• Елена Панюхина. Экспедиция на вырост

  • Back
10.08.2023 by 

Роман «Экспедиция на вырост» восполняет большой пробел, ведь Великая Северная экспедиция 1733–1743 годов, руководителями которой были Витус Беринг и Алексей Чириков, ещё ни разу не становилась темой книги для подростков. Автор, подобно своим героям, стал настоящим литературным первопроходцем, увлекательно и исторически точно описав, как отряд Беринга–Чирикова, исследуя побережье, пересёк Сибирь, достиг Камчатки и направился к Северной Америке.

«Капитан Беринг открыл наш дикий берег. Что за чудо-капитан!» — пел Юлий Ким, когда после окончания педагогического института работал учителем на Камчатке. Благодаря шутливой песенке известного барда имя Витуса Беринга на слуху у многих, но масштаб открытий, сделанных под его руководством исследователями новых земель, мало кому известен. А ведь благодаря мужеству и самоотверженности участников экспедиции, как сообщается в самом начале книги, на карте России появились 32 тысячи километров морских границ: побережья Северного Ледовитого океана, Чукотки, Камчатки, Охотского моря, Курильских островов. Экспедиция открыла морской путь в Японию. Итогом Великой Северной экспедиции стала первая научная карта территории Российской империи, на которую были нанесены Курильские острова, северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки. Именами руководителей и участников экспедиции названы остров Беринга, остров Чирикова, остров Шумагина…

Елена Панюхина. Экспедиция на вырост
Елена Панюхина. Экспедиция на вырост

Книга сразу же погружает читателя в атмосферу грандиозного путешествия — на форзаце помещена карта России XVIII века от северо-западных до восточных границ, до Тихого океана. Главный герой романа — Лаврентий Ваксель, волонтёр камчатской экспедиции. В начале повествования ему двенадцать, и он наравне со взрослыми членами экипажа судна «Святой Пётр» терпит все тяготы трудного плавания. Роман и начинается с того, что Лаврентий вместе с другими участниками отряда после крушения корабля оказывается на необитаемом острове. Ему грозит гибель от цинги, голода и холода. Лаврентий вспоминает свою недолгую, но такую насыщенную событиями жизнь. И это сразу же настраивает читателя на серьёзные размышления о смысле человеческой жизни. Мальчик вспоминает слова своего отца: «Важно не то, сколько лет жил человек, а как именно. Не предал ли Родину? Не подвёл ли товарищей? Какой выбор сделал в решающий момент? Если правильный, значит погиб не зря».

Вообще-то Лаврентий на самом деле Лоренц. Его отец швед Свен Ваксель, моряк и штурман, как и многие иностранцы в петровские и послепетровские времена поступил на службу в российский флот. Вместе с женой и двумя сыновьями жил в Санкт-Петербурге, откуда в марте 1733 года приехал в Тверь. Именно этот город на Волге стал отправной точкой Второй камчатской экспедиции, которой суждено было сделать великие географические открытия. Лаврентий, как окрестил его служитель верфи, на которой строили суда для экспедиции, вместе с отцом отправляется в долгий, трудный, полный приключений путь через всю Российскую империю на самый восток страны. По Волге, Каме, уральской реке Чусовой, по Енисею, Илиму, через Казань, Екатеринбург, Кунгур, Тобольск, Якутск, Охотск, через множество деревень, слобод, безлюдную тайгу — к Охотскому морю и дальше на Камчатку, где участниками экспедиции был заложен Петропавловск-Камчатский в честь судов «Святой Пётр» и «Святой Павел». И дальше — к берегам Северной Америки…

