Полярные путешествия и заповедные места Крайнего Севера
Арктическая тема в филателии поистине безгранична. Мы уже путешествовали по заполярным городам и регионам, знакомились с культурой коренных народов Севера, животным и растительным миром этой удивительной российской территории.
Сегодня речь пойдёт уже о реальных, а не виртуальных путешествиях в Арктику – об арктическом туризме, а также о тех местах и объектах, которые привлекают туристов в Арктической зоне РФ и которые отражены на почтовых марках, конвертах, карточках и открытках.
Арктика… Только здесь можно увидеть бесконечный полярный день и фантастическое северное сияние. Белых медведей, китов и даже морских единорогов – нарвалов. Мощный ледоход на северных реках и осеннюю тундру, похожую на картины импрессионистов. Прикоснуться к культуре поморов, саамов, ненцев, чукчей. Попробовать кулебяки с палтусом, калитки с морошкой и даже мороженое со вкусом оленины. Искупаться на южном берегу Северного Ледовитого океана и прокатиться на старейшем в России колёсном пароходе…
Сегодня всё больше людей стремятся ко льдам и белым медведям. «Экстрим на вершине планеты», «экзотическое путешествие на грани экстрима», «встретиться с Арктикой лицом к лицу», «полярное безмолвие», «уникальные и труднодоступные места»… – туроператоры соревнуются в изобретении наиболее эффектных эпитетов, но все они бьют на эксклюзивность, возможность примкнуть к кругу избранных.
Между тем путешествия в Арктику уже стали трендом. И это не удивляет. Она действительно уникальна! Только за прошлый 2022 год Арктическую зону РФ посетили уже более 1,5 миллиона туристов.
На сегодняшний день не существует общепризнанного устоявшегося определения термина «арктический туризм», хотя само понятие получило широкое распространение. Наиболее очевидное и логичное – это посещение Арктики в рекреационных, познавательных, спортивных, религиозных и иных подобных целях, не связанных с получением прибыли и осуществлением трудовой деятельности. Несмотря на сухость и некую наукообразность – это самое точное определение того, о чём пойдёт наш рассказ.
История полярного туризма
Фактически массовые путешествия в российскую часть Арктики начались ещё на рубеже XIX–XX веков. Благодаря деятельности Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства рейсы в Арктику (по Баренцеву морю вдоль берегов Северной Норвегии и Кольского полуострова, вплоть до Новой Земли) стали доступны широким слоям населения России. Всего у пароходства было 14 судов, среди них – «Император Николай II», «Ломоносов», «Великий князь Владимир», «Королева Ольга Константиновна», «Сергей Витте» и другие. Изданный в 1898 году «Путеводитель по Северу России» сообщал: «Наш Север … одинаково интересен для учёного, путешественника, естествоиспытателя, этнографа, художника, простого туриста – любителя природы, охотника, богомольца и для предприимчивого торгового человека… поездка в Архангельск и по Архангельскому, а равно и по Мурманскому побережью сделалась скорой, лёгкой и удобной прогулкой». Правда, в филателии эти рейсы и суда свой след практически не оставили. Наверное, исключение – почтовая карточка с пароходом «Ломоносов» и почтовый конверт с пароходом-колёсником «Н.В. Гоголь», выполнявшем в те же первые годы XX века речные арктические рейсы. Кстати, «Н.В. Гоголь» – ныне самый старый действующий пассажирский пароход России, прошедший, правда, серьёзную реконструкцию и модернизацию.
А вот первый в СССР арктический рейс на ледокольном пароходе «Малыгин» в 1931 году, в котором участвовали и туристы, прогремел на весь мир. Да и я о нём не раз писал. И самая первая советская «арктическая» марка посвящена именно ему.
Вкратце напомню. 92 года назад, 19 июля 1931 года «Малыгин» вышел из Архангельска. На его борту находилось 86 человек, из них 55 были членами команды и обслуживающим персоналом, а 31 – пассажирами. Это была первая подобная научно-туристическая экспедиция акционерного общества «Интурист». Громкую известность рейсу «Малыгина» принесла заранее запланированная и широко разрекламированная встреча с немецким дирижаблем «Граф Цеппелин» на Земле Франца-Иосифа. Там, в бухте Тихой, пароход и дирижабль обменялись почтой. Для корреспонденции, которой предстояло проделать столь экзотическое путешествие, были выпущены специальные марки и введены повышенные тарифы. Целью поездки было пополнение советской казны валютой, а также демонстрация буржуазной общественности экономических и научных достижений советской власти.
К уникальной по тем временам «научно-туристической» экспедиции под руководством профессора Владимира Визе присоединились 15 иностранцев. Среди них известный исследователь Арктики генерал Умберто Нобиле, немецкий журналист Фридрих Зибург, а также три американки – Эмма Дрессер, Элизабет Паттерсон и эксцентричная миллионерша миссис Бойс. Они пробыли в Северном Ледовитом океане целый месяц. Для туристов были организованы кратковременные экскурсии на полярные острова. Правда, из-за того, что моторная лодка, предназначенная для этих целей, сломалась, плавать к берегам пришлось на малокомфортной шлюпке, вмещавшей всего 12 человек. Своего рода «шоу» стала и знаменитая встреча «Малыгина» с дирижаблем «Граф Цеппелин», сопровождавшаяся обменом почтой. Благодаря участию европейцев и американцев экспедиция вызвала интерес западной прессы. Например, газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что одетым в мех туристам было тепло в Арктике, а миссис Эмме Дрессер даже удалось подстрелить белого медведя и северного оленя. Из недостатков экспедиции журналисты отмечали «скверное питание».
С тех пор Земля Франца-Иосифа стала настоящей туристической Меккой. Но об этом чуть позже.
Вообще 1930-е годы стали очень показательными в плане продвижения туризма на север. В этот период были осуществлены первые советские морские круизы в высокие широты, а также, на фоне бурного развития туристского движения, заложены основы массового туризма в некоторых регионах Советской Арктики.
В 1937 году туристско-экспедиционное управление Всесоюзного центрального совета профсоюзов решило прокатить в Арктику уже советских граждан. Всего состоялось два таких «тура» на пароходе «Вологда». Благодаря рекламе, которую организаторы за несколько месяцев до поездок разместили в центральных газетах, известна стоимость рейса для одного человека – 1500 рублей. Это равнялось средней зарплате гражданина РСФСР за 7 с половиной месяцев работы. «Туристы посетят Архангельск, Мурманск, Амдерму и Новую Землю. Длительность рейса – 22 дня», – обещали устроители.
На север рискнули отправиться простые советские инженеры, рабочие, учителя и врачи, а также группа иностранцев от XVII Всемирного геологического конгресса. Подробностей о том, как были организованы эти рейсы, немного. Однако известно, что пассажиры парохода участвовали в вечерах самодеятельности, для них также устраивались длительные прогулки по побережью Новой Земли.
Во время Великой Отечественной войны ни о каких турпоездках в Арктику, разумеется, не было и речи. Вернулись к этой практике только в 1960-х годах. Более двух десятилетий туристов возило на север Мурманское морское пароходство. Так, 1966 году суперлайнер «Вацлав Воровский» прокатил обыкновенных пассажиров и туристов по Северному морскому пути – от Архангельска через Диксон, Норильск, Игарку и обратно – до Мурманска. Рейс ошибочно назвали первым арктическим туристическим (забыли про «Малыгина»?). В 1967 году данный маршрут был дополнен заходом на Землю Франца-Иосифа.
Следующий рейс туристского судна в Арктику проведён с 3 по 23 сентября 1967 г. На этот раз туристам предоставили теплоход «Татария», который регулярно плавал в Белом море на пассажирской линии Архангельск – Соловецкие острова. На теплоходе имелось почтовое отделение с бортовым штемпелем. На рисунке начертан весь путь следования: Архангельск – Соловецкие острова – Нарьян-Мар – Диксон – Дудинка – Игарка – Мурманск.
С 1978 года морские круизы в Арктику стали ежегодными. До конца 1980-х годов рейсы протяжённостью 6 тысяч километров осуществлялись на теплоходе «Клавдия Еланская». Эти поездки были гораздо многолюднее первых – по 200 пассажиров в каждом рейсе. Они также более тщательно организовывались в плане обеспечения безопасности, комфорта и развлечений для туристов. Сопровождающие старались знакомить пассажиров не только с флорой и фауной северных островов, но и с историей освоения Арктики.
Путешествия и круизы на Северный полюс
С 1977 года развитию арктического туризма активно содействуют атомные ледоколы. Первый в мире среди надводных судов рейс к Северному полюсу совершил атомоход «Арктика» под управлением уже известного нам капитана Юрия Кучиева 9–22 августа 1977 года. Поход был посвящён 60-летию Великого Октября.
Ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе – 1200 миль многолетнего льда. 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. С борта корабля был спущен парадный трап, и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил рядом с флагштоком древко от флага экспедиции Георгия Седова в 1912-1914 гг., найденное на месте его предполагаемой гибели. Участники экспедиции протоптали по снегу и льду символический Полярный круг вокруг полюса и опустили в воду памятную плиту. Почтовое ведомство активно откликнулось на это эпохальное событие.
На борту «Арктики» в том походе находились 210 человек, кроме членов экипажа и научных сотрудников среди них были и те, кого бы сейчас мы назвали словом «туристы».
Следующий рейс на Северный полюс осуществил атомоход «Сибирь». Это произошло ровно через десять лет. 25 мая 1987 года он достиг самой северной точки планеты.
С тех пор, как атомоход «Россия» 8 августа 1990 года впервые привёз на «шапку» планеты иностранных туристов в ходе круизного рейса, путь на полюс стал испытанным маршрутом для путешественников.
С 1977 года суда разных государств, в основном, конечно, отечественные, в надводном положении посетили географический Северный полюс уже более 100 раз.
Новый всплеск интереса к арктическому направлению туризма, в том числе – к путешествиям на Северный полюс, произошёл уже в условиях рыночной экономики, в начале XXI века. Стоит отметить, что, несмотря на востребованность, значительная часть турпродуктов «арктической» направленности оказалась рассчитана на богатого и сверхбогатого потребителя.
На стыке веков и в 2000-е годы в арктическом туризме был активно задействован атомный ледокол «Ямал». Он спущен на воду в 1989 году под именем «Октябрьская Революция», однако в 1992 году был модернизирован и переименован в «Ямал». В 2000 году атомоход совершил экспедицию с туристами к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» стал седьмым кораблём, достигшим самой северной точки земли, всего им было совершено более 45 таких рейсов. «Ямал» способен колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. И ещё одна деталь: нигде в мире больше нет ни одного ледокола с улыбающейся акульей пастью, как у «Ямала».
Самый молодой и крупный на сегодняшний день атомный ледокол «50 лет Победы» был спущен на воду в 1993 году, но начало его эксплуатации датируется лишь 2007 годом.
Он представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». При строительстве этого ледокола были использованы самые современные технологии – начиная от биологической защиты атомной установки и заканчивая цифровой системой автоматического управления нового поколения. А потому туристов ждёт путешествие на одном из самых мощных атомных ледоколов мира, способном преодолеть вековые льды. Как правило, по пути на Северный полюс встречаются моржи, а белые медведи подходят к самому борту судна.
Этот атомоход стал уже регулярным круизным лайнером для туристов, желающих побывать на Северном полюсе. Правда, такое путешествие, повторюсь, в буквальном смысле дорогого стоит. Цена, как правило, начинается от двух с половиной миллионов рублей, что ещё не многим у нас по карману. Но спрос есть. И немалый.
А потому уже сложно представить современную туристическую индустрию без такого уникального предложения – добраться сквозь бескрайние ледяные поля в недоступную ещё сто лет назад точку и посмотреть на нашу Землю «сверху». Ведь сколько сил, трудов и жизней отдали люди когда-то только за попытку достичь Северного полюса!
Продолжение следует.
Источник: Экспедиционный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов