• Пясинские транспортные экспедиции 1933-36 глазами лоцмана

  • Back
26.06.2023 by 
Дневник П.Т. Воронова

90 лет назад Главное управление Северного морского пути снарядило суда для проведения Пясинских транспортных операций по Енисею до Дудинки и Диксона, затем по Карскому морю до мыса Водоходного в устье реки Пясиной, далее по Пясиной до фактории Валек на реке Норилке. По Пясинскому водному пути доставляли грузы для всей Авамо-Хатангской тундры и строящегося Норильского комбината.

В 1930-х годах началась разработка богатейших норильских полиметаллических руд. Всего сотня километров отделяла месторождения от Енисея. Но, как писал Георгий Кублицкий: «…преодолеть сотню километров в тундре сложнее, чем 1000 в степи». Железной дороги от порта Дудинка к будущему Норильску ещё не было. Чтобы проложить её на вечной мерзлоте, требовалось время. А пока что грузы тянули на нартах. Решили организовать доставку грузов по рекам и морю. Три с лишним тысячи километров обходного водного пути: Красноярск, вниз по Енисею до Диксона, через Карское море к устью Пясины, а оттуда вверх по Пясине к её истоку, неподалёку от которого строился Норильск.

Пясинская экспедиция, Воронов с товарищами. 1933 г.
Пясинская экспедиция, Воронов с товарищами. 1933 г.

В 1933 году гружёный караван отправился на Пясину без предварительной разведки. Речной пароход «Лесник» вышел в Карское море с двумя железными баржами. С катера, высланного вперёд «Лесника», непрерывно делали замеры. «Красноярский рабочий» шёл лидером транспортной экспедиции.

В течение трёх лет членам экспедиций удалось доказать возможность навигации по Пясине, пригодность реки для доставки тяжёлых грузов, так необходимых северной стройке. Пясинские экспедиции стали важным этапом на пути создания Норильского комбината. Главную роль сыграли в этом деле специалисты, из которых были сформированы команды судов: капитаны, машинисты, лоцманы. Одним из таких специалистов был Павел Трефильевич Воронов – лоцман Енисейского бассейна.

Основным источником информации для данной статьи стал дневник Павла Трефильевича – это рассказ о первых навигациях на реке Пясине в 1933–1936 годах, о попытке наладить сообщение, создать универсальный порт, о первой железной дороге и бытовых подробностях жизни. В дневнике Воронов подробно описывал некоторые из своих экспедиций и вёл заметки «для памяти».

Как писал сам лоцман: «Я родился в семье крестьянина на Ангаре, село Кижма Енисейской губернии 1876 года ноября 6 дня».

В 1931 г. создаётся Енисейское речное пароходство и через несколько лет Павел Трефильевич поступил на службу. О своей профессиональной деятельности Воронов отзывался просто: «Ходил я и по Енисею, и до Диксона, и по притокам Нижней Тунгуски, и по Турухану, по Подкаменной Тунгуске, Ангаре. Аварий не делалось, всё благополучно».

Павел Воронов, будучи уроженцем Ангарского края и в то же время был прекрасным охотником и знатоком местности, неоценимым проводником в тайге и по реке, изобилующей серьёзными препятствиями.

Первые годы Пясинских экспедиций описаны в дневнике Павла Трефильевича кратко. Основные географические обозначения – фактория Валек и промысловая точка Чёрная в среднем течении реки. Две навигации Воронов ходил на судне «Анастас Микоян» и «Лесник». Особо впечатлила лоцмана фауна Пясиной: «Эта река богатая рыбой, песцами, зайцами, оленями и гусями. Песцы бегают как собаки. Золотая река. Всё по ней есть. Жалко её нарушать». В записях Воронов уделял внимание бытовым вещам, частыми были заметки о расстояниях и ценах:

«Цены на продукты в Дудинке:
Белый хлеб – 3.20 за кг;
Сахар – 4.60 за кг;
Рыба нельма – 3.86 за кг».

26 октября 1934 г. Таймыртрест выдал Павлу Трефильевичу Воронову билет ударника за 100% выполнение работы в Пясинской экспедиции.

Теплоход Лесник, р. Пясина. Воронов П.Т. с командиром Широких Н.А. 1935 г
Теплоход Лесник, р. Пясина. Воронов П.Т. с командиром Широких Н.А. 1935 г.

В 1935 г. газеты «Красноярский рабочий» и «Советский Таймыр» пестрили заголовками: «Пясинцы одержали блестящую победу». Транспортная экспедиция Главсевморпути 25 июня вышла из Красноярска по Енисею на Север. Требовалось пройти морем до устья реки Пясиной, подняться по Пясиной до устья реки Дудыпты. Помимо доставки грузов экспедиция должна была произвести смену зимовщиков на Пясиной и организовать новые зимовки: всесоюзного арктического института в устье реки Пуры, промысловую зимовку в устье реки Агапы и дооборудовать зимовку в устье Чёрной. Караван экспедиции состоял из теплохода «Красноярский Рабочий», парохода «Лесник», трёх 800-тонных и двух 400-тонных лихтеров, одного лихтера грузоподъёмностью 2700 тонн. Когда караван уже достиг Усть-Порта, пришло новое задание, полностью изменяющее первоначальный план работы. Строительству полярного Норильского полиметаллического комбината срочно требовалось доставить 5600 тонн груза. В дополнение к каравану выделили пароход «Молотов», мощный лихтер и три деревянных баржи.

Чтобы войти в Пясину, в море нужно предварительно обставить навигационными знаками опасный Пясинский бар. Эту работу суда гидрографического управления обещали выполнить только к 9 августа. Но пясинцам была дорога каждая минута – было решено обставить бар своими силами. Ответственную задачу возложили на капитана парохода «Лесник» Широких и лоцмана Воронова. В тот же день «Лесник» вышел в море и через двое суток обстановка Пясинского бара была закончена. Пароход «Лесник» ставил вехи, бросал бочки, банки.

Важную роль в большом деле Пясинских экспедиций сыграли сплочение и профессионализм участников. Пясинцы отмечали помощь начальника экспедиции В.А. Добровольского: он буквально не спал ночами, всех подталкивал, воодушевлял. По окончании навигации 1935 г. Добровольский писал: «Лоцман «Лесника» тов. Воронов обеспечил весной обстановку бара и отлично провёл суда по трудному фарватеру Пясиной. Капитаны «Красноярского рабочего» тов. Лиханский, «Лесника» тов. Широких обеспечили чёткую безаварийную работу парохода. Механики пароходов товарищи: Переносов, Соколов, Данилюк обеспечивали бесперебойную работу машин в ответственные моменты проводки караванов. Имена товарищей: Перова, Яхонтова, Венчикова, Шестакова, Михайлова и других пользовались любовью и уважением всех работников Пясинской».

Опубликованный в 1935 г. в периодическом издании рапорт пясинцев показывает, что на экспедицию 1936 г. с большевистской твердостью и уверенностью в предстоящих победах возлагали новые задачи. Поход 1935 г. являлся генеральной репетицией предстоящего освоения неизведанных пясино-норильских путей.

В навигацию 1935 г. лоцман Воронов Павел Трефильевич, третий год работающий на Пясине, блестяще провёл караван судов по незнакомым и опасным местам. Опытный лоцман Воронов передавал свои знания молодым кадрам: в пути вёл учебу со старшиной мотокатера «Грузчик» Венчиковым и лоцманским учеником Шостаковым.

В 1936 г. пясинская экспедиция в составе судов «Красноярский рабочий», парохода «Лесник», катера-бота «Вьюга» и 19 барж с грузами для Норильского комбината из-за сложных ледовых условий осталась на зимовке в районе озера Пясино. В конце октября только «Красноярский рабочий», используя динамит для подрыва ледовых заторов, прорвался в Валек и доставил часть грузов.

15 мая 1936 г. будучи в Игарке Павел Трефильевич Воронов писал в дневнике:

«В 1936 году я был командирован на реку Пясину – взорвать камни на пороге. Вылетел самолётом из города Енисейска 29 марта в 3 часа дня. 31-го был в Дудинке, 1 апреля на тракторе выехал в Норильск. С Норильска до пристани Валек по железной дороге. 2 апреля выехал с Валька на оленях. На порог приехал 4 апреля в 5 часов вечера».

С начала месяца до 10 апреля на пороге работали: бригадир Николай Васильевич Вечников, кузнец Николай Васильевич Климов, подрывник Пётр Емельянович Путинцев – всего 6 человек.

Павел Трефильевич подробно описывал ход работ: «Левая протока, по которой мы ходили теплоходами в 35-м году, оказалась неходовой, по ней у нас наметились большие работы по уборке камней. А правая протока оказалась ходовой: более прямой ход. И водили в настоящее время по фарватеру правой протоки. Всего убрано камней 13 штук по обмеру 26 кубометров».

Из-за нехватки грузов строительная программа Норильского комбината в 1936 году оказалась невыполненной. Всё же пясинцам удалось доказать, что освоенный ими участок Северного Морского пути вполне пригоден для судоходства.

В дальнейшем лоцман Воронов был удостоен многих наград: в 1946 г. ему присвоено звание «Лучший лоцман Енисейского бассейна», а в 1947 г. Павлу Трефильевичу вручили знак «Отличник социалистического соревнования». В том же году Воронову присвоили звание лейтенанта речного флота. Павел Трефильевич вышел на пенсию в 1944 г., однако службу продолжил. В 1953 г. Воронову назначили повышенную пожизненную пенсию в 750 рублей ежемесячно (для сравнения, зарплата инженера в то время составляла 120-160 рублей). В 1955 г. он снова заключил договор с представителями Енисейского пароходства, честно проработав на флоте 56 лет. Умер Павел Трефильевич в 1963 г.

В 1951 г. о лоцмане Воронове вновь писали в газете: «Каждую навигацию большие караваны судов с промышленными и продовольственными товарами отправляются на притоки Енисея. Труден и опасен путь судов по порожистым мелководным рекам, но опытные лоцманы, знающие все особенности рек, благополучно проводят караваны к месту назначения. Более 20 лет работает лоцманом на Нижней Тунгуске Павел Трефильевич Воронов. Сейчас Павлу Трефильевичу 75 лет, но он бодр и подвижен. Отлично зная Нижнюю Тунгуску, товарищ Воронов без единой аварии провёл по ней не один десяток судов. Советское правительство высоко оценило заслуги старого лоцмана. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны он награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”».

Дневник П.Т. Воронова
Источник: Енисейский музей-заповедник