Во время обследования острова Западный Шпицберген экспедиция ИА РАН обнаружила на побережье залива Гренфьорд прекрасно сохранившиеся остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в. Этот объект не указан на сайте Kulturminnesok, в котором находится наиболее полная информация о норвежских объектах всемирного наследия, архитектурных и археологических памятниках. Сотрудники экспедиции обследовали памятник, подготовили и передали всю информацию, необходимую для постановки этого объекта на государственный учёт, в норвежский директорат культурного наследия.

Работы на архипелаге проводилась в рамках НИР АААА-А17-117100950021-7 «Сохранение и исследование памятников российского культурно-исторического наследия на архипелаге Шпицберген».
В 2022 г. Шпицбергенская экспедиция ИА РАН провела мониторинг археологических памятников Западного Шпицбергена. Одной из задач экспедиции был поиск новых археологических данных, связанных с русским освоением архипелага. В частности, археологи вели поиск остатков русских судов XVI–XIX вв., оценивали их состояние и собирали информацию, необходимую для сохранения этих объектов, разрушающихся под воздействием природных и антропогенных процессов.

Именно такой памятник был найден на восточном берегу залива Гренфьод, приблизительно в 70 м от береговой линии моря – остатки бортовой обшивки поморского судна, частично погруженные во влажный, покрытый мхом грунт.
Фрагмент бортовой обшивки состоял из трёх последовательно соединённых между собой досок. В наибольшую длину (ок. 450 см) сохранилась доска № 1, длина доски № 2 – 391 см. Основная часть доски № 3 скрыта под грунтом, длина видимой ее части – около 150 см. Ширина досок в среднем около 15 см, их толщина – 4–4,5 см.
Доски были одновременно сшиты при помощи креплений двух типов. Первый тип крепления – соединение элементов обшивки при помощи достаточно массивных нагелей (деревянных гвоздей без шляпок и острия) диаметром 32–34 мм. Два таких нагеля и дырку от третьего сотрудники экспедиции обнаружили на стыках между досками № 1 и № 2. Крайние нагели находятся на расстоянии около 273 см друг от друга: это говорит о том, что приблизительное расстояние между соседними нагелями было около 130 – 140 см. Еще один нагель был найден между доской № 2 и № 3.

Второй способ крепления представляет собой пару нагелей, соединённых вицами – деревянными веревками, скрученными из гибких веток, прутьев, тонких стволов молодых деревьев. Расстояния между нагелями, диаметр которых – около 1 см, достигает 5 см, расстояние же между парами составляет от 95 до 174 мм. Соединение с помощью просмоленных виц было одним из способов обеспечить монолитность обшивки судна. Такое крепление традиционно применялось для крепления деревянных плотов и судов, которые именно из-за него в архангельских говорах назывались вичанками, вичовками (см. ст. Вица / Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Авт.-сост. В.И. Даль).
Все эти детали свидетельствуют о том, что доски принадлежали поморскому судну – кочу. Известно, что на Грумланд (поморское название архипелага Шпицберген) поморы ходили на «больших кочах» – судах, которые были приспособлены для продолжительного плавания в ледовых условиях. На протяжении нескольких столетий на кочах поморы отправлялись добывать рыбу и морского зверя в арктических широтах, проложили путь до Мангазеи, Новой Земли и Шпицбергена.

Основные сведения о грумантском коче были получены при проведении археологических исследований. Судовое дерево – одна из частых находок при раскопках русских поселений: практически во всех исследованных поселениях полы были сделаны из досок палубного настила. Также большое количество остатков судового дерево археологи находят при обследовании побережья. В настоящее время обнаружено и зафиксировано около 300 фрагментов судов.
Фрагменты кочей, найденных на Шпибцергене, показывают, что конструкция судов изменялась в течение времени. На самом первом этапе освоения архипелага поморы отправлялись на судах такого же типа, на которых поморы ходили на Новую Землю. Но особенности продолжительного плавания в условиях открытого моря, осложнённые ледовой обстановкой, вынудили поморских корабелов изменить некоторые детали: утяжелить конструкции, ввести дополнительные элементы, укрепляющие корпус судна. Если ранние кочи изготавливали, скрепляя детали нагелями и вицами, то в XIX в. уже использовали железные детали.

Каждая новая находка судового дерева позволяет получить больше информации об устройстве кочей, их конструктивных особенностях и сохранить памятники российского культурно-исторического наследия на архипелаге Шпицберген.
Источник: Институт археологии Российской Академии Наук