Перед глазами читателя словно оживает карта огромной страны. Каждая глава посвящена какому-то городу или иному географическому объекту. Экспедиция делает очередную остановку, и Лаврентий, а вместе с ним и читатель, узнаёт много интересного об этом месте: об истории, обычаях живущих там людей, о местных поверьях. И описано всё красочно, ёмко, выразительно, очень зримо: «Казань была удивительна! Ульяна Петровна сравнила её с лоскутным одеялом, потому что в городе оказалось много различных слободок, в которых жили люди определённой профессии… Поднимались они и в старинный казанский кремль с каменным губернаторским домом, прекрасными монастырями и церквями…» А вот как выглядел Екатеринбург в середине XVIII века: «Путешественники были потрясены увиденным: среди вековой тайги стоял современный город! Не веря своим глазам, ехали они по просторным расчищенным улицам, разглядывая красивые здания, выстроенные по немецкому образцу!» Ещё бы, ведь Екатеринбург всегда был крупнейшим уральским городом, а в те времена — «центром всех горнодобывающих заводов края».

Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища
Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища

Масштабное в этой книге гармонично переплетается с частным, личным, и от этого становится ещё более привлекательным для читателя. Это открытия, которые делает Лаврентий, забавные, трагикомические и трогательные эпизоды, которые то и дело случаются с ним. Вот он чуть не утонул в Каме, пробуя на прочность едва установившийся лёд. Вот он на постое в одном из селений испугался ручного хозяйского бобра. Вот он приручил волчонка. Вот пошёл в школу, а потом и в навигацкий класс, специально открытый Берингом для мальчишек, чтобы готовить их к службе на море… Главный герой этой книги — тот самый герой подростковой литературы, поисками которого давно занимаются современные детские писатели. Только эти поиски часто идут не в том направлении, которого просит юная читательская душа. Дети во все времена тянутся к высокому и героическому. И персонаж, который борется со своими страхами, усталостью, грустью, который проявляет великодушие, мужество и милосердие, им близок, хочется стать таким же, как он.

Лаврентий милосерден к животным, история его дружбы с волчонком грустна и трогательна. А вот во время трудного перехода по таёжным дорогам до Енисейска он, хотя и устал смертельно, мужественно отказывается сесть на подводу, потому что ему жалко измождённых лошадей: «На привалах, чуть передохнув, Лаврентий ветошью с муравьиной кислотой аккуратно, чтобы не попасть в глаза, протирал морды кротких тощих лошадок. Тыльной стороной ладони убирал с уголков их тёмных грустных глаз засохших насекомых. Лошади благодарно и нежно трогали его за щёку замшевыми губами, устало вздыхали и тепло дышали в ухо. Возчики улыбались, наблюдая эту картину: вот ведь малец, хоть сам умаялся, а Божьи создания жалеет». Главный герой старается жить по совести, и в этом большую роль играют его родители, которые ненавязчиво подсказывают, как должен вести себя человек. Нашлось в романе место и описанию отношений между подростками. Когда экспедиция подолгу останавливалась в одном месте, собирая ресурсы для нового рывка на восток, Лаврентий и в школу ходил, и с соседскими ребятами знакомился и взаимодействовал, а там обычные подростковые проблемы: борьба за лидерство, поиск единомышленников (характерное название одной из глав — «Обида и примирение»). Лаврентий благородно ведёт себя со сверстниками, хотя случаются, конечно, между мальчишками, и трения.

Но, конечно, не только приключения мальчишки привлекут внимание юного читателя. Тяжёлый труд в суровейших условиях, те жертвы, на которые шли люди, чтобы исследовать дальние северные края, мужество, великое терпение — всё это вызывает глубокое уважение к тысячам безвестных героев, проторивших дорогу к Ледовитому океану. Именно им мы обязаны тем, что живём сегодня в огромной стране, чьи границы простираются до края света, к Северному полюсу. Видя, как невыносимо трудно простым мужикам тащить поклажу экспедиции через тайгу и тундру в страшные морозы, Лаврентий размышляет о сути этой жертвы и вообще о смысле человеческой жизни. Эти размышления, хочется верить, дадут правильный ход мысли юным читателям: «Люди понимают, ради чего такие мучения: идут земли новые исследовать для Империи Российской, долг воинский исполняют, деньги для семьи зарабатывают. Люди знают, в чём смысл их тяжкого труда, и от этого им легче».

Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища
Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища

Эта книга, подобно романам Жюля Верна, Стивенсона и Саббатини, будит дух странствий, зовёт вперёд и ввысь, она полна настоящей романтики, которой так не хватает современной детской литературе. Нормальный мальчишка должен, как и Лаврентий, испытать восторг, услышав слова, которые говорит сыну Свен Ваксель: «Через три месяца я ухожу на Камчатку, а потом дальше, к американским берегам… Ты идёшь на пакетботе со мной и господином Берингом». А ведь впереди — страшные лишения, которые пришлось пережить участникам экспедиции после крушения корабля во время зимовки на острове, впоследствии названном островом Беринга. Среди умерших от цинги и других болезней (а это почти половина состава экспедиции) был и сам Витус Беринг. Но воля к жизни оставшихся моряков и великое их мужество позволили восстановить корабль и доплыть до спасительного камчатского берега. С волнением и гордостью наблюдает читатель за разворачивающейся на его глазах драматической историей, в которой человек побеждает все трудности и преодолевает препятствия, до того казавшиеся непреодолимыми.

Роман документально точен, изложенные в нём факты вполне достоверны. Наряду с вымышленными в сюжете действуют и реальные лица. Ценность романа ещё и в том, что его главный герой — сын выдающегося мореплавателя Савелия (Свена) Вакселя, участника Второй камчатской экспедиции в составе отряда Беринга–Чирикова, который после смерти Витуса Беринга возглавил экспедицию. Именем Савелия Вакселя названы два мыса — на том самом острове Беринга и на Таймыре. Он основатель дворянского рода Вакселей. Все три сына Савелия Вакселя стали военными, старший, Лаврентий, дослужился до звания контр-адмирала. На страницах романа действуют и другие исторические лица. Например, немецкий врач и естествоиспытатель Георг Стеллер (его имя получили стеллерова черноголовая голубая сойка и стеллерова корова). Или Степан Крашенинников, этнограф, биолог, географ, автор масштабного труда «Описание земли Камчатки». И, конечно, сам Витус Беринг, имя которого знает (по крайней мере, должен знать из уроков географии) каждый школьник.

О том, как сложились судьбы участников экспедиции, можно прочитать после основного повествования. Перечислены там имена и взрослых героев книги, выдающихся мореплавателей, исследователей (А.И. Чириков, И.Ф. Елагин, С.Ф. Хитрово и других), и мальчишек — друзей Лаврентия. Все прожили жизнь героически, честно, все силы отдавая родной стране. Всё это вдохновляет юного читателя, побуждает к высоким целям, заряжает романтикой, которая, как говорил Михаил Анчаров, есть тоска по великому. Диалоги, описания — всё выстроено авторами таким образом, что далёкое прошлое становится для читателя близким, волнующим, так что невольно начинаешь сопереживать героям. Во все времена главными ценностями остаются дружба, любовь, верность своим идеалам и принципам, мужество, служение отчизне. Исподволь авторы подводят читателя к мысли о том, что если датчанин Витус Беринг, швед Ваксель, немец Стеллер и другие иностранцы, работавшие на благо России, так любили нашу страну, что не страшились положить жизнь за неё, то уж нам-то и подавно надо ценить свою родину, огромную, разнообразную, уникальную.

Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища
Иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища

В романе переплелось несколько жанров. Исторический роман, научно-познавательное, почти энциклопедическое издание, травелог (путевой дневник, отражение впечатлений главного героя), остросюжетный приключенческий роман. И, конечно, роман взросления, ведь герой, попав в трудные жизненные обстоятельства, преодолевает свои сомнения и страхи, выходя из них закалённым и повзрослевшим. Книга ещё на этапе рукописи стала замечательным педагогическим инструментом, ненавязчиво приобщая подростков к истории отечества. Над иллюстрациями работали курсанты Тверского Суворовского военного училища. Они не только усвоили множество интересных фактов по истории, географии и культуре России XVIII века, но и прониклись романтикой странствий, высокой героикой, идеалами товарищества, взаимовыручки, примерами бескорыстного служения отечеству. Одиннадцать тверских мальчишек-суворовцев, их учительница рисования и МХК и девочка-художница из города Калязина (их фотографии размещены на форзаце книги) своими рисунками как бы приблизили то далёкое время к читателям, передали восприятие тех событий подростками XXI века.

