Хозяйственная деятельность человека не является причиной химического загрязнения Авачинского залива Тихого океана, которое вызвало массовую гибель морских организмов в 2020 году. Экологическое бедствие могло стать следствием извержений Жупановского вулкана на Камчатке. Таковы выводы, сделанные учёными по результатам комплексной оценки рек региона. Материалы для исследования были собраны экспедицией Русского географического общества.
Полевые отряды проекта «Камчатская экспедиция: комплексная экологическая оценка рек района Авачинской группы вулканов Камчатки» работали в бассейнах притоков Авачинского залива в 2021 году. Нынешней весной учёные подвели итоги исследований, проводившихся более полутора лет. Пути миграции токсикантов в реках, анализ возможных источников поступления веществ техногенного происхождения с водосбора залива в его акваторию изучали сотрудники Кроноцкого заповедника, географического факультета МГУ имени Ломоносова, Института проблем экологии и эволюции РАН имени Северцова.
Осенью 2020 года на побережье и в акватории Авачинского залива Тихого океана, а также на Халатырском пляже вблизи Петропавловска-Камчатского была зафиксирована массовая гибель морских ежей, морских звёзд, брюхоногих и двустворчатых моллюсков (мидий), хитонов (панцирных моллюсков) и крабов.
— На водосборе Авачинского залива мы обнаружили мощные геохимические аномалии. То есть участки, где отмечаются высокие концентрации тяжёлых металлов и металлоидов. Особое внимание привлекли склоны Жупановского вулкана. Здесь 12 июля 2015 года в ходе продолжительного эксплозивного извержения обрушился активный конус. Потом сошёл лахар — грязевой поток, состоявший из крупнообломочного материала вулканической постройки. С момента схода лахара до настоящего времени формировалась новая русловая сеть. То есть горные породы размывались, а материал со стоком реки Налычева выносился в сторону Авачинского залива. Этот материал потенциально мог содержать неспецифические токсиканты, характерные для исследуемой территории, — рассказал руководитель экспедиционных работ, доцент кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ Сергей Чалов.
Фотограмметрическими методами удалось определить объём отложений, вынесенных в результате обрушения вулкана в русловую сеть. Он составлял от 0,12 до 0,18 куб. км. Однако размыв этих пород даёт только 20% выносимых рекой Налычева взвесей.
Исследователи составили каталог зон повышенных концентраций токсикантов в грунтах. В некоторых реках, стекающих с Козельского вулкана, отмечается повышенная природная концентрация меди (в 5–7 раз), свинца (в 3 раза), цинка (в 6–9 раз). При этом зон загрязнения поверхностных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека не выявлено. В связи с этим особый интерес представляли окрестности Козельского полигона ядохимикатов, военного полигона Радыгино. Именно он рассматривался в качестве источника поступления токсичных органических соединений в речную сеть и океан.
— Огромный массив данных о микроэлементном составе проб воды, грунта, взвесей и речных отложений на полигоне мы собрали в первой половине 2021 года, то есть через полгода после события 2020 года. Во всех пробах района Козельского полигона концентрация хлорорганики составляла 0,01 ± 0,004 микрограмма на кубический сантиметр при растворимости 0,05 микрограмма на кубический сантиметр (предельно допустимой концентрацией считается 0,02 микрограмма на кубический сантиметр). То есть это следовые концентрации, встречаемые на уровне точности определений, — подчеркнул Сергей Чалов.
По данным исследований, объёмы поступления водного стока с водосбора в Авачинский залив таковы, что для формирования экологически опасных концентраций токсичных веществ (тяжёлые металлы, хлорорганические соединения) их современные значения в реках должны быть увеличены в тысячи раз в течение суток, или в десятки раз постоянно в течение года. Эти выводы базируются на результатах оценки речного притока в Авачинский залив (2,3 куб. км воды в год) и объёма вод прибрежной зоны Авачинского залива (18,1 куб. км).
— Эти результаты подтверждает также биоиндикация лососевых рыб. Мы изучили мальму, которая широко распространена в реках Камчатки и является удобным тест-объектом. Ни в одном из обследованных водотоков содержание поллютантов в печени молоди лососевых рыб не достигало предельно допустимых концентраций из СанПИН 2.3.2.1078-01. В свою очередь концентрация металлов в реках не достигала значений, которые могут привести к функциональным нарушениям в организме рыб. Таким образом, химическое загрязнение водотоков в течение последних двух-трёх лет (срок жизни молоди мальмы в реках) не представляло опасности для рыбного населения, молодь лососевых рыб продолжала кормиться и зимовать в реках, — отметил кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН имени Северцова Евгений Есин.
После изучения всех возможных источников химического загрязнения Авачинского залива учёные готовы однозначно ответить на вопрос: могли ли какие-либо процессы на водосборе привести к поступлению токсичных веществ в количестве, опасном для экосистемы океана и его прибрежной зоны. И этот ответ отрицательный.
Результаты экспедиционных работ, проведённых в рамках проекта РГО на Камчатке, подтвердили данные о природном генезисе неблагоприятных событий, а также то, что наиболее вероятной причиной гибели морских животных в сентябре 2020 года стали так называемые красные приливы — массовое цветение токсичных водорослей.
Источник: Русское Географическое общество