Проект для 2-ой Камчатской экспедиции был предложен Витусом Берингом практически сразу после завершения 1-ой. Помимо путешествия к американскому и японскому прибережью, Беринг поставил ещё одну задачу – освоение побережья Северного океана в Сибири. По инициативе обер-секретаря Сената И.К. Кириллова и президента Адмиралтейств-коллегии Н.Ф. Головина предложение было немного переделано: главной целью определено изучение севера Восточной Европы и Азии. В 1732 г. указание о начале экспедиции было принято. Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова вёл свою деятельность на территории от Енисейского залива до Обской губы.
Список отрядов
Каждый экспедиционный отряд практически сам являлся конкретной экспедицией. Были следующие морские отряды (по обратному направлению – с востока на запад):
- Двино-Обский отряд Муравьёва изучал территорию от Обской до Печорской губы;
- Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова вёл свою деятельность на территории от Енисейского залива до Обской губы;
- Ленско-Енисейские отряды Минина и Прончищева, Х. Лаптева и Челюскина исследовал часть берега от дельты Лены до Енисейского залива;
- Ленско-Колымский отряд Лассниуса-Лаптева обследовал часть берега Северного океана от реки Анадырь до дельты реки Лены;
- Отряд Беринга и Чирикова изучал маршрут к Америке;
- Южный отряд под управлением Шпанберга установил перед собой задачу описать Курилы, побережье Охотского моря, доплыть до японских берегов;
- Академический отряд, в состав которого вошли учёные Петербургской академии наук, студенты Славяно-греко-латинской академии в Москве, геодезисты, рудознатцы и другие специалисты;
- Отряд П. Скобельцына и В. Шатилова должен был найти лёгкий и короткий путь от Верхнеудинска до Охотска. Причём путь не должен был проходить по Амуру, из-за опасности осложнений с империей Цин.
Обско-Енисейский отряд
Второму отряду экспедиции было поручено обследовать северное побережье от устья Оби до Енисея. Руководство отрядом было возложено на лейтенанта Дмитрия Овцына.
В январе 1734 г. в Тобольске завершилось строительство двухмачтовой дубель-шлюпки «Тобол». Экипаж судна состоял из 56 человек, в их число входили помощники командира штурман Фёдор Минин, подштурман Дмитрий Стерлегов, штурманский ученик Фёдор Канищев, геодезист Моисей Ушаков, ученик геодезиста Фёдор Прянишников, рудознатец (геолог) Захар Медведев и другие.
14 мая 1734 г. караван судов вышел из Тобольска. «Тобол» сопровождали небольшие плоскодонные суда (дощаники), на которые было погружено всё снаряжение экспедиции. Перед караваном шли гребные лодки, с них осуществлялись промеры фарватера. 11 июня «Тобол» бросил якорь в Обдорске, где дощаники были разгружены, а на берегу устроен продовольственный склад. Плавание по Обской губе оказалось непростым. Во время сильного шторма дубель-шлюпка лишилась руля, а у двух якорей были обломаны лапы. Лишь 31 июля отряд дошёл до устья Тазовской губы, где установил навигационный знак — маяк.
Дальнейшее продвижение во льдах на повреждённом судне было опасным, поэтому Овцын собрал совет офицеров и получил их согласие на возвращение. Для описи Обской губы на ялботе была отправлена группа Стерлегова и Выходцева, но вскоре ялбот был раздавлен льдами и затонул. Группа с большими трудностями вернулась в Обдорск, туда же 4 сентября прибыл и «Тобол».
Всю зиму и весну команда готовилась к новому походу. 29 мая 1735 г., как только вскрылась река, экспедиция вновь тронулась в путь. Ледоходом «Тобол» был вынесен к мысу Гусиный Нос, где судно на три недели застряло среди сплошных льдов. Сложные ледовые условия летом 1735 г. вновь не позволили выполнить задачу экспедиции — дойти до устья Енисея. Отсутствие свежих продуктов привело к тому, что большая часть экипажа, в том числе и командир, болели цингой в тяжёлой форме, а в начале августа скончалось четверо участников экспедиции.
5 октября судно вернулось в Тобольск, откуда Овцын отправился в Петербург с рапортом о ходе экспедиции. Адмиралтейств-коллегия, заслушав рапорт, приняла решение о продолжении похода из Оби на Енисей. Для этого в Тобольске было заложено новое, более удобное для плавания, судно, которое, однако, не успели достроить к навигации 1736 г.
23 мая 1736 г. Обско-Енисейский отряд на «Тоболе» начал свой третий поход. Всего с Овцыным в плавание отправилось 50 человек. «Тобол», двигаясь на север, шёл вдоль правого берега Оби и 5 августа достиг широты 72° 40′. Попытка выйти в Северный Ледовитый океан вновь не увенчалась успехом, продвижение вперёд было сковано сплочёнными льдами. Овцын был вынужден, как и в предыдущие годы, повернуть назад. 26 сентября «Тобол» прибыл в Обдорск, где встал на зимовку.
