Рязанец Вячеслав Мелин стал первым россиянином, обогнувшим Северный полюс на парусной яхте
Рязанский музей путешественников недавно пополнился замечательным экспонатом – только что вышедшей в свет книгой «Вокруг Северного полюса на парусной яхте». Её автор – рязанский профессиональный полярник и путешественник Вячеслав Иванович Мелин.
Поскольку мы находимся с ним в дружеских отношениях, чем я очень горжусь, в моих руках оказался экземпляр с дарственной надписью автора. Прочитав за один присест, как в школьные годы – о приключениях Робинзона Крузо, я признался автору, что его книга – это увлекательное повествование о «безумстве храбрых» на просторах Северного Ледовитого океана. В ответ Вячеслав улыбнулся:
– Возможно, ты отчасти прав. Многие достойные и отлично знающие океан люди называли нас «безумцами», предупреждали на полном серьёзе, что мы можем и не вернуться. Но капитан яхты, немецкий писатель и путешественник Арвед Фукс, не из тех людей, которые отступают от задуманного. Он никогда не пойдёт на неоправданный риск, пока не просчитает до мелочей каждый предстоящий шаг. Арвед не сдвинется с места, если он хоть в чём-то сомневается и у него нет полной уверенности в успехе. А тут, согласись, мало места остаётся для «безумства». Главное, поставить перед собой реальную цель и иметь неумолимое желание достичь её.
Погружение в «безумство»
– Вячеслав, а как ты оказался в составе международного экипажа?
– Совершенно случайно. Для полного комплекта команды Фуксу не хватало человека, имеющего опыт работы в советской Арктике и, одновременно, владеющего иностранными языками. Он обратился за помощью к рязанскому полярному путешественнику, герою России Михаилу Малахову, с которым однажды путешествовал на лыжах к Северному полюсу в составе международной экспедиции «Айсвок». А я с Михаилом знаком ещё со школьной скамьи. Поэтому он рекомендовал меня. Вот так всё получилось просто и как будто бы случайно.
– Ну, тогда представь коротко Вячеслава Мелина читателям и скажи, что тебя заставило покинуть уютную Рязань и податься в суровый край ледяного безмолвия?
– Я думаю, что в школьные годы мне попали в руки не те книги (смеётся). Я имею в виду книги об известных полярных исследователях, покорителях Арктики. Таких, например, как Семён Челюскин, Харитон Лаптев, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Георгий Седов и многих других. Их имена и книги о них я уже тогда, можно сказать, знал наизусть. Будучи школьником, увлёкся коротковолновым радиоспортом. После средней школы окончил радиоэлектронный колледж. И поскольку уже серьёзно «заболел» Севером, поступил на курсы полярных работников при Совмине СССР, по окончании которых стал профессиональным гидрометеорологом-радистом и получил назначение в Арктику. Работал больше десяти лет на полярных станциях Арктики и Антарктики, где дополнительно освоил профессию инженера-геофизика, наблюдал за полярными сияниями и земным магнетизмом. Полученные знания и опыт пригодились мне во время международной морской экспедиции «Ледовое плавание».
– Северный Ледовитый океан… От одной этой фразы бросает в дрожь. Какими качествами должен обладать человек, чтобы отважиться на его покорение?
– Прежде всего смелым, решительным, хорошо подготовленным на физическом, духовном и профессиональном уровне, ставящим перед собой конкретные задачи, с твёрдой уверенностью в том, что поставленные цели будут обязательно достигнуты. Только при таких условиях можно смело окунаться в «безумство».
– Но ведь окунаться в неизведанное – это как добровольно идти на голгофу?
– Да, добровольно. Но, как я уже сказал, идёшь, потому как твёрдо знаешь, что ты всё просчитал заранее и «распят» не будешь. Как у водителей авто: не уверен – не обгоняй.
Каторга и «момент истины»
– Во время вашего путешествия случались ли моменты отчаяния, глубокого разочарования? И наоборот, моменты необыкновенной радости, восторга?
