• Следы и попытки поиска моряков «Святого Павла»

  • Back
13.06.2023 by 
Кадр из фильма «В сердце моря»
Кадр из фильма «В сердце моря»

Как ни странно, но специальных попыток найти пропавших участников экспедиции не было. И хотя весть об оставленных моряках разнеслась по миру она так и оставалась в рубрике загадок.

В 1764 году к побережью Аляски и Алеутским островам отправляется экспедиция Креницына и Левашёва. Среди важнейших задач для неё, составленных Ломоносовым, было и такое: «То бы весьма уповательно было получить известие о тех Россиянах, кои на Западно-Американском берегу Чириковым потеряны». Эту задачу экспедиции выполнить не удалось. Креницин смог добраться только до острова Уналашка и ещё нескольких ближайших к нему островов Алеутской гряды.

В 1765 году начальник Чукотки Фёдор Плениснер отправляет «учёного чукчу» Николая Дауркина на берег Берингова пролива, и далее, на американскую землю в разведку. После происшествия прошло уже почти четверть века и поползли слухи о том, что на американской земле живут белые люди с бородой, носящие «долгие платья» (европейского покроя), кланяются иконам и говорят на непонятном языке. Для проверки этих слухов и был отправлен Дауркин. Он вернулся с картой, на которой на Аляске, гораздо севернее места происшествия, на реке Хеуврен нарисована бревенчатая крепость наподобие сибирских острогов, на башнях воины с копьями, а рядом индейцы на пирогах (возможно атакуют). Но это вполне могла быть крепость, построенная другими русскими, которые к тому времени встречались на Аляске нередко.

Карта Русских колоний в США
«Русская крепость» в Америке по карте Дауркина 1865 г. «Географический департамент АН» №123 Библиотека АН СССР. Деталь.

В 1774 году испанский мореплаватель дон Мартинес на корабле «Сантьяго» занимался торговлей с аборигенами на южных островах архипелага Александра. В одной из лодок индейцев моряки заметили обломок толи штыка, толи сабли предположительно русского происхождения. Они попытались выменять его на что-либо, но безуспешно. На все вопросы аборигены показывали руками куда-то на север. 

Капитан Джемс Кук
Капитан Джемс Кук

Капитан Джемс Кук в 1778 году проходил мимо архипелага Александра, островов Баранова и Чичагова. Его лейтенант, Джеймс Кинг, долго изучал в подзорную трубу побережье острова Якоби, где и произошёл тот инцидент, и оставил в дневнике такую запись: 

«Гуманности ради надо надеяться, что те из пятнадцати человек, которые ещё живы, ничего не узнают о наших кораблях, приходивших к здешним берегам, и не разочаруются столь жестоко в своих мечтах вновь попасть на родину…»

В 1786 году капитан Лаперуз, проплывая на «Буссоли» и «Астролябии» мимо залива, где исчезли русские моряки, записал: «созерцая этот залив, я всё время думал, вероятнее всего, шлюпку Беринга и её экипаж погубило яростное море, а не дикие индейцы…». Его собственная экспедиция совсем недавно потеряла 21 моряка чуть севернее в бухте Льтуа, когда две шлюпки, вошедшие в узкий пролив во время прилива, были разбиты о камни.

В 1789—1791 годах Николай Дауркин и Иван Кобелев служили переводчиками при экспедиции Биллингса-Сарычева, которой было поручено исследовать и описать Чукотку и прилежащие моря и земли. В 1791 году Кобелев высадился на острове Укипень (Кинг), где традиционно проходила торговля между чукчами, алеутами и индейцами. На острове Кобелев встретил американцев живущих на реке Хеуврен и вновь услышал рассказы о бородатых людях, живущих где-то на Аляске. Вот что он потом рассказывал:

