• Двинско-Обский отряд (1733–1739)

  • Back
24.08.2022 by 

Проект для 2-ой Камчатской экспедиции был предложен Витусом Берингом практически сразу после завершения 1-ой. Помимо путешествия к американскому и японскому прибережью, Беринг поставил ещё одну задачу – освоение побережья Северного океана в Сибири. По инициативе обер-секретаря Сената И.К. Кириллова и президента Адмиралтейств-коллегии Н.Ф. Головина предложение было немного переделано: главной целью определено изучение севера Восточной Европы и Азии. В 1732 г. указание о начале экспедиции было принято. Южный отряд стал первым во Второй Камчатской экспедиции.

Список отрядов

Каждый экспедиционный отряд практически сам являлся конкретной экспедицией. Были следующие морские отряды (по обратному направлению – с востока на запад):

  1. Двино-Обский отряд Муравьёва изучал территорию от Обской до Печорской губы;
  2. Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова вёл свою деятельность на территории от Енисейского залива до Обской губы;
  3. Ленско-Енисейские отряды Минина и Прончищева, Х. Лаптева и Челюскина исследовал часть берега от дельты Лены до Енисейского залива;
  4. Ленско-Колымский отряд Лассниуса-Лаптева обследовал часть берега Северного океана от реки Анадырь до дельты реки Лены;
  5. Отряд Беринга и Чирикова изучал маршрут к Америке;
  6. Южный отряд под управлением Шпанберга установил перед собой задачу описать Курилы, побережье Охотского моря, доплыть до японских берегов;
  7. Академический отряд, в состав которого вошли учёные Петербургской академии наук, студенты Славяно-греко-латинской академии в Москве, геодезисты, рудознатцы и другие специалисты;
  8. Отряд П. Скобельцына и В. Шатилова должен был найти лёгкий и короткий путь от Верхнеудинска до Охотска. Причём путь не должен был проходить по Амуру, из-за опасности осложнений с империей Цин.

Двино-Обский отряд

Двино-Обский отряд начал работать раньше остальных.
Его цель: описать поморский берег Арктики и найти морской путь к Оби. В результате 6-летнего изучения были разработаны карты некоторых участков Карского и Баренцева морей.

Командир – лейтенант Степан Муравьёв.
Второй командир – лейтенант Михаил Павлов.

Корабли:
коч «Экспедицион»
– коч «Обь»

Свою работу под начальством Муравьёва отряд начал в 1734 г. на двух кочах , построенных для отряда в Архангельске по типу судов беломорских промышленников. В этом же году отряд прошёл с гидрографическими работами вдоль побережья полуострова Ямал до 72º35′ с.ш.

В 1735 г. после зимовки в Печоре кочи поднялись на север вдоль побережья полуострова Ямал, причём один из кочей (лейтенанта М.С. Павлова) достиг 73°11′ с.ш., т.е. широты пролива Малыгина. На зимовку кочи опять вернулись на Печору.

Малые результаты своих плаваний Муравьёв объяснил прежде всего плохими мореходными качествами кочей. По его словам, на кочах не только нельзя было лавировать, но даже лежать в дрейфе.

Карта походов Двинско-Обского отряда
Карта походов Двинско-Обского отряда. Красной линией обозначены походы Муравьева и Павлова, белой пунктирной – Малыгина

Адмиралтейств-коллегия, уважив представления Муравьёва, приказала построить для отряда в Архангельске взамен кочей два палубных бота «Первый» и «Второй». Также по представлению Муравьёва в 1736 г. в устье Оби был послан геодезист Василий Селифонтов. В течение лета Селифонтов прошёл на север по западному берегу Обской губы, обогнул полуостров Ямал с севера и, спустившись на юг по западному берегу Ямала, достиг пункта, до которого в 1735 г. доходили Муравьёв и Павлов.

Однако Муравьёв и Павлов не проявили должной настойчивости в решении поставленных перед ними задач. В Адмиралтейств-коллегию на них поступали жалобы, и коллегия начала следствие. Оба офицера были отстранены от командования, а по окончании следствия в 1737 г.– разжалованы в матросы. Спустя три года чины были им возвращены и дана отставка «от службы».

Руководителями «Двинско-Обского отряда» стали:

Командир – лейтенант Степан Малыгин.
Второй командир – лейтенант Алексей Скуратов.

Дополнительно было построено 2 судна: бот «Первый» и бот «Второй».

Начало работы – 1734. Окончание – 1737.

