Рай Валентина Сидорова
«Куда плывут облака? – В рай. – А что такое рай? – А рай, сынок, это там, где все живут в радости» – так отвечала бабушка несмыслёнышу-внуку. С тех пор Валентин Михайлович Сидоров и творил свой космос-рай, рай, в котором живы и счастливы молодые родители, убирающие последнее сено в овин, счастливы играющие дети, счастлив мир благости и покоя, даже в последний день 22 июня…
«Куда плывут облака?» За горизонт, в даль, что впервые открылась ребенку из качающегося домика-зыбки. Удивительно, но Валентин Михайлович утверждал, что помнил именно заоконное пространство, увиденное из младенческой колыбели. С детства восхищенность совершенным мироустройством не оставляла живописца, двигавшегося от окоёма к окоёму, пока не остановился для созерцательного сосредоточения в деревне Подол, в построенной для себя мастерской с окном во всю стену, с окном, вместившим идеально-венециановский пейзаж и изменчивость небес, изменчивость, которую можно лишь запомнить и ухватить поэтичным названием. Сидоров был сверх чуток к слову. «Искони бе Слово» – именно так переводилась на древне-славянский язык первая строка Евангелия от Иоанна. В подлинно русском искусстве слово не вначале, а искони предшествует изображению. От иерархической высоты слова во многом зависит иерархическая значимость отображенного в случае, если возникает камертонально-точное соответствие. Всматриваясь в холсты Сидорова, ловишь себя на том, что безотчетно проговариваешь строки Пушкина, Тютчева, Рубцова,… а названия-подписи картин, собравшись в каталожное единство, превращаются в оглавление превосходного стихотворного сборника.
Сидоров одновременно и реалист и изощренный формалист. Реалист в начальном значении термина, родившегося из споров средневековых схоластов – реалистов и номиналистов, в которых платоники-реалисты отстаивали первичность идей, иерархически последовательно имманирующих в доступную реальность. Сидорову была дана сила раскрыть суть русского мировидения и найти формы воплощения постигаемой гармонии. Как истинно русский живописец, предрасположенный к свету, изгоняющему тьму, почти исключившему метафизику теней, выбирал из многообразия световых ипостасей наиболее сложно уловимое светолитие, сущностное для восточно-христианской иконописи и проявляющееся в творчестве живописцев, изредка встречающихся среди художников. Подобное сравнение позволительно, если помнить сказанное Епифанием Премудрым о Феофане Греке: «Живописец среди иконописцев».
Каждый природный мотив, волновавший Сидорова, претворялся им в картинную форму с микронно выверенными соответствиями формата и ритмики изображения, с характерной линеарной изысканностью, с архаичной эпикой полосных пространств. Все формальные изощренности, доведенные до стадии универсалий, подсознательно влияют на зрительское приятие совершенства. Сидоров предельно строгий, минималистичный в отборе деталей, выявлял в каждой вещности «знаки узнавания». Не случайно он чтил Георгия Нисского и великого китайца Ци Байши, маленькая брошюрка о творчестве которого, попав в руки в ранней юности, стала «томов премногих тяжелей», повлияв на личную эстетику, совпавшую в эстетикой времени, отказавшегося от сталинско-ампирных излишеств.
И все же, как ни изобретательна форма, в творчестве Сидорова первичны чувства, бередящие, благородящие душу памятью о былом-невозвратном: о первой школе; о первых томлениях любви; об ушедших и не вернувшихся с войны односельчанах, в память которых Валентин Михайлович поставил часовню; об ушедшем духовно близком Георгии Свиридове… Словами трудно разъяснять немотствующую живопись, а живописи порой удается уловить то, что до конца не подвластно слову. Сила искусства Сидорова раскрывается в единении представлений о реально-идеальном русском мире и живописного языка, эти представления идеально-ясно воплотившего.
Сергей Гавриляченко
Валентин Михайлович Сидоров
5 мая 1928 | Родился в деревне Сорокопенье (ныне Конаковский район, Тверская область) |
1940–1942 | Учился в кружке изобразительных искусств в Московском доме пионеров под руководством А.М. Михайлова |
1943–1948 | Учился в Московской средней художественной школе, его преподавателем был М.В. Добросердов |
1948 | Поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, учился у П.П. Белоусова, Р.Р. Френца и И.П. Степашкина |
1952 | Перевёлся в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, который окончил в 1954 году. Учился у Ф.П. Решетникова, В.Г. Цыплакова и П.И. Котова. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Почётный гражданин Тверской области |
1958 | член Союза художников СССР |
1960–1966 | Руководитель Академической дачи (Вышний Волочёк) |
1994 | Преподавал в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, руководитель мастерской станковой живописи (с 1998). Профессор (1996) |
1972 | Серебряная медаль АХ СССР |
1972–1985 | Секретарь правления СХ РСФСР |
1974 | Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина – за цикл пейзажей «Моя Родина» |
1975 | Заслуженный художник РСФСР – за заслуги в области советского изобразительного искусства |
1979 | Народный художник РСФСР – за заслуги в области советского изобразительного искусства |
1984 | Государственная премия СССР – за цикл пейзажей «Дороги детства»: «Берёзовый ветер» (1973–1979), «Возле старых сараев» (1975), «Прятки» (1975), «Моя школа» (1977), «Утро на Подоле» (1977), «Дорогами детства» (1977), «Откуда берётся речка Дубровка» (1980–1981) |
1985–1987 | 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР |
1987–2009 | Председатель правления Союза художников РФ |
1988 | Народный художник СССР – за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства |
1996 | Орден Почёта – за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства |
1996 | Золотая медаль РАХ |
1997 | Государственная премия Российской Федерации в области изобразительного искусства 1996 года – за цикл живописных произведений «Тихая моя Родина» |
1998 | Благодарность Президента Российской Федерации – за большой личный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства |
1999 | Золотая Пушкинская медаль «За вклад в культуру и искусство» |
2000 | Международная премия имени М.А. Шолохова |
2001 | Член Союза писателей России |
2003 | Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за большой вклад вразвитие отечественного изобразительного искусства |
2004 | Премия Союзного государства за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами – участниками Союзного государства |
2008 | Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени – за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и активную общественно-просветительскую деятельность |
2008 | Орден Франциска Скорины (Белоруссия) – за значительный личный вклад в развитие культурных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией |
с 2009 | Почётным председателем Союза художников России |
Скончался 9/01/2021 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Спасибо всем кто пришёл на выставку, спасибо за тёплые и добрые слова, которые вы оставили в книге отзывов. Книга отзывов будет передана в тверской музей Валентина Сидорова «На тёплой земле»