«… На том же острову нашёл самих американцев человек до десяти, которые жительство имеют по реке Хеверен, кои переехали ещё до прошедшего лета на байдарках для торгу. Те же американцы со мною обращались дружелюбно и ласково… Они ж, американцы, своё лицо и грудь и мое лицо также и грудь гладят и обнимают, то значится большого и неразрывного их со мною дружества. И на свою землю указывают, и меня за плате тянут, и, видимо к себе зовут в Америку. Когда я по-русски говорю, то они в свой язык перстом указывают да на свою землю… Вскрытно от наших прибывших три краты наодине крестилися рукою и махали на их же землю. И изо всего видится, что есть таковые же люди как я, таков же и разговор…»

Однако ни показать дорогу, ни просто отпустить Кобелева туда чукчи отказались, всячески препятствуя прямому общению между русскими и эскимосами с индейцами, так как им было выгоднее, чтобы вся торговля с Америкой шла только через них. Также при переводах они переводили Кобелеву только самые общие вещи, много явно нарочно путали и скрывали.

Этнический состав населения российской Арктики меняется

Все дальнейшие попытки русских найти свих товарищей не увенчались успехом. А потом, когда началось массовое освоение Америки, все следы и вовсе были окончательно утеряны на фоне новых переселенцев.

Версии и загадки

Наиболее распространённой официальной версией было крушение обеих шлюпок в сулоях – коварных, неприметных водоворотах. Такое мнение высказал капитан Лаперуз, потерявший две собственные шлюпки в похожих условиях. Его мнение считалось наиболее авторитетным из всех. Однако и Лаперуз вынужден был констатировать, что благоприятный момент для шлюпок всё же мог быть. Опытные моряки, каков был Дементьев, вполне могли бы справиться с сулоями, о чём говорит третья шлюпка Лаперуза, которая благополучно прошла все водовороты. Если бы лодки потопило водоворотами и все моряки утонули, то не было бы потом костра на берегу, намеренно выложенным так, чтобы было видно с корабля.

Индейцы Коренные жители Америки
Индейцы Коренные жители Америки

Версия о том, что моряков схватили и в последствии убили индейцы, так же маловероятна. Это не характерно для поведения индейцев. Когда команда Беринга высаживалась на островах Шумагина все индейцы попрятались и натуралист Стеллер с одним сопровождающим мог беспрепятственно бродить по острову, даже заходя в жилища и собирая некоторую утварь местных. Джеймс Кук в своём путешествии устраивал в районе Канадского Ванкувера на острове Нутка базу для ремонта корабля. Это всего в нескольких сот километров южнее того места, где оказался Чириков. Находясь несколько недель на острове Кук хорошо познакомился с местными индейцами, которые были весьма дружественны. То же самое задолго до Кука проделал и Френсис Дрейк. Его команда пешком смогла обойти весь Новый Альбион и прилежащую долину вплоть до пролива Золотые Ворота Сан-Франциско.

Корабль Джорджа Ванкувера

Загадка же заключалась ещё и в том, что в былинах и рассказах местных индейцев не было никакого упоминания о высадке белых людей, о встрече и дальнейших событиях. Как, однако, в преданиях эскимосов сохранились рассказы о выходе команды Беринга на островах, и о контакте с белыми людьми. Сохранились предания о людях Фробишера и пропавших его моряках за 200 лет до описываемых событий. Так же имелись рассказы о контактах индейцев с командой Лаперуза. Но о людях Чирикова же не было ни слова.

Встреча команды Джеймса Кука с индейцами

С другой стороны в тех краях к тому времени уже успели отметиться испанцы. Об отношении испанцев к местному населению америки мы знаем неплохо. Таким образом после визитов испанцев, при условии контакта их с местным населением, у некоторых индейцев могли сложиться негативные впечатления о белых людях, ибо по первому контакту невозможно понять к какой национальности эти белые принадлежат. Да и откуда индейцам было знать о национальностях и особенностях поведения разных белых людей. 