Такие знаки – «маяки» – ставили на приметных местах отряды Великой Северной экспедиции
Такие знаки – «маяки» – ставили на приметных местах отряды Великой Северной экспедиции

Адмиралтейств-коллегия не ограничилась одним назначением Малыгина. Она приняла меры к обеспечению деятельности отряда, который должен был во что бы то ни стало провести намеченные планом исследования. Малыгину предписывалось организовать специальный сухопутный отряд для постановки на побережье Обской губы приметных знаков (маяков) и измерения расстояния между ними, а также для поиска удобных мест стоянок и зимовок кораблей. Адмиралтейств-коллегия предписывала также укомплектовать экипаж наиболее крепкого коча (а их у отряда было два – «Обь» и «Экспедицион») надёжными людьми и весной выйти из Печоры к проливу Югорский Шар, куда должны были подойти боты «Первый» и «Второй», построенные в Архангельске. Вступив возле Югорского Шара в командование всеми судами, Малыгин должен был отправиться для выполнения съёмок побережья. В случае, если предусмотренные инструкцией работы не удастся выполнить в одно лето, отряд Малыгина должен был стать на зимовку в удобном месте вблизи конечной достигнутой точки, с тем чтобы в следующую навигацию продолжить съёмку.

Приняв в свое ведение суда и команду, Малыгин начал деятельно готовиться к экспедиции. В мае 1736 г. он приступил к ремонту коча «Экспедицион», получившего в результате двухлетнего плавания во льдах серьёзные повреждения. Вскоре коч был готов к походу, и 27 мая, когда прошел лёд, Малыгин по промеренному и обвехованному участниками экспедиции фарватеру направился из Пустозерского острога вниз по Печоре.

28 мая судно достигло устья. Впереди, насколько хватал глаз, море было покрыто льдом. Не имея возможности продвигаться дальше, Малыгин решил поставить судно на якорь и ожидать улучшения ледовой обстановки. Но на следующее утро сильный ветер пригнал в устье лёд, который зажал коч. Сняться с якоря не удалось, и вскоре коч подвижкой льда был выброшен на мель, а затем прижат к берегу. У судна был сорван руль и сломан форштевень. Оставаться дальше на судне не представлялось возможным, и Малыгин приказал выгрузить на берег продовольствие и снаряжение экспедиции. Ему удалось спасти всех людей и большую часть экспедиционного груза.

Отряду пришлось вернуться к месту зимовки и приступить к ремонту второго коча – «Оби». 18 июня ремонт был закончен, и отряд Малыгина снова отправился вниз по Печоре.

Пройдя от устья Печоры на сорок миль к востоку, вдоль побережья Ледовитого океана, коч встретил тяжёлый лёд. В течение недели «Обь» пробивалась сквозь льды. Только 29 июня судно подошло к острову Варандэй, расположенному у материка, к востоку от Гуляевских Кошек – гряды островков и мелей, отгораживающей Печорскую губу от Баренцова моря. Здесь тяжелые льды опять задержали коч. Все попытки продвинуться дальше не увенчались успехом. Погода также не благоприятствовала плаванию: из-за большой влажности и низкой температуры воздуха снасти и паруса обледеневали, и управлять ими было невозможно. С большим трудом коч 22 июля подошёл к островам Матвеева и Голец. Узнав от встретившихся здесь промышленников, что далее на восток лежит сплошной неподвижный лёд, Малыгин решил стать на якорь и ожидать улучшения условий плавания.

3 августа ледовая обстановка несколько изменилась, и судно смогло продолжать плавание. В это время к острову Матвеева пришли из Архангельска построенные для отряда боты «Первый» и «Второй» код командой лейтенантов Скуратова и Сухотина.

7 августа все три судна направились дальше на восток, и уже на следующий день они прибыли в пролив Югорский Шар и стали на якорь у острова Вайгач, между мысами Сухим и Перевозным.

Ледовые условия в Карском море, куда должны были идти корабли, были весьма неблагоприятны. Югорский Шар и море к востоку от острова Вайгач были покрыты сплошным неподвижным льдом.

Дальнейшее плавание становилось опасным. Коч вряд ли мог выдержать предстоящую борьбу со льдами. Поэтому Малыгин, перейдя на бот «Первый», отправил «Обь» под командованием лейтенанта Сухотина в Архангельск, а командиром «Второго» назначил лейтенанта Скуратова. Более двух недель простоял отряд Малыгина в Югорском Шаре и только 24 августа пробился сквозь лёд и вышел в Карское море. Дойдя до острова Мясной (или Местный), расположенного в двенадцати милях к востоку от входа в Югорский Шар, суда снова были вынуждены стать на якорь.

На созванном Малыгиным 4 сентября совещании офицеров, унтер-офицеров и кормщиков экспедиции было решено зазимовать в устье реки Моржовки (теперь река Таутей), протекающей по западному берегу Ямала (в пятнадцати милях к северу от Шараповых Кошек).

Тринадцать дней простояли суда у острова Мясного. За это время участники экспедиции описали остров и прилегающие к нему берега материка, произвели наблюдения над приливами и поведением компаса, описали небольшие речки, впадающие в этом районе в море, и определили широту места.

5 сентября сильным юго-западным ветром льды отогнало от берегов, и, воспользовавшись этим, Малыгин повёл свои суда на юго-восток, вдоль берегов Югорского полуострова, потому что «в море, по надлежащему… курсу, не малые льды видимы были, и пройти было весьма безнадёжно». Суда продвигались медленно, так как лавировать в узком проходе между берегом и стоячими льдами было трудно. 11 сентября Малыгин достиг устья реки Кары. Здесь экспедиция определила широту и долготу места, измерила глубину губы и устья реки и нашла фарватер для прохода судов в губу.

Малыгин снова собрал совет, на котором было принято решение, во что бы то ни стало, несмотря на позднее время года, пробиваться на восток. Суда вышли в море и взяли курс на северо-восток. Вскоре они были снова зажаты тяжелыми льдами и лишены возможности двигаться. Сплошной ледяной покров простирался до самого горизонта. Частые и сильные сжатия льдов грозили раздавить суда. Малыгин вынужден был отказаться от первоначального плана идти на зимовку к восточным берегам Ямала и повернул к устью Кары. Поднявшись на шестьдесят пять километров вверх по реке и выбрав удобное место для стоянки судов, отряд 26 сентября 1736 г. стал на зимовку.

6 ноября к месту зимовки прибыл сухопутный отряд геодезиста Василия Селифонтова, который ещё ранней весной был отправлен из Пустозерска на оленях для описи берегов полуострова Ямал. Пройдя большеземельскую тундру, Селифонтов пересёк Югорский полуостров и южную часть Ямала, достиг западных берегов Обской губы и отсюда направился на север. В течение июля и августа он произвёл съемку и опись восточных и западных берегов Ямала, установил по побережью большое количество приметных знаков (маяки, гурии) и определил расстояние между ними, осмотрел устья рек, впадающих в Обскую губу и в Карское море, измерил их глубины и течения, осмотрел южные бега острова Белого и выполнил ряд других работ и наблюдений. Работа Селифонтова оказала большую помощь Малыгину при осуществлении им главной задачи экспедиции – плавания вокруг Ямала в Обь.

С приходом отряда Селифонтова число людей на зимовке увеличилось. В связи с этим в целях экономии продовольствия Малыгин с большей частью экипажей судов переехал на оленях в Обдорск (теперь Салехард). У места зимовки была построена изба и там остались подштурман Великопольский с подлекарем и десятью матросами.

Степан Григорьевич Малыгин

С наступлением светлых дней Малыгин вновь направил отряд геодезиста Селифонтова для описи берегов острова Белого, а сам с людьми, зимовавшими в Обдорске, в начале мая возвратился к месту зимовки и начал готовиться к дальнейшему плаванию.

В начале июня река Кара вскрылась, но море ещё было покрыто льдом, и суда до 1 июля 1737 г. задержались в устье Кары, где была произведена опись берегов. 4 июля, когда ледовая обстановка несколько улучшилась, суда продолжили путь и 9 июля достигли южной части Байдарацкой губы. Здесь отряд находился несколько дней, производя измерение глубин и наблюдая приливо-отливные явления. 12 июля суда снялись с якоря, достигли берегов Ямала и вдоль них стали пробиваться на север. К 18 июля Малыгин достиг устья реки Юрибей, а через три дня прошёл Мутную губу и Шараповы Кошки и к утру 23 июля вышел в пролив, отделяющий полуостров Ямал от острова Белого (теперь пролив Малыгина). Здесь он встретился с Селифонтовым (который ещё в марте выехал из Обдорска для описи острова Белого), от которого узнал, что намеченная планом съёмка северных берегов острова не выполнена из-за отсутствия на острове корма для оленей.

Сильный встречный ветер и течения, частые туманы, трудность лавирования в узком проливе, изобиловавшем многочисленными отмелями, надолго задержали Малыгина в этом районе. Однако он не терял времени даром: отряд изучил течения, характеристики морских вод, во многих местах измерил глубину пролива, определил широту и долготу места.

Только 16 августа, при сильном северо-западном ветре, отряд смог продолжать путь на восток и через сутки, обогнув Ямал, вошёл в Обскую губу. Впереди лежало свободное ото льда море, и Малыгин беспрепятственно продвигался на юг, производя опись западных берегов Обской губы.

11 сентября Малыгин достиг устья Оби. Работы отряда приближались к концу. 1 октября суда прибыли в Березов и стали на зимовку. Здесь Малыгин разместил участников экспедиции по квартирам, передал командование отрядом лейтенанту Скуратову, а сам отправился в Петербург докладывать Адмиралтейств-коллегии о проделанной работе.Больше Малыгин не принимал участия в работах Великой Северной экспедиции.

За время плавания отряд Малыгина описал и нанёс на карту всё побережье от Югорского Шара до устья Оби, определил широты нескольких пунктов, произвёл наблюдения над состоянием льдов, течениями, приливами и земным магнетизмом, определил судоходность впадающих в Карское море и в Обскую губу рек, произвёл промеры глубин моря и Обской губы, установил возможность богатого промысла белухи и другого морского зверя в прибрежной полосе Карского моря и в Обской губе и собрал много других полезных сведений.

Оценивая работу С.Г. Малыгина и его спутников, известный русский мореплаватель Ф.П. Литке писал: «… Препятствия физические были столь велики, а, напротив, средства, им данные, столь недостаточные, что более должно удивляться тому, что совершено ими, нежели, тому, что не сделано».

Нельзя забывать, что экспедиция была снабжена весьма примитивными мореходными инструментами, что методы наблюдений в то время были далеко не совершенными. И, несмотря на это, С.Г. Малыгину удалось составить первую карту, которая давала более или менее верное представление о побережье Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья Оби. Эта карта была использована при составлении сводной карты Великой Северной экспедиции, а очертания южных берегов Карского моря в том виде, как они были определены. Малыгиным, в течение долгого времени сохранялись на картах мира.

Интересные и весьма разносторонние географические сведения, собранные Малыгиным о крае, до этого ещё мало известном науке, принесли ему вполне заслуженную славу выдающегося полярного исследователя и мореплавателя. Большая их часть до сих пор не утратила своего значения.

В феврале 1738 г. Малыгин прибыл в Петербург, привезя с собой материалы работ отряда (журналы, карты и записи). 9 марта Малыгин доложил Адмиралтейств-коллегии о результатах научных наблюдений и исследований и представил на утверждение отчёт об израсходовании денег и продовольствия. Адмиралтейств-коллегия высоко оценила результаты работ Малыгина и поручила профессорам Морской Академии составить на основании представленных им записей «экстракт», полезный для мореплавания.

Характеризуя плодотворную и успешную деятельность Малыгина как полярного исследователя, Ф.П. Литке писал, что Малыгин исполнил все, «что ему было положено», и отличился «всеми достоинствами», коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: решительностью и неутомимостью».

О детских годах русского мореплавателя Степана Григорьевича Малыгина сведений не сохранилось. Известно лишь, что в 1711-1717 гг. он учился в Московской школе математических и навигацких наук, после окончания которой поступил на флот гардемарином. Окончив в 1721 г. Морскую академию, Малыгин получил звание унтер-лейтенанта, а через девять месяцев — лейтенанта.

До 1735 г. Степан Григорьевич служил на Балтийском флоте — на разных судах плавал в Балтийском море и в северной части Атлантического океана. Во время этих плаваний он в совершенстве овладел штурманским делом. В 1731 г. Малыгин подготовил и представил в Академию наук свой труд «Сокращенная навигация по карте де-Редукцион». В нём было, в частности, подробно описано устройство морского компаса и правила пользования им, дано общее понятие о градусной сетке глобуса, объяснены методы плавания при помощи плоских и меркаторских карт с приложением самих карт и пояснительных чертежей. В 1733 г. книга была опубликована; она стала первым руководством по навигации на русском языке.

В 1736 г. Адмиралтейств-коллегия назначила лейтенанта Малыгина начальником западного отряда Великой Северной экспедиции. В 1736-1737 гг. отряд под руководством Малыгина и Скуратова на ботах «Первый» и «Второй» проделал путь от Пустозерска до Обской губы. По итогам этой экспедиции была составлена первая карта побережья Баренцева и Карского морей от Архангельска до устья Оби.

состоянию здоровья, и был назначен командиром Кронштадского порта, а с 1754 г. — командиром Рижского порта.

В 1741 г. Малыгин был назначен командиром Штурманской роты. Заботясь о подготовке специалистов-штурманов в единственном в то время учебном заведении, выпускавшем штурманов для флота, Малыгин ввёл в систему обучения ряд улучшений и нововведений.

В 1762 г. Степан Григорьевич получил чин капитан-командора и назначение в Казань на должность начальника Адмиралтейской конторы. В этом городе в 1764 г. он скончался.

Имя Малыгина носит мыс на юго-западе острова Белый в Карском море и пролив между полуостровом Ямал и островом Белый.

Результат: отряд справился с поставленной задачей. Были обследованы и нанесены на карту побережье Северного Ледовитого океана от реки Печоры до устья Оби, включая полуостров Ямал, часть берега Обской губы, нижнее течение реки Обь до г. Березов.