Панюхина, Е. Е. Экспедиция на вырост : грандиозный северный поход глазами самого юного участника / Елена Панюхина ; исторический редактор Сергей Панюхин ; иллюстрации курсантов Тверского Суворовского военного училища. — Москва : КнигИздат, 2023. — 229 с. : ил.

Елена Панюхина ответила «Библиогиду» на несколько вопросов о создании книги.

Наталья Богатырёва: Как возникла идея написать именно об этой экспедиции?

Елена Панюхина: Сергей уже давно интересуется историей Великой Северной экспедиции, последние пять лет очень серьёзно, работая в архивах и библиотеках. В это же время мы разработали и начали проводить историко-патриотические Проекты для подростков (12–15 лет) «Север рядом» об освоении северо-восточных территорий России. Потому что, по сути, эта экспедиция и создала нашу страну в её сегодняшних границах. Тестировали всех ребят, приходящих на Проект (а их за несколько лет было почти 1000), чтобы понять уровень знаний по теме. Вопросы задавались из школьной программы. И это была катастрофа. Замечательные весёлые активные дети не знали ничего. Просто каша из дат, имён и событий: «Фикус Берингов на субмарине отправился на Камчатку, чтобы основать город Сахалин. Охотился там на мамонтов и птицу додо…» И тому подобное. Занимались, рассказывали, ходили в походы, проводили игры и пр. После цикла занятий хотелось детям что-то порекомендовать для самостоятельного чтения. И вдруг обнаружили, что нет художественных книг для подростков об этом интереснейшем периоде в истории России. Так что пришлось написать книжку самим.

Наталья Богатырёва: Почему героем стал мальчик-скандинав?

Елена Панюхина: Потому что это реальный персонаж, как и все остальные герои книги. Мы подумали, что ребятам понятнее и интереснее читать про своего сверстника, а не про взрослых капитанов, даже легендарных. История Лаврентия Вакселя удивительна и уникальна. Это единственный случай, когда ребёнок участвовал в военной северной экспедиции. Почему он скандинав? Ну время было такое. Пётр Первый приглашал на работу иностранных специалистов. Шведы, голландцы, датчане, немцы… Служили в России, оставались жить, уезжать не хотели, а дети их уже считались русскими. Лаврентий Савельевич Ваксель, ушедший с отцом в экспедицию в возрасте 14 лет, стал русским офицером, контр-адмиралом.

Наталья Богатырёва: С какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке текста?

Елена Панюхина: Трудность одна — негде было разгуляться фантазии. Потому что всё в тексте точно выверено по документам: события, хронология, имена, названия… Ну и, конечно, нужно было внимательно следить за исторической достоверностью при описании быта начала XVIII века: какие вещи использовались, какие сказки рассказывались, что ели и пили, во что одевались… Чтобы не было «ляпов».

Наталья Богатырёва: Какими архивными документами вы пользовались и вообще в каких архивах почерпнули информацию?

Елена Панюхина: Пользовались опубликованными документами Второй камчатской экспедиции (указы, рапорты, письма, отчёты, сметы, записи вахтенных журналов и пр.), Сергей работал в архиве ВМФ в Санкт-Петербурге и в РГАДА в Москве. В книге есть несколько фактов, вообще нигде ранее не упоминавшихся. Это его находка, можно сказать, маленькое открытие. Ну а ещё использовали книги «Описание земли Камчатка» Крашенинникова и Стеллера плюс его дневники, книгу Свена Вакселя «Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга», дневники Иоганна Гмелина, научные работы Татьяны Федоровой. В какие-то моменты, особенно при описании Камчатки, подключала свой опыт, так как 35 лет там прожила.

Источник: «Библиогид»