Попытки разгадать эту загадку были и в 21 веке. Так группе международных исследователей в 2005-2006 годах удалось всё-таки выяснить точное место попыток высадки десанта Чирикова. Это была бухта Сёрдж (Surge Bay) на острове Якоби. Данная бухта по современным оценкам представляет собой весьма сложную бухту с до сих пор не определённым фарватером, подводными камнями и течениями, которые в любую погоду могут представлять собой опасность, если не учитывать приливы и отливы. 

Бухта Сёрдж, Остров Якоби (Yakobi Island), Гавань Портлок
Бухта Сёрдж, Остров Якоби (Yakobi Island), Гавань Портлок

Русским исследователям не доступны английские морские архивы. А американские исследователи Элтон и Аллан Энгстромамы обнаружели два исторических источника. Первым источником стал журнал плавания Натаниэля Портлока. Портлок участвовал в третьем плавании Джеймса Кука, а в 1785 году сам становится капитаном торгового корабля «Король Джордж», торговавшего мехами у берегов Аляски. В 1787 году Портлок вошёл в гавань, расположенную в пяти милях южнее пролива Лисянского (Лизиански), ныне именуемую его именем (Portlock Harbor), на о. Чичагова для торговли. Индейцы, приплывшие на каноэ с севера, рассказали историю гибели лодки с европейцами: 

«… Ветер вошёл свежий от моря и поднял большие волны… при выносе якоря за борт лодка наклонилась и наполнилась водой, и прежде, чем оказать помощь, пять мужчин утонули». 

А во время повторного визита один из индейцев был одет в выцветший красный пиджак или военный мундир. Так как ни Кук, ни Лаперуз, ни другие мореплаватели не теряли в этом районе лодок, людей и красный мундир, то он мог принадлежать канониру со «Святого Павла» примерно соответствующий форме русского корабельного канонира начала 1730-х годов.

Мундиры русской армии 18 века
Мундиры русской армии 18 века
Канонир русской армии начала 18 века
Канонир русской армии начала 18 века

Другим свидетельством, обнаруженным Энгстромом, стал журнал капитана Уильяма Дугласа, который в августе 1788 года в районе бухты Сёрдж торговал с тлинкитами. Штурман торговой компании обнаружил на острове стоянку индейцев и множество петроглифов, рисунков. Один из таких рисунков с некоторыми условностями изображал корабль европейского типа.

Петроглифы. Жизнь индейцев в картинах Martin Grelle
Петроглифы. Жизнь индейцев в картинах Martin Grelle

Из всех вышеописанных сведений я делаю выводы, как мне кажется наиболее соответствующие фактам. Индейцы на острове Якоби были, несомненно. Причём индейцы тлинкиты описаны как очень воинственные, горячие парни. На сопутствующих островах наверняка, так же были, по крайней мере, если не постоянные, то сезонные стоянки охотников. Мобильность и средства коммуникации индейцев сомнению не подлежат. Поэтому, корабль «Святой Павел» ими был замечен с первого дня и отслеживался до самого момента высадки. 

То что экипаж Чирикова не видел на берегу никаких огней и других признаков жизни ещё ни о чём не говорит. Индейцы – мастера маскировки. А на острове Якоби в бухте Сёрдж морякам устроили засаду. Конечно, если бы плавание до берега прошло успешно, то бравые моряки и солдаты легко бы дали отпор даже сотне индейцев. Но случилась беда. Первая лодка нарвалась на коварный водоворот и перевернулась. В образовавшейся суматохе утонуло 5 человек, остальные смогли выбраться на берег. Естественно пушка утонула, а ракеты и мушкеты, если и остались, то промокли. Спасшиеся на берегу в первый момент сигнал подать не смогли. А потом их либо окружили аборигены, либо выловили по одному и взяли в плен.

Я склоняюсь ко второй версии. Высадившись таким жутким способом на берег, моряки не сразу пришли в себя. Если их осталось пятеро, то они вполне могли пойти по одному, по двое вглубь острова за дровами для костра. Кто-то мог остаться на берегу собирая то, что удалось спасти с лодки. Так по одному индейцы их и взяли. И не стали убивать. Как мы знаем из множества историй и фильмов про индейцев, их могли пленить и привязать к столбам в своём лагере или стоянке. А судьбу героев должен был решать Вождь и Шаман.

Айяуаска использование растений в обрядах

Вторая лодка причалила к берегу благополучно, однако не найдя своих товарищей на берегу они отправились на поиски, а так же за дровами для условного сигнала, ведь надо было развести 5 костров, так как обстоятельства выходили за рамки оговорённого. Все ушедшие вглубь острова попали в ловушку, а один моряк, оставшийся на берегу ничего не мог поделать. Когда к вечеру с корабля был дан залп, то он смог ответить лишь выстрелом из мушкета. Когда пальнули из пушки второй раз, оставшийся матрос смог развести один костёр, видимо, собрав всё горючее, что было на берегу. А потом на выстрелы сбежались индейцы. 

От переводчиков с Камчатки, которые отправились на берег, видимо толку было мало. Но какие-то переговоры к тому времени уже наверняка велись, поэтому на берегу было оживление и костёр долго горел, а пламя то и дело кто-то загораживал. После этого индейцы решились на открытые переговоры и поплыли на двух своих пирогах к кораблю, но, только чтобы привлечь внимание. Поэтому один из них был в красном кафтане, что говорило о том, что ваши люди у нас, приходите на переговоры. Свои намерения индейцы подтвердили дважды выкрикнув «– Агай!». Так это слышалось капитану на корабле, а на самом деле это могло быть слово – Угоу, что означает идти, следовать за нами.

Но Чириков следовать за индейцами не мог, а шлюпок больше не было. Посовещавшись, «Св. Павел», через несколько дней покинул бухту. Поскольку не в правилах индейцев было вести переговоры на чужой территории, то они на борт не поднялись и больше попыток подплывать не делали. Убивать моряков им резона не было. Тем более любой индейский шаман запросто отличит любые намерения пришлого человека, даже не зная его языка. Скорее всего, матросов определили жить среди племени, либо в последствии изгнали, снабдив всем необходимым.

Возможно, что русские моряки каким-то образом, скорее всего хитростью, зная, что корабль ушёл и перспектива попасть на родную землю замаячила где-то в несбыточном, заставили индейцев переправить их на большую землю, где они в последствие и обустроились. Только этим можно объяснить рассказы эскимосов и других индейцев о белых бородатых людях в кафтанах, ходящих на лыжах и поклоняющимся образам, нарисованным на деревянной дощечке (иконам).

Этим так же можно объяснить не желание рассказывать, и долгое время практическое отсутствие всяких преданий у племени с тех островов о 15 русских моряках. Кто же захочет делиться историей, как твой народ обманули белые люди. Видимо было табу. О том, что если не все, то многие из тех пропавших выжили и остались жить в Америке говорит и то, что только в тех местах встречались светловолосые индейцы с голубыми глазами. 

Мужики на Аляске
Мужики на Аляске

Эпилог

С этим всё понятно, но меня беспокоит другое. Как Чириков мог оставить своих товарищей и уплыть домой. Может тогда время было такое, а девиз: «Сам погибай, а товарища выручай», Александр Васильевич Суворов скажет намного позже и при другой царице. А в то время это было нормой. В первую очередь выполнить наказы (приказ) монарха, а люди не в счёт. 

Об этом же говорит и случай, произошедший с экипажем Беринга. Он так же на Шумагинских островах послал шлюпку на разведку. В шлюпке было несколько матросов и один чукча. Когда погода испортилась и шлюпке стало невозможно отойти от берега, а корабль ушёл в открытое море, матросы решили, что их бросили, и стали не стесняясь плакать о своей судьбе. Один лишь чукча был спокоен. Он сказал, что на берегу много водорослей (морской капусты), как-нибудь проживём. Моряков с чукчей забрали, но слёзы матросов говорят о многом. Сколько таких было за всю историю мореплавания одному Богу известно.

Уплывающий парусник
Уплывающий парусник

Источник: блог Пятая Цивилизация