638–1662 ЕРАСТОВ ИВАН РОДИОНОВИЧ (ЯРАСТОВ)
Красноярский казак, перешедший на службу в Якутск, впоследствии сын боярский.
В 1638 году, находясь в отряде Посника Иванова, Ерастов перешёл сухим путём из Якутска на Яну, где с боем собирал ясак с якутов. В 1639 году Ерастов принимал участие в походе на юкагиров. Юкаги́ры— восточно-сибирский народ, относящийся к древнейшему населению северо-восточной Сибири. В том же году он перешёл сухим путём с Яны на Индигирку, где снова был бой с юкагирами. Построив на Индигирке, выше Уяндины (река в Якутии), острожек, Ерастов ходил на стругах в верховья Индигирки с целью сбора ясака с юкагиров. В 1641 году Ерастов отправился вниз по Индигирке и, «не дошед до моря за полднища», стал собирать ясак с юкагиров. Так как те «отказали невежливо», то произошёл бой, результатом которого был разгром юкагиров.
Полднища – путевая мера равная расстоянию которое можно преодолеть за полдня, (около 30 вёрст).
В 1642 году Ерастов совершил переход морем из устья Индигирки на Алазею (река в Якутии). Ерастов был первым русским, побывавшим на этой реке, он первый сообщил сведения о чукчах. На Алазее Ерастов выдержал бой с юкагирами – «дралися с ними съемным боем целый день до вечера». В этом бою Ерастов был ранен. После боя Ерастов поднялся вверх по Алазее до границы леса, где поставил «зимовье с косым острожком». И здесь произошёл бой с «алазеями». В 1643 году Ерастов перешёл сухим путем на Индигирку, а ясачная казна была отправлена с енисейским казаком Федором Алексеевым Чюкичевым (Федор Чюрка) на Индигирку морем. Ерастов встретился с Чюкичевым в Верхнем Индигирском зимовье, откуда Чюкичев повёз казну в Якутск.
В 1644 году Ерастов ходил в верховья Индигирки на юкагиров и разбил их. В том же году Ерастов, спустившись вниз по Индигирке, повёз соболиную казну в Якутск, совершив переход от Индигирки до Лены морем.
Около 1645-1646 годов Ерастов совершил плавание из Лены в Колыму, откуда он вернулся с «костяной казной» в 1662 году. Костяная казна – ценные клыки моржа и бивни мамонтов.
1630–1651 СТАДУХИН МИХАИЛ
Якутский казачий десятник. В 1630 году перебрался из Енисейска на Лену. В 1633 году ходил в отряде Посника Иванова на тунгусов, живших на реке Вилюе, и «объясачил» их. В 1642 году с целью сбора ясака ходил совместно с Семёном Дежнёвым «в новое место Емокон» (Оймекон). Спустившись затем вниз по Индигирке и достигнув моря, Стадухин на коче перешёл в устье Колымы, где в 1644 году построил ясачное зимовье – Нижнеколымский острог. По его словам, «Колыма де река велика есть, с Лену реку, идёт в море так же, что и Лена». В происшедшем в низовьях Колымы бое с юкагирами Стадухин был ранен стрелою в грудь.
В 1645 году Стадухин вернулся в Якутск, В 1647 году он снова был послан на Колыму «для проведывания новых землиц». Перезимовав на Яне, он в следующем году перешёл на Индигирку, откуда в том же году перебрался в устье Колымы. В 1649 году Стадухин, совместно с казаком Юрием Селиверстовым, направился на двух кочах на восток от Колымы. Это плавание оказалось, однако, неудачным: один из кочей вскоре разбило, а через 7 дней Стадухин был вынужден вернуться, дойдя, по-видимому, до мыса Шелагского. «За Ковымою рекою на море моржа и зубу моржового добре много», доносил Стадухин в Якутск по возвращении из плавания. Добытые моржовые клыки Стадухин отослал в Якутск с Юрием Селиверстовым.
Узнав об успехах Дежнёва в Анадырском крае, Стадухин решил перебраться туда сухим путём. В 1650 году он появился в верховьях Анадыря, а вскоре затем и в Анадырском острожке, где соединился с отрядом Дежнёва. Между последним и Стадухиным отношения сложились неприязненные.
В 1651 году Стадухин покинул Анадырь, чтобы поискать «новых неведомых землиц», и перешёл на реку Пенжину (Камчатка), а затем на Гижигу (Магадан), откуда морем перебрался на реку Тауй (Магадан, Хабаровский край). В дальнейшем Стадухин перешёл в Охотский острожек. О последующей судьбе Михаила Стадухина сведений нет.
1647–1648 ДЕЖНЁВ СЕМЁН ИВАНОВ
Якутский казак, родился в Великом Устюге в начале XVII века. Прибыл из Енисейска в Якутск в 1638 году.
В 1639 году Дежнев был послан сыном боярским Парфеном Ходыревым в Оргуцкую волость для сбора ясака. В 1640 году с этой же целью был послан на реку Яну. Перезимовав в Якутске, Дежнев, совместно с Михаилом Стадухиным, был в 1642 году отправлен на Оймекон, в верховья Индигирки, снова для сбора ясака. Во время этого похода Дежнёв подвергся нападению многочисленного отряда тунгусов, причём был ранен в руку и ногу. Отослав ясак в Якутск, Дежнев и Стадухин в сопровождении 11 казаков спустились на коче вниз по Индигирке «для прииску новых неясачных людей». Расставшись с Стадухиным и присоединившись к другому отряду, во главе которого стоял Дмитрий Михайлов Зырян, Дежнёв перебрался на реку Алазею, где нашёл неясачных юкагиров. При взятии аманатов (заложников) завязался бой с юкагирами, во время которого Дежнев был снова ранен (в плечо). Из Алазеи Дежнёв перешёл на Колыму, где встретил Михаила Стадухина, совершившего путь из Индигирки морем. В Нижнеколымском острожке, недавно построенном Стадухиным, Дежнёв соединил свой отряд с отрядом Стадухина и предпринял поход на «юкагирских мужиков омоков». Во время боя Дежнёв убил у юкагиров «лутчево мужика», но и сам был ранен.
В 1645 году находившийся в Нижнеколымском острожке отряд из 13 казаков подвергся нападению юкагиров. Нападение было отбито, причём Дежнёв получил новую рану в голову. Затем Дежнёв под начальством Дмитрия Михайлова Зыряна и целовальника Петра Новосёлова снова ходил на «непослушников неясачных иноземцев» (юкагиров). Дежнёв опять был ранен (в руку).
В 1647 году Дежнев вступил в отряд Федота Алексеева Попова (см.), приказчика устюжских торговцев Усовых. Федот Попов просил о зачислении Дежнёва в отряд для сбора ясака: «а обо мне, холопе твоем Семейке, те торговые и промышленные люди били ж челом, чтобы мне, холопу твоему, идти с ними вместе для твоего государева ясачного сбору, для прииску новых неясачных людей и для твоих государевых всяких дел» (из челобитной Дежнёва).
О морском походе 1647 года и первой части плавания в 1648 году см. Федот Алексеев Попов.
В конце сентября 1648 года, когда кочи Попова и Дежнёва уже вышли через Берингов пролив в Тихий океан, буря разделила их. Коч Попова пропал бесследно, коч же Дежнёва в октябре выкинуло на берег, к югу от Анадыря. На коче Дежнёва находилось 25 человек – все уцелевшие из 90 человек, принимавших участие в экспедиции Попова.
После гибели коча Дежнёв и его спутники отправились пешком к устью Анадыря, куда добрались через 10 недель. Шли «холодны и голодны, наги и босы». В устье Анадыря Дежнёв поставил зимовье. К весне отряд Дежнёва уменьшился до 12 человек.
Летом 1649 года Дежнёв построил из плавника коч и пошёл на нём вверх по Анадырю. Со встреченных на пути анаулов был взят ясак, что не обошлось без боя, во время которого Дежнёв снова был ранен. В среднем течений Анадыря Дежнёв построил зимовье (впоследствии Анадырский острог), в котором и провёл зиму 1649/50 года. Весной 1650 года сюда пришёл сухим путём из Нижнеколымского острога отряд под начальством Семёна Моторы и Михаила Стадухина.
Летом 1650 года Дежнёв предпринял неудачную попытку пройти на реку Пенжину; пришлось вернуться на Анадырь. Вскоре после этого Дежнёв, Стадухин и Мотора пошли на анаулов, с которыми завязался отчаянный бой, окончившийся победой русских.
Весной 1651 года Дежнёв и Мотора предприняли поход на реку Анюй, где был бой с ходынцами. В начале 1652 года снова произошёл бой с анаулами, во время которого был убит Семён Мотора.
Летом 1652 года Дежнёв вышел на кочах в море и в устье Анадыря открыл коргу (отмель), на которой находилось огромное лежбище моржей, а также много старых моржовых клыков. Здесь Дежнев удачно промышлял как в этом году, так и в последующие. Всего до 1656 года Дежнёв взял здесь 239 пудов моржового зуба. Весной 1653 года состоялся поход на чуванцев в верховья Анадыря. В следующем году Дежнёв опять ходил на чуванцев, причём взял аманатов и сам был ранен ножом в грудь.
В 1656 году Дежнёв сдал собранную им государеву казну казачьему сотнику Амосу Михайлову, прибывшему из Якутска. Сам же Дежнёв оставался на Анадыре до 1662 года, промышляя моржовую кость как для государства, так и для себя. В этом году Дежнёв прибыл в Якутск, привезя с собой «костяную казну» – 196 пудов. С этой казной Дежнёв был отправлен в Москву, куда прибыл, вероятно, летом 1664 года.
В сентябре 1662 года Дежнёв подал челобитную, в которой просил выдать ему за всю службу жалованье и продовольствие: «Будучи на той твоей, великого государя, службе, поднимаючись собою и служа тебе, великому государю, многое время без твоего, великого государя, жалованья, имаючи иноземцев в амалаты, голову свою складывал, раны великие принимал и кровь свою проливал, холод и голод великий терпел и помирал голодною смертью, и, на той службе будучи, от морского разбою обнищал и обдолжал великими неокупными долги, а в тех долгах вконец погибаю». По расчету, сделанному в Москве, Дежнёву за 19 лет службы полагалось получить 126 рублей 401/2 копеек. Жалованье (частью сукном) было выдано Дежнёву в 1665 году. В том же году Дежнёв выехал в Якутск.
О пребывании Дежнёва в Якутске до 1670 года, когда он снова выехал в Москву, сведений не имеется. Целью этой второй поездки было доставить в Москву соболиную казну и различные документы. В Москву Дежнёв прибыл в декабре 1671 года. Здесь знаменитый землепроходец скончался в 1673 году.
Именем Дежнева, по предложению А.Э. Норденшельда, названа крайняя восточная оконечность Азии (ранее называвшаяся мысом Восточным).
Источник: блог автора Ивана Козлова