«Росатом» и DP World создали совместное предприятие для перевозок в Арктике
«Росатом» и эмиратский оператор DP World создали совместное предприятие для развития транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Уже на пилотном этапе проект обеспечит объём перевозок до 800 тыс. TEU ежегодно.
«Росатом» и один из крупнейших портовых операторов создали совместное предприятие — ООО «Международная контейнерная логистика» (МКЛ) для совместного развития контейнерных перевозок по Северному морскому пути (СМП), оно было зарегистрировано 20 октября в Москве (первым внимание на регистрацию компании обратил «Интерфакс»).
В СП у «дочки» российской госкорпорации «Русатом Карго» — 51% долей, у DP World — 49%. Уставной капитал МКЛ составляет 960 млн руб., гендиректором назначен Алексей Левицкий — руководитель проекта «Западный транспортно-логистический узел», направленного на создание терминальной инфраструктуры в Мурманске.
Соглашение «о стратегическом сотрудничестве» партнёры подписали в июне этого года во время Петербургского международного экономического форума. Согласно ранее анонсированным планам, «Росатом» и DP World займутся развитием евроазиатской логистики и транзитных контейнерных перевозок по СМП: создание контейнерной линии и портов-хабов для транзита грузов по арктическому направлению.
Зачем создаётся СП
Одна из ближайших задач СП, как сообщили в госкорпорации, — проектирование инфраструктуры на маршруте, уточнение объёма инвестиций и графика работ. По оценкам партнёров, пилотный этап проекта сможет обеспечить объём перевозок до 800 тыс. TEU (аналог 20-футового эквивалента) ежегодно.
Для «Росатома» «Международная контейнерная логистика» выступает «инструментом достижения плановых показателей грузооборота», считает источник РБК, близкий к Минвостокразвития.
Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук РАНХиГС, оценивает создание СП как «прорывное событие» и видит в нём значительную пользу для СМП. Взаимодействие «Росатома» с DP World позволит использовать опыт оператора для развития портовой инфраструктуры, которая сейчас «дефицитна» в Арктике, и выстраивания логистики. «Да, они [госкорпорация] могут водить суда, они ледокольщики с огромным опытом, но всё остальное — это же не компетенция «Росатома», работа должна быть комплексной. Без соответствующей инфраструктуры СМП невозможно эффективно эксплуатировать и развивать», — заключает эксперт.
МКЛ, отмечает он, позволит привлечь и зарубежные финансовые ресурсы в развитие портовых мощностей. «Госдума уже приняла закон о проведении эксперимента по установлению на территории отдельных субъектов экспериментального правового режима деятельности по партнерскому (исламскому) финансированию, что также будет способствовать привлечению инвестиций из исламских стран», — подчеркивает Воротников.
Согласно оптимистичному сценарию, который предусмотрен стратегией развития СМП, по итогам 2023 года его грузооборот составит 36 млн т. По состоянию на октябрь по этому коридору перевезено 28,8 млн т, приводил данные заместитель руководителя дирекции СМП Максим Кулинко.
Уже в 2024 году грузооборот должен увеличиться вдвое — до 80 млн т, в 2030-м — 150 млн т, в 2035-м — 220 млн т. Но в сентябре глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сказал, что для такого роста грузооборота пока недостаточно флота ледового класса не только в России, но и в мире в целом. «Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объёме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это же не месяцы, а это годы», — сказал министр.
Для арабской стороны, это совместное предприятие, — возможность расширения безопасных маршрутов транспортировки продукции. «Все транспортные коридоры, которые находятся сейчас в зоне конфликтов, увеличивают риски поставок, — рассуждает собеседник издания. — Кроме того, ОАЭ видит перспективы увеличения сроков навигации на СМП в связи с потеплением, и понимает, что изменение климата будет способствовать круглогодичным перевозкам». Коридор может также обеспечить замыкающий грузооборот контейнеров, сократив или даже исключив порожний пробег тары.
Говоря о грузовой базе, собеседник в министерстве отмечает, что поставляться будет широкая номенклатура грузов. Речь идёт о товарах повседневного спроса, продовольственной продукции, прежде всего зерне, а также лесных грузах. «Зерновой рынок ищет новые пути поставки, меняется логистика для автопрома, меняются и контейнеризируются поставки тех видов грузов, которые ранее были не контейнерными, например сталь. Это сейчас перекидывается по контейнерам для большей технологичности перевозок», — поясняет он. Воротников предполагает, что в перспективе могут начаться и поставки рыбы в рефрижераторных контейнерах (тара для доставки скоропортящихся грузов).
Источник: РБК