В первой половине XVIII в. Академия наук, основанная в 1724 г., являлась уникальным научным, образовательным, издательским и художественным центром Российской империи. Она объединяла научное сообщество профессоров, два учебных заведения – гимназию и университет, библиотеку и первый российский музей (Кунсткамеру). В состав Академии также входили типография, выпускавшая научную, учебную, художественную и периодическую литературу, а также художественные мастерские или палаты (Гравировальная, Ландкартная, Переплетная, Инструментальная, Рисовальная и др.).
Академические мастерские были крупным художественным центром Санкт-Петербурга и России. Они работали по заказам императорского двора, участвовали в выполнении архитектурных и иных проектов в Санкт-Петербурге. Поскольку в первой половине XVIII столетия в России не было специальных художественных учебных заведений, Академия наук выполняла функции художественного образовательного центра. В 1747–1766 гг. комплекс академических художественных мастерских даже именовали Академией художеств. Здесь обучалось более 100 учеников.
Подавляющее большинство художников, служивших в Академии, являлось выходцами из европейских стран – Швейцарии, Италии, Голландии, Франции, немецких земель. Все эти мастера внесли вклад в развитие художественного образования в России. Они способствовали внедрению европейских методов обучения рисунку и живописи, прежде всего в Рисовальной палате Академии наук.
В 1732 г. началась Великая (Вторая) Камчатская экспедиция. Впервые в истории экспедиций того времени в ней приняла участие Академия наук.
Работа участников экспедиции состояла из трёх самостоятельных отрядов. Большой интерес представлял Академический отряд во главе с профессорами Герардом Миллером и Иоганом Гмелиным. Отряд вёл естественнонаучные и историко-географические исследования Сибири. Здесь же работали художники Иоганн Вильгельм Люрсениус, Иоганн Христиан Бергхан, Иоганн Корнелиус Деккер, и Фридрих-Христиан Плениснер.
В ходе экспедиции рисовальные мастера выполняли рисунки флоры и фауны, древности, изображали представителей коренных народностей Сибири и Камчатки, выполняли «проспекты» городов по пути следования, принимали участие в изготовлении карт и планов городов. Причём, надлежало им всё это выполнять по особой инструкции.
Иоганн Вильгельм Люрсениус (Johann-Wilhelm Lürsenius, 1704-1771), родился в Пруссии. В 1728 г. работал в гимназии Академии наук. Люрсениус был прикомандирован к Академическому отряду. В экспедиции им были сделаны этнографические, зоологические, ботанические зарисовки, а также «сняты прошпекты» – виды городов по пути экспедиции из Новгорода через Тверь–Казань на Урал, оттуда – в Сибирь. Ему принадлежат виды Тюмени, Невьянска (1741), Туринска. Верхотурья (1742) и др. С этих рисунков мастерами гравировальной палаты были сделаны гравюры. Они вошли в «Собрание российских и сибирских городов», другие альбомы кон. ХVIII – нач. ХIХ в.
«… рисовальный мастер Люрсениус по долговременному прилежанию в рисовании трав изрядное начало имеет»
И.Г. Гмелин
Всего за время экспедиции было сделано 27 видов городов, из них 16 исполнено И.В. Люрсениусом.
Рассмотрим гравюру «Вид города Тюмени» (1770), выполненную с рисунка И.В. Люрсениуса.
На представленной гравюре изображён общий вид древнего деревянного города, окружённого рублеными бревенчатыми стенами. Над ними возвышаются восемь сторожевых башен с шатровыми крышами и двумя проезжими воротами – Спасскими и Георгиевскими (Егорьевскими). Внутри Кремля можно рассмотреть купола церквей, крыши караульных, амбарных и других гражданских и светских строений. На переднем плане – река Тура со стоящими у берега речными судами – ладьями и стругами.
Данная гравюра имеет фронтальную развёрнутую композицию, или панорамную, которая возникает в Петровскую эпоху. Она основана на принципе достоверного отражения архитектурного облика города. Этот тип как раз и проявляется в серии гравюр «Собрание российских и сибирских городов», где город вписывался в ландшафт, объединяя окружающее пространство и являясь центром многообразной жизни человека.
Известно, что в декабре 1733 г. Люрсениус был в Осе в составе Академического отряда. Об этом мы узнаём из Дневников профессора Гмелина.
В 1743 г. по окончании экспедиции Иоганн Люрсениус стал мастером «рисовального художества» в Академии наук, с 1749 по 1754 гг. был мастером «рисования трав и натуральных вещей» в Кунсткамере.
Бергхан Иоганн Христиан (Berckhan Iohann Christian,12 апреля 1709 – ?). В экспедиции участвовал с 1733 по 1746 гг. До 1738 г. сопровождал Миллера и Гмелина по Сибири. Отбыл на Камчатку с Георгом Стеллером и работал там с 1742 по 1744 гг.
С сентября 1746 г. по март 1748 г. он снова был на Урале. Тому есть документальное подтверждение, что в 1747 г. Бергхан уехал из г. Соликамска с реестром сибирских рисунков (163 рис.), в т.ч. 7 «прошпектов тушеванных».
В экспедиции им были сделаны этнографические, ботанические, зоологические зарисовки. Им созданы «прошпекты» – виды 9 городов, среди которых Екатеринбург (1734), Кузнецк, Тобольск (1734).
Описание Земли Камчатки, сочинённое Степаном Крашенинниковым, иллюстрировано, в основном, рисунками, выполненными Бергханом. Они выполнялись по особым правилам. «Всё видимое вами рисуемое, было представлено точно так, как оно в натуре находится, не украшая ни чего вашим воображением». Однако, из этого не следует, что изображения не обладают художественной ценностью. Они выполнены выразительно, «искусно и тщательно». К таким рисункам можно отнести: «Езда на собаках с бродовщиком, который дорогу прокладывает», «Занятия и быт местного населения», «Камчадал в зимнем платье».
По окончании экспедиции за трудолюбие и мастерство Иоганна Бергхана назначили на службу в Кунскамеру. Здесь он обучал молодых художников рисовальному мастерству, а также выполнял зарисовки экспонатов из естественнонаучных коллекций.
Иоганн Корнелиус Деккер (Johann Cornelius Dekker) Иван Корнильев Деккер до экспедиции служил мастером рисовального и живописного дела в инженерном корпусе. В экспедицию отправился в конце 1737 г. с Георгом Стеллером. Известно, что Деккер был отменным копировальщиком и делал зарисовки с фотографической точностью.
В экспедиции Деккер выполнил 3 «прошпекта». Его работы иллюстрируют медицинские трактаты Стеллера, знаменитые «Портфели Миллера».
После экспедиции в 1750 г. Деккер был принят на службу в Академию наук рисовальщиком.
Фридрих (Фредерик) Христианович Плениснер (Fridericus (Fridericus) Khristianovich Plenisner, октябрь 1711, Рига — 1778, Санкт-Петербург). Присоединился к экспедиции в 1741-1742 гг. В это время он служил капралом Охотского порта. Плениснер участвовал в плавании В.И. Беринга к берегам Америки в качестве художника и топографа. Его рисунки вошли в труд Крашенинникова С.П. «Описание земли Камчатки» (СПб. 1756); иллюстрируют географические карты.
Несмотря на некую примитивность и наивность, его рисунки дополняют работы учёных и картографов, несут на себе невиданные до того времени образы коренных жителей, животного и растительного мира новых земель. Среди его рисунков можно назвать: «Американец в нерпичей лодке (байдаре)»; три изображения морских животных на одном листе: «Морская корова», «Кот морской», «Лев морской или Сивуч».
Судьба многих рисунков, привезённых из экспедиции, оказалась трагичной. Они погибли в пожаре, который случился в рисовальной палате 5 декабря 1747 г. Чудом уцелевшие небольшие по размеру рисунки, обладающие высокой точностью, стали единственными наглядными документами научных изысканий Второй Камчатской экспедиции. Именно они впоследствии явились исходным материалом для выполнения гравюр, послуживших иллюстрациями к научным трудам участников экспедиции. Среди них можно назвать первое академическое издание С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (СПб., 1755), а также Г.В. Стеллера «Описание земли Камчатки» (Франкфурт и Лейден, 1774), И.Г. Гмелина «Сибирская флора» (1749–1769). Большой интерес также представляют оригинальные рисунки «сибирского периода», вошедшие в документы, собранные в Сибири профессором Г.Ф. Миллером, известные в науке под названием «Портфелей Миллера».
С проспектов, снятых рисовальными мастерами с городов, впоследствии были выполнены гравюры мастерами Гравировальной палаты Петербургской Академии наук. Такие листы продавались в академической лавке и могли стать частью коллекционерских альбомов. Известен альбом «Собрание российских и сибирских городов» XIX века, куда вошли 34 офорта (гравюры, выполненные резцом) 1769–1771 гг. Виды настоящей серии являются первыми русскими гравюрами с изображением провинциальных русских городов и обладают исключительным историко-художественным значением.
Гравюры, выполненные по рисункам рисовальщиков экспедиции, находятся и в музейных собраниях. Так, в Пермской художественной галерее находится гравюра «Вид города Верхотурья» с рисунка И.В. Люрсениуса, выполненная гравёром Артемьевым Прокофием Артемьевичем в 1770 г.
В собрании Государственного художественного музея города Ханты-Мансийска также есть такая гравюра. Она отличается от пермской тем, что окрашена акварелью.
Сохранившиеся работы, выполненные рисовальщиками, находятся в Петербургском филиале архива Российской Академии наук и в Российском государственном архиве Военно-морского флота.
Большая часть работ не опубликована. Некоторые из них можно увидеть в Кунсткамере или на научных выставках. Например, в 2016 г. на выставке «Искусство изображения растений» в Ботаническом саду Университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттенберг) было показано 17 авторских рисунков, выполненных рисовальщиками Академического отряда. Рисунки, выполненные карандашом и акварелью на бумаге, очаровательны и свежи. Они не претендуют на причастность к высокому искусству. Скромные по своим художественным задачам, ботанические листы несут в себе все характерные признаки графики первой половины XVIII в. Среди них можно назвать: Amygdalus nana (миндаль), автор — И. Люрсениус (бумага, акварель. СПбФ АРАН.Р.1. Оп. 105.Д.22.л.67); Iris ruthenica Ker Gawi (ирис русский), автор – И. Х. Бергхан (бумага, акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 27. Л. 154).
Все сохранившиеся рисунки сообщают о творческом подходе и трудолюбии художников, а также настоящем отношении к задачам, которые выполняли участники Академического отряда Второй Камчатской экспедиции.
Рисовальщики были «из числа тех, кои ни знатностью породы, ни благодеянием счастья возвышаются, но самим собою, своими качествами, своими трудами и заслугами …»
Источник: Экспедиции Беринга. Автор Соколова Анна Владимировна, ведущий научный сотрудник Осинского краеведческого музея, филиал ГКБУК «Пермский краеведческий музей»