Представитель старшей линии Гагариных. Родился 15 (27) мая 1810 года в семье дипломата князя Григория Ивановича Гагарина (1782—1837) и Екатерины Петровны Соймоновой (1790—1873). Первые 11 лет жизни князь Григорий Гагарин провёл в Риме, где его отец служил послом русской миссии. Кстати, и его отца, и впоследствии его сына тоже звали Григориями – считалось, что это имя в роду Гагариных приносит удачу тем, кто им наречён. Маленький Гриша болтал на итальянском куда бойчее, чем на родном языке, и на всю жизнь сохранил любовь к Италии. Свою летнюю усадьбу в Карачарово он выстроил в стиле итальянской виллы, на балы часто приглашал артистов из итальянской оперы, а для крестьянских детей, которые учились в открытой им карачаровской школе, повара Гагарина по праздникам готовили настоящую пиццу! В следующий раз местные школьники попробовать пиццу смогут только через сто лет…
Григорий Гагарин был представителем семнадцатого колена этого древнего дворянского рода, ведущего своё происхождения от Рюриковичей. Князь Михаил Иванович Стародубский, основатель рода, имел прозвище Гагара, по которому и стали называть всех его потомков. На самом деле Гагариных много, все они принадлежат к одной из трёх ветвей потомков Стародубского. Гагарины отличались необычными увлечениями, среди них было немало философов, а также чудаков и оригиналов. Например, двоюродная бабка Григория Гагарина Прасковья Юрьевна стала первой русской воздухоплавательницей – в 1804 году она вместе с Александрой Турчаниновой поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французским инженером Гарнереном. Кроме того, она стала прототипом одной из персонажей в грибоедовской комедии «Горе от ума» — Татьяны Юрьевны, той самой, которая «как обходительна! Добра! Мила! Проста! Балы дает нельзя богаче от Рождества и до Поста, а летом – праздники на даче». Видимо, неслучайно самые роскошные современные балы, которые сегодня устраивает общество исторического танца, носят название Гагаринских и проводятся в Карачарово, в бывшей усадьбе князей Гагариных.
Искусству живописи Гагарина учил Карл Брюллов, самый знаменитый в то время художник в мире, живая легенда, автор «Последнего дня Помпеи». У Брюллова был особый метод обучения: он заставлял учеников постоянно носить с собой бумагу и карандаш и все, буквально все свои впечатления зарисовывать. Увидел птичку — нарисовал, встретил ослика с тележкой — нарисовал. Это привело, во-первых, к тому, что Гагарин научился рисовать быстро и рисовал много (когда его сын составлял выставку его работ, каталог выставки включал в себя 2000 живописных полотен!), а во-вторых, сохранил привычку подобной «готовности рисовать» на всю жизнь.
Иногда это приводило к конфузам. Как-то молодой Гагарин гулял на питерской набережной напротив Петропавловской крепости, ему понравился вид, он выхватил из кармана блокнот, карандаш и принялся лихорадочно набрасывать эскиз. Прогуливающейся публике это поведение показалось подозрительным, позвали жандарма, и под конвоем из команды солдат князя сопроводили в крепость. Там его подвергли допросу, и когда недоразумение выяснилось, тут же отпустили с извинениями.
Григорий Гагарин начинал карьеру по дипломатическому ведомству, его карьера обещала стать блестящей, но неожиданно — даже для самого себя — стал военным. Главную роль в этом сыграла опять же его страсть к рисованию. В поисках новых впечатлений он упросил знакомого генерала Гана, отправлявшегося на Кавказ, взять его в свою свиту. Ган хоть и нехотя, но согласился, а молодой Гагарин был счастлив — новый край, новые впечатления.
Гагарин практически не расставался со своим походным альбомом и мольбертом. Как-то в Дагестане Ган прибыл инспектировать горную артиллерийскую батарею; сопровождавший его Гагарин, как всегда, принялся рисовать. В это время на батарею налетел отряд чеченцев, завязалась перестрелка. Гагарин увлеченно набрасывал картину стычки, пока не обнаружил, что батарея снялась с места и отступила, и он остался совершенно один против целого отряда вооруженных всадников. Предводитель чеченцев, с гиканьем и поднятым кинжалом, стал набегать на него. Все это видели наши солдаты и офицеры, на глазах которых башибузук вот-вот должен был зарезать молодого художника. И тут Гагарин выдернул из-за пояса пистолет и метким выстрелом уложил противника наповал.
Эта история имела совершенно неожиданное продолжение. Восхищенный рассказ о подвиге молодого Гагарина дошел до императора Николая Павловича, который сказал — «такому молодцу стыдно не носить военного мундира». В считанные дни Гагарина уволили из министерства иностранных дел и перевели поручиком в лейб-гвардейский гусарский полк. Его отец, желавший видеть Гагарина-младшего блестящим дипломатом, был, конечно, неутешен, но воле императора возразить не осмелился. Сам же Григорий Гагарин до конца дней вспоминал, как сделался военным «совершенно случайно».
В военном мундире Гагарин прослужил на Кавказе ещё семь лет. Он состоял при штабе генерала Чернышова, который был назначен военным министром и регулярно инспектировал войска на Кавказской линии. Гагарин вернулся с Кавказа обстрелянным воином: много раз участвовал в стычках и перестрелках с горцами, в качестве трофея привёз в Россию богато инкрустированную черкесскую саблю… Отправившись на войну в звании поручика (старшего лейтенанта), спустя шесть лет он был полковником, кавалером трёх боевых орденов и занимал должность флигель-адъютанта, то есть личного референта министра. Именно деньги, которые он получил на Кавказе, «боевые» выплаты Гагарин отдал своей невесте на обустройство имения Карачарово в Клинском уезде Тверской губернии, которое ей досталось в наследство. После выхода в отставку и переезда в Карачарово он уже более нигде не служил. А книга кавказских рисунков князя Гагарина, изданная в Париже, имеется в библиотеке «Конаковского уезда».
Война войной, но многолетнее пребывание на Кавказе многое сделало для Гагарина как для художника. Постоянная ставка генерала Чернышова располагалась в Тифлисе (нынешняя столица Грузии Тбилиси), Гагарин часто ездил по окрестностям и изучал грузинские церкви. Когда-то он начинал дипломатическую службу в Константинополе, серьёзно увлекся историей византийского искусства, и теперь обнаружил, насколько фрески в грузинских церквях напоминают древние византийские росписи. Гагарин на свои средства построил маленькую картонажную фабрику, где по его эскизам делали фигуры из папье-маше, которыми украшали внутренние интерьеры городского театра и кафедрального собора. Это были необычные для Грузии византийские и арабо-мавританские мотивы. Спустя несколько лет в Грузию приедет знаменитый французский писатель Александр Дюма, придёт в театр и буквально остолбенеет. «Ничего более красивого я не видел, настоящая Альгамбра», — произнесет писатель. К сожалению, ещё при жизни Гагарина городской театр сгорел, уникальные интерьеры погибли, а зарисовать их на память никому не пришло в голову!
Президентом Академии художеств в те годы была великая княгиня Мария Николаевна, которая прослышала про уникальные украшения, которые Гагарин изготовил для городского театра в Тифлисе. В 1855 году она пригласила Гагарина заняться оформлением своего дворца — впоследствии в этом дворце размешался Государственный Совет, и гагаринские росписи сохранились вплоть до революции. Считается, что именно за эту работу, восхитившую не только великую княжну, но и всю императорскую фамилию, Гагарин и получил должность вице-президента Академии художеств, которую исполнял в течение 13 лет. Он особенно заботился о том, чтобы художники, которые рисуют картины на исторические темы, приобретали исторические и археологические знания, а те, кто пишет картины из древней истории, получали знания по византийскому и древнерусскому зодчеству. Специально для них в Академии наук проводились лекции. Как отставной военный, он добился того, чтобы у Академии художеств появился свой устав, согласно которому старым и немощным художникам, например, полагалось небольшое вспомоществование. В итоге Гагарина полюбили не только живописцы, но и все остальные. Например, его пригласили в качестве почетного гостя на первый съезд русских зодчих, проще говоря — строителей.
Это привлекло внимание князя к недвижимости, дававшей в те годы особенно высокий доход. При всех своих талантах Григорий Гагарин был человеком расчетливым, а потому приобрёл доходный дом на Кузнецком мосту в Москве. Часть помещений сдавал в аренду самым модным магазинам того времени, а квартиры отдавал под наём. Позже дом перешёл по наследству сыну князя, а в наше время в этом здании располагается пассаж Кузнецкий мост.
Гагарин оказался очень рачительным хозяином и управлