• Экспедиция на вездеходах-амфибия через Арктику в Канаду

  • Back
27.06.2023 by 

Несколько лет назад, увидев в новостях короткий ролик о Морской Ледовой Арктической Экспедиции (МЛАЭ). Я удивился прежде всего тому факту, что об этом так мало известно и написано. Ярко-зелёный и ярко-красный «Емели» с номерами 3 и 4 смотрелись невероятно красиво на фоне белых снегов и тёмных льдов Арктики. Они просто запали мне в память. В феврале этого года я, как ребенок, рассматривал вездеход-амфибию «Емеля 4» на окраине Екатеринбурга. Это и правда одна из тех самых двух машин в мире, которые смогли впервые без поддержки извне доехать до Северного полюса и далее до Канады?

Идея создания автомобиля-амфибии зародилась у Василия Елагина давно. Несколько лет он участвовал в автомобильных экспедициях известного полярника Чукова в качестве механика-водителя. Копил опыт, делал выводы и наконец, созрел для создания своего авто. Не найдя поддержки со стороны Чукова, занялся конструированием нового транспорта самостоятельно, так, как считал нужным. Позже Чуков отверг идею присоединения Елагина к экспедиции на своей машине, что и предопределило дальнейший путь вездехода. Итак, автомобиль для северных экспедиций построен, а куда же ехать? Так родилась амбициозная цель доехать до Северного полюса и далее до Канады, а домой вернуться через Берингов пролив и далее до Дудинки, замкнув тем самым полярную кругосветку .

К «Емеле» предъявлялось несколько простых требований: надежность, проходимость, ремонтопригодность, плавучесть, малый вес. По мнению создателя, транспорт должен быть простой и тяговитый. В 2007 году были собраны «Емеля 1» и «Емеля 2», на которых впервые и был достигнут Северный полюс в походе 2009 года.
Эти машины вынужденно были оставлены прямо на Северном полюсе, поскольку «Барнео» (комплексная высокоширотная арктическая экспедиция), сворачивала свою работу прямо в то время, когда МЛАЭ приближалась к заветной точке, вертолёт должен был забрать и её и участников МЛАЭ. Ждать никого не собирались, команду Елагина вертолёт забрал с полюса в последний день работы ледового аэродрома. Оба «Емели» так и остались стоять на льдине и впоследствии, вероятнее всего, были раздавлены льдами.
Теперь Василий Игоревич уже не был ограничен в своём творчестве рамками существующих конструкций, можно было строить новые машины, с учётом выявленных недостатков у первого поколения. В результате на свет появились модифицированные версии вездеходов с порядковыми номерами 3 и 4. Именно 4й «Емеля» и участвовал в испытаниях «Бурлака».

К оригинальным разработкам конструкции можно отнести собственно корпус, подвеску, приводные валы, узел подключения заднего моста и механизм отбора мощности с переднего шкива двигателя. Водоизмещающий корпус изготовлен из Д16т, подвеска независимая, на поперечных рычагах с пружинно-амортизаторными стойками. Передний мост оснащён двойными амортизаторами. Колёсная формула 6х6, задний мост подключаемый, колёса на шинах-оболочках ОШ-1 размером 1300х500×530.

Все остальные узлы взяты с автомобилей «доноров». Прежде всего это известный тойотовский двигатель 3С, атмосферный дизель объёмом 2,2 литра со своей же коробкой передач. Отсутствие электроники, хороший крутящий момент на низких оборотах и высокая надёжность предопределили этот выбор. Главные пары от Mitsubishi Pajero.

Двигатель-поперечный, развёрнут на 90 градусов. Оригинально решалась проблема с источником питания для сварки. В каждом «Емеле» стояли две аккумуляторные 12 вольтовые батареи по 75А/час, с возможностью переключения на последовательное соединение с выходом 24V. Для сварки обе машины становились рядом, четыре АКБ давали 48вольт, можно было варить.

Дополняли картину две лестницы-мостика для преодоления нешироких разводий и трещин. Механическая лебёдка с приводом от переднего шкива двигателя с 50 метровым кевларовым тросом.
Более подробное техническое описание можно найти на сайте проекта МЛАЭ www.yemelya.ru

Первая экспедиция МЛАЭ на Емеля 1 и 2

Обратный путь из Канады

На пути через Урал
На пути через Урал
Так Бурлак и Емеля приехали в Ивдель
Так Бурлак и Емеля приехали в Ивдель
Бурлак и Емеля
Бурлак и Емеля
Остановка на припае Карского моря
Остановка на припае Карского моря
После пурги
После пурги
Банда в сборе :)
Банда в сборе 🙂
Команда Емели: Елагин Василий, Обиход Владимир
Команда Емели: Елагин Василий, Обиход Владимир
Доступ к двигателю прямо изнутри
Доступ к двигателю прямо изнутри
Отопление Вебастой
Отопление Вебастой
Ранним утром на одном из зимников
Ранним утром на одном из зимников
Источник: блог Алексея Камерзанова