В Союзе художников России открылась уникальная выставка «Анатомия Айсберга. Арктика 2023. Лада Подольская. Графика». Это большой цикл экспедиционных работ члена Союза художников Лады Подольской, настоящий отчёт художницы об участии летом 2023 года во второй творческой экспедиции на острова Северного Ледовитого океана. Экспедиция была организована при непосредственном участии АО «Первая Горнорудная Компания», «Первой Горномашиностроительной компании» и Архангельского отделения ИППО. Лада Подольская участвовала в этом творческом путешествии на легендарном ледоколе «Михаил Сомов» по рекомендации Союза художников России и как представитель этой крупнейшей в стране организации художников. Лада Подольская – представляла одновременно и Московское отделение СХ России. В экспедиции участвовали также и представители Союза писателей России. Необходимо отметить, что проект был поддержан заместителем председателя Государственной Думы РФ П.О. Толстым и заместителем председателя комитета по промышленности и торговле Государственной Думы РФ А.Ю. Спиридоновым.
На выставке представлены работы, выполненные непосредственно на корабле. В определенный момент, когда судно село на мель, удалось посетить остров Хейса. Акварельные графические листы (этюды и зарисовки) — это минуты впечатлений, наши точки отсчёта. А пастельные листы – пространство, окружавшее членов экспедиции. Лада рассказывает: – «Категория Времени исходит от человека и генерируется человеком. Судно «Михаил Сомов» село на мель. Линейная концепция времени обрушилась в несколько секунд. Впереди – неизвестность. Пространство вокруг нас начинало играть большую роль в познании, чем отсчёт минут и часов. Я намеренно говорю о Пространстве, так как оно всеобъемлюще; горизонта нет, мы в тумане большей или меньшей интенсивности, и красота пробивающихся лучей и окружающего пейзажа растворяет понятие Времени сильнее, чем настойка полярного мака. Полярный день, даже солнце на стороне Вечности. Мир вновь превратился в сферу, в которой движутся циклические процессы сна, работы, поглощения пищи. Мы сами стали Временем, вернувшись практически во времена Античности. Человек мерило всего вокруг.
Шум и ярость внешнего мира сюда не долетают, здесь абсолютный штиль, небо отражается в зеркальной поверхности северного ледовитого океана, плывут айсберги – символ Вечности. Они пришли из воды, медленно тают, растворяясь в той же воде, это всего лишь циклическое изменение агрегатного состояния, они символ бесконечности. Остановившееся Время предполагало два вопроса: в точке здесь и сейчас ты обретаешь Время или теряешь его? Каждый отвечает на вопрос сам – если ты что-то создаёшь, то, безусловно, приобретаешь. Всё это лишь подтверждает мысль об условности линейного движения от рождения к смерти. С одной стороны, от тебя ничего не зависит, с другой – ты мерило всего. Когда я говорю о сферичности российской цивилизации, я частично учитываю и цикличность нашего мироощущения – у нас духовное и материальное образуют внешнюю структуру бытия столь плотно, что мы одновременно живем и прошлым, и будущим, они на равных формируют наше настоящее, в отличие от западноевропейской рационалистической картины мира. Мы не линейны в своих отношениях с действительностью, мы центр сферы и любой момент можем пересмотреть свои отношения с миром.
Графический цикл, посвящённый временным отрезкам арктического дня, выполнен в технике, приближенной к книжной иллюстрации, чтобы подчеркнуть краткость регулируемого нами отрезка. Пространство же – категория постоянная и постоянно изменяемая. Арктика – как пастельный лист, все максимально убедительно и столь же непрочно, дуновение ветра меняет всё за секунды, твою жизнь, твоё Время и твоё Пространство. Уверена, на основе этого экспедиционного материала у меня появятся серьёзные выставочные полотна».
Дата и место проведения выставки:
01.12. – 15.12.2023. С 11.00 по 17.00. Вых.: пятница, суббота, воскресение
Москва, ул. Покровка, д. 37 (2 этаж)
Источник: Союз Художников России