Во время зимовки в феврале 1737 г. для проведения описи берегов устья Оби с выходом к Енисею была отправлена группа казаков во главе с геодезистом Михаилом Выходцевым. Навстречу им из Туруханска вниз по Енисею на оленях двигалась группа Фёдора Прянишникова. Этими отрядами во время похода был получен обширный географический и картографический материал по району, который не удалось исследовать с судна.
В июне 1737 г. в Обдорск прибыл выстроенный в Тобольске бот «Обь-почтальон». 29 июня «Обь-почтальон» в сопровождении дубель-шлюпки «Тобол» под управлением штурмана Ивана Кошелева отправились в плавание. В походе приняли участие 70 человек. 7 августа суда вышли в открытое море и на широте 74° 02′ дошли к кромке льдов. На острове (сейчас — остров Шокальского) мореплаватели соорудили маяк. На совещании было принято решение повернуть к востоку, и уже 16 августа суда обогнули мыс Мате-Сале (Тупой мыс) и направились к Енисейской губе.
31 августа экспедиция вошла в Енисейский залив, где встретилась с отрядом Прянишникова. Вблизи устья реки Гольчихи, где местными властями был устроен продовольственный склад для экспедиции, путешественники пополнили запасы провизии и возобновили плавание вверх по Енисею. В начале октября начался ледостав и суда встали на зимовку. На берегу Енисея было выстроено зимовье, «Обь-почтальон» укрыли в устье реки Антгутихи, «Тобол» — в реке Денежкина.
По заданию Адмиралтейств-коллегии отряд Овцына должен был по окончании плавания в Енисей заняться исследованием земель к востоку от устья Енисея. Выполнение этой задачи Овцын поручил штурману Федору Минину, под командование которому был передан бот «Обь-почтальон». Сам Овцын направился с отчётом об экспедиции в Петербург, но в Тобольске был арестован за связи с опальным князем И.А. Долгоруким. Овцына судили и, разжаловав в матросы, направили в Охотск, в отряд Беринга.
4 июня 1738 г. бот «Обь-почтальон» под командованием Минина вышел из Туруханска и направился для обследования берегов Таймырского полуострова. В состав отряда входило 57 человек. В этот поход морякам удалось, миновав мыс Ефремов Камень, достичь, хотя и с большими трудностями, того места, откуда берег стал уклоняться к востоку. 16 августа моряки достигли широты 73° 07′, где открыли группу каменных островов, которые Минин назвал Северо-Восточными. Продвинуться дальше путешественникам не удалось, они были задержаны грядою сплошных льдов. Попытки продвинуться вперёд были совершенно бесполезны; 30 августа мореходы повернули назад и 7 сентября вошли в устье Енисея. Укрыв бот в речке Курьей, участники экспедиции остановились в зимовье Исакова.
Во время зимовки Минин составил карту Енисейского залива. Эту карту и рапорт об окончании похода 1738 г. он отправил в Петербург.
Летом 1739 г. Минин повторил попытку обогнуть Таймыр, но она оказалась ещё более неудачной. По вине местных властей для экспедиции к началу навигации не успели подготовить запас продовольствия, поэтому выйти в море Минину удалось лишь в начале августа. Экспедиция дошла лишь до устья Енисея, где была надолго задержана штормом. Дело шло к зиме, и Минин принял решение о возвращении. 1 октября «Обь-почтальон» бросил якорь в Ангутском заливе. Экипаж судна возвратился на зимовку в Туруханск.
В январе 1740 г. из Туруханска на север отправилась сухопутная экспедиция под руководством Стерлегова. 22 марта группа на собачьих упряжках добралась до Северо-Восточных островов, где выполнила астрономические определения. Продвигаясь в северо-восточном направлении, отряд миновал устье Пясины и в середине апреля достиг мыса (впоследствии названного мысом Стерлегова) на широте 75° 26′. На мысе был построен маяк из плавника, под ним оставлено письмо с отчётом о работе партии. Второй маяк был установлен Стерлеговым на обратном пути на 75° 10′ с.ш. Во время этого похода Стерлегов нанёс на карту участок берега Таймыра, начиная от устья Енисея.
В устье реки Гольчихи группа Стерлегова встретилась с морским отрядом. Выйдя из Енисейского залива и двигаясь на северо-восток, Минин 17 августа миновал устье Пясины и открыл россыпь мелких островов, позднее получивших название «шхеры Минина». Судно дошло до 75° 15′ с.ш., дальше путь преградили льды. Повернув назад, «Обь-почтальон» 27 августа вошёл в Енисей и встал на зимовку в Дудино.
В связи с безрезультатностью морских походов восточнее Пясины весной 1741 г. Адмиралтейств-коллегия приняла решение о прекращении работы отряда. 4 августа 1741 г. «Обь-почтальон» прибыл в Енисейск, откуда Стерлегов направился в Петербург с рапортом.
Летом 1742 г. Минин предпринял ещё одну попытку пройти на восток, которая опять не увенчалась успехом.
За годы работы отряд Овцына-Минина описал и нанёс на карту восточный берег Обской губы, Тазовскую и Енисейскую губу, берега Енисея и Оби, западный берег полуострова Таймыр, а также ряд островов. Сделанные отрядом описания вошли в итоговую карту, составленную по материалам Великой Северной экспедиции.
Дмитрий Леонтьевич Овцын (1708-1757)
Дмитрий Леонтьевич Овцын родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1721 г. он поступил в Московскую школу математических и навигацких наук, а через год был переведён в Морскую академию в Петербурге.
В 1725 г. Овцын принимал участие в русской экспедиции в Испанию под руководством И. Кошелева. Окончив в 1726 г. Морскую академию, Овцын поступил на службу в Балтийский флот штурманским учеником. В 1729 г. он был назначен адъютантом при Кронштадтском порте.
В 1731 г. Дмитрий Овцын был произведён в прапорщики и получил назначение в Великую Северную экспедицию. В 1733 г. в чине лейтенанта он был назначен руководителем Обь-Енисейского отряда экспедиции.
Отряд под командованием Овцына на дубель-шлюпке «Тобол» в 1734—1736 гг. предпринял три похода с целью дойти из устья Оби до Енисея, однако из-за сложных ледовых условий не достиг цели. Летом 1737 г. экспедиция на новом судне «Обь-почтальон» вышла из Обской губы в Северный Ледовитый океан и достигла устья Енисея, выполнив, таким образом, поставленную перед ней задачу. Во время экспедиции были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели, на берегах поставлены навигационные знаки.
По окончании этого похода руководителю отряда было предписано явиться с рапортом в Адмиралтейств-коллегию, однако добраться до Петербурга Овцыну не удалось. В Тобольске он был арестован и препровождён в Тайную розыскных дел канцелярию, где ему предъявили обвинение в близких отношениях с сосланным в Березов князем И.А. Долгоруким. Несмотря на поддержку Адмиралтейств-коллегии, Овцын был предан суду и разжалован в матросы. Под стражей он был доставлен в Охотск, в отряд Витуса Беринга.
В 1741—1742 гг. в должности адъютанта Беринга Дмитрий Овцын принимал участие в плавании к берегам Северной Америки на пакетботе «Святой Пётр» и зимовке на Командорских островах. В августе 1742 г., вернувшись на Камчатку, Овцын узнал о возвращении ему офицерского чина. В том же году в звании лейтенанта он вышел в отставку. В 1745 г. он вновь вернулся на службу в Балтийский флот, командовал яхтой «Транспорт Анна» и судном «Меркуриус».
В 1749 г. Овцын принимал участие в экспедиции на Камчатке, за что был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1751 г. он был назначен командиром корабля «Святой Гавриил», в 1755 г. в чине капитана 1-го ранга стал секунд-интендантом флота. В 1757 г. Дмитрий Овцын служил на корабле «Полтава», где исполнял должность обер-штер-кригскомиссара флота. Был уволен с флота по болезни, скончался в августе 1757 г.
Именем Дмитрия Овцына назван мыс на полуострове Таймыр и пролив у входа в Енисейский залив.
Фёдор Алексеевич Минин (1709-неизв.)
Биография полярного мореплавателя изучена мало. Известно, что он родился в семье стряпчего одного из монастырей около 1709 г. В 1726 г., окончив Морскую академию, штурманским учеником начал службу на флоте, где дослужился до штурмана.
В 1736 г. Минин получил назначение в Обско-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции под командованием Дмитрия Овцына.
В 1738 г. по поручению Овцына возглавил отряд и в 1738—1742 гг. на боте «Обь-почтальон» предпринял несколько попыток обогнуть полуостров Таймыр с севера. Во время этих походов были обследованы и нанесены на карту берега Енисея до Пясины и далее на 250 километров к востоку и описан остров Диксон.
Убедившись в невозможности пройти морским путём вокруг Таймыра, летом 1740 г. Минин вернулся в устье Енисея. Составленные участниками экспедиции карты и судовые журналы руководитель отряда отправил в Адмиралтейств-коллегию.
После возвращения из экспедиции Фёдор Минин был вовлечён в многолетнее разбирательство по жалобам подчинённых, обвинявших его в пьянстве, жестокости и самоуправстве. В итоге в 1749 г. он был отдан под суд и разжалован в матросы на два года. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Именем Фёдора Минина названы мыс на полуострове Мамонта в Гыданском заливе, группа островов вблизи северо-западного побережья Таймыра (шхеры), залив, бухта и гора на Таймырском полуострове, мыс на о. Таймыр и пролив между Оленьими островами и материком.