– Конечно, всякое бывало, всего хватало – рвали паруса, садились на мель, теряли якоря, яхта попадала в смертельно опасные ледовые капканы. Но я расскажу о двух показательных моментах. В открытом море присутствует как штормовой «девятый вал», так и скучный «мертвый штиль». Наша яхта деревянная. Её длина всего-навсего 18 метров, а ширина 4,8 метра. Арвед Фукс «обшил» корпус судна алюминиевыми листами, а носовую часть укрепил сантиметровыми стальными пластинами. Это не превратило парусную яхту в непотопляемый ледокол, но добавило экипажу уверенности в завтрашнем дне. Во время серьезного шторма даже простейшая работа с парусной оснасткой превращается для моряка в каторгу. Трудно не только выполнять многочисленные приказы капитана, но даже просто перемещаться по беснующейся под ногами скользкой палубе. Во время шторма, несмотря на страховочные пояса, велика вероятность быть смытым в открытое море, а также получить травмы, если не соблюдать элементарные правила техники безопасности. В штормовом море в короткие минуты передышки сидишь на мокрой палубе, как мокрая курица, утираешь мокрым рукавом мокрое позеленевшее лицо, проклинаешь шкипера, чудовищные волны, морскую качку и всё на свете. Думаешь: всё, хватит, это мой последний выход в море. Больше никогда и ни за что. Но вот шторм остался позади. На воде штиль, в небе появилось яркое веселое солнышко, а ты видишь рядом улыбающиеся лица твоих верных, проверенных суровыми штормами товарищей и осознаёшь: да только ради этого «момента истины» стоило и стоит жить!
– Пройти по Ледовитому океану через одиннадцать морей для сегодняшних морских судов – серьёзная проблема. А на деревянной скорлупке под названием «Дагмар Эн» под парусами вам удалось пройти этот сложнейший путь, установив тем самым мировой рекорд. В результате ты стал первым россиянином, совершившим путешествие вокруг Северного полюса на парусной яхте, и внесён в Книгу рекордов России.
– Это так. Но целью экспедиции капитан Арвед Фукс ставил не только чисто спортивный интерес. Как писателю ему нужны прежде всего новые впечатления, общение с рыбаками, охотниками, оленеводами… Мне он говорил, например, такое: «Знаешь, Слава, я могу перелететь из Мурманска во Владивосток на самолете за несколько часов. Но и воспоминание при этом останется только о том, чем покормила стюардесса на обед».
– А почему в составе экипажа было девять человек, а не семь или десять?
– Девять человек – это три полноценные вахты. Во время вахты работают всегда трое: штурман, рулевой и впередсмотрящий. А лишний человек – это уже пассажир.
Полемика с Соломоном
– Девять человек. Цель одна, а языки разные: немецкий, французский, русский, польский… Как же вы умудрялись общаться между собой?
– Была твёрдая установка немецкого капитана: в любой ситуации использовать только английский язык. В самом сложном положении оказались немцы, ведь им было комфортней общаться между собой на родном языке, но они никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушали приказ капитана. Нашей дружной команде удалось найти общий язык, что доказывает – всё можно преодолеть, было бы желание.
– На яхте имелся дизельный двигатель в 180 лошадиных сил. Был ли соблазн иногда включить его «назло ветрам»?
– Не столько соблазн, сколько необходимость. Дело в том, что среди дрейфующих льдов приходится много и часто маневрировать: лево руля, право руля, вперёд, назад… Иначе лёд не победишь.
– Не совсем скромный вопрос: можно ли ваше ледовое плавание отнести к разряду подвигов?
– Ни в коем случае! Солдат во время боя бросается на амбразуру, случайный прохожий, не задумываясь ни на секунду, спасает тонущего человека… Вот это подвиг. Подвиг – действо неосознанное, часто под влиянием эмоций, под воздействием конкретной ситуации, требующей незамедлительного решения. А в нашем положении всегда присутствовал тонкий расчёт и предварительная профессиональная подготовка.
– Мудрый царь Соломон утверждал, что невозможно кораблю оставить след среди моря.
– Позволю возразить мудрому, но не опытному Соломону, ведь он не плавал в северных морях и не знал, что след от корабля во льдах реальность (смеётся).
– Я тоже так думаю. Ваша экспедиция оставила неизгладимый след в океане, «окольцевав» Северный полюс. И этот след не что иное, как свершившийся исторический факт.
Источник: «Новая газета». Автор Александр Сачков