Освоение Сибири шло гигантскими темпами. За двадцать пять лет, с 1615 по 1640 год, было открыто множество земель, бассейны реки Енисей, далее на восток, бассейн реки Лена и, уже в 1639 году, отряд во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел к Охотскому морю, достигнув восточной оконечности России.
Были основаны остроги, в будущем ставшие городами российскими: Кузнецк 1618 (будущий Новокузнецк) – главная кузница Сибири; Енисейск 1619; Киренск 1623 – первый острог на Лене; Красноярск, Канск 1628; Киренск на Лене 1630; Братский и Усть-Кутский остроги 1631; Якутск 1632. А с Якутска по прямой 760 вёрст до моря Охотского, всего-то.
Немногим позже в 1643 году — атаман Василий Колесников достигает Байкала, а Михаил Стадухин — Колымы. И все эти открытия и возведения острогов совершают казаки. Это особый «сорт» людей, которым Воля и Свобода нужна была как воздух. А тут такие просторы. К тому же казаки – это в то время наиболее прогрессивные люди. Своеобразные учёные тех времён. Учёные, обученные не в академиях, а самой Жизнью. Особенно выделялись из них солевары и кузнецы. Это были настоящие алхимики русского разлива. Ими открывались все месторождения ценных руд, которыми пользуются и по сей день, а некоторые были открыты повторно.
И такой темп освоения Сибири нельзя не связать с правлением в стране. А именно первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича. Я всё думал и гадал, почему так. Но видимо потому, что царь был такой, что от него хотелось быть подальше. А казак — человек свободолюбивый и дерзкий. Ко всему прочему, добавлю, что прозападный Михаил Романов узаконил крепостное право, а по-простому — средневековое рабство, которого до этого на Руси в помине не было. Вот и бежали в Сибирь все кто хотел свободы.
Точно такой же свободолюбивой личностью оказался помор, профессиональный мореход, ставший казацким атаманом, а впоследствии путешественником и исследователем Семён Иванович Дежнёв. С юных лет он совершал морские походы в Мангазею. Затем окончательно перебрался в Сибирь, сначала в Тобольск, потом на самый край земли – Якутск.
Все первые походы его из Якутска имели задачу – сбор ясака с окрестных и более удалённых местных жителей. Необходимо было найти и привести под покровительство русского «Белого» царя как можно больше племён необъятного края. Отсюда и получалось, что каждый поход Семёна в составе казачьего отряда или во главе его, невольно становился исследовательским.
От реки Лены его отряды двигались всё время на восток. Они открыли реку Яну. Перейдя через Верхоянский хребет Отряд Стадухина, в составе которого был Дежнёв, достиг полюса холода – Оймякона и двигался всё далее на восток. А летом 1643 года они добирались и до Колымы, основав Колымское зимовье. Позже здесь появится городок Среднеколымск. А в 1644 году ставят ещё один острог – Нижнеколымский. Отсюда, с Колымы и начинается знаменитый поход Дежнёва по морю.
В этом походе было 7 струг (парусных лодок). 20 июня 1648 года, выйдя по Колыме в Восточно-Сибирское море, эскадра развернулась на восток в неизведанное. Пройдя мимо большого острова, который теперь именуют островом Врангеля, Семён Иванович выходит в Чукотское море. Очень скоро, к концу сентября, мореплаватели достигают самой восточной точки Евразии, Большого Носа, как его назвал сам Дежнёв:
«… Не доходил он (Стадухин), до Болшево Каменново Носу. А тот (Нос) вышел в море гораздо далеко, а жывут на нём люди чюхчи добре много. Против того ж Носу, на островах жывут люди, называют их зубатыми, потому что пронимают оне сквоз губу по два зуба немалых костяных. А не тот, что есть первой Святой Нос от Колымы, а тот Болшей Нос мы, Семейка (Семён) с товарищы ведаем, знаем, потому что розбило у того Носу судно служывого человека Ярасима Онкудинова с товарищы. И мы, Семейка с товарищы, тех розбойных людей имали на свои суды и тех зубатых людей на острову видели ж. А от того Носу та Анандырь река и корга далеко»
Из челобитной понятно, что прошли они Берингов пролив, а значит впервые открыли его, 80 годами ранее Витуса Беринга. Подходили к островам Ратманова и Крузенштерна, а так же к о. Св. Лаврентия. Да и Аляску наверняка с тех островов видно было. Однако на картах остался только мыс Дежнёва – как самая восточная оконечность Евразии и России.
Обогнув мыс Дежнёва, эскадра попадает в шторм, что не редкость в тех широтах. Два коча разбиваются о льды, и ещё два уносит в море. Экипажи первых двух, кого смогли, подобрали, остальных растерзали коряки, неизвестный народ. Кстати, людоедами они были не хуже аборигенов Кука. О двух других кораблях отряд Дежнёва больше ничего не слышал. Но есть версия, что их унесло на Аляску. Вот тогда-то и появились на Американском континенте первые русские – 1648 год. Позже, другие исследователи встречали на Аляске бородатых мужиков, по всей видимости потомков наших героев.
«… И по разглагольствованию тех чукч имеется чрез русских людей известие доподлинно так,… Колымскому среднему зимовью, где прежде ярмонга бывала, для торгу пошедших и от сильных морских погод друг от друга разошедшихся, иные в Камчатку проплыли, а иные к тому острову, который Большой Землёю называется, пристали и тамо жительствующими народами совокупившиеся, у них поженились и расплодились…»
Так писал в 1742 году Яков Линденау, участник многих экспедиций по Северо-Восточной Азии.
Следующим штормом ломает ещё один корабль. Экипаж подбирают на оставшиеся два коча. Которых, впрочем, буря опять раскидает по морю. Корабль С. Дежнёва причаливает намного южнее устья Анадыри, а корабль Федота Попова вынесло на восточный берег Камчатки, где они и окончили свой поход в устье одноимённой реки. Дежнёв с командой десять недель добирался до Анадыри, где поставили зимовье. В 1659 году С. Дежнёв покинул Анадырский острог и вернулся в Якутск.
За 10 лет его прибывания на Чукотке был изучен бассейн реки Анадырь, её верховья и найден сухопутный путь на Колыму. Открыты ранее неизвестные народы: эскимосы, и другая разновидность юкагиров. Так же было открыто большое моржовое лежбище. Был начат промысел моржовой кости.
Судьба к Семёну Ивановичу была благосклонной. Пока он путешествовал и собирал ясак с чукчей в стране сменился правитель. На престол взошёл Алексей Михайлович Тишайший.
Вернувшись в Москву, Дежнёв продал весь свой хабар (289 пудов, то есть примерно 4,6 тонны моржовых клыков) и взял с дохода приличную долю 500 рублей соболями. Так же он стребовал с царя жалование за 19 лет службы аж целых 126 золотых рублей. Тогда это было целое состояние. Ему был пожалован чин Якутского атамана. Дожил он почти до 70 лет в мире и достатке.
Однако все его открытия залежались в Якутском архиве на 80 лет. Поэтому Беринг считал себя первооткрывателем пролива между Азией и Америкой. Вот такая неоднозначная история.
Источник: блог Пятая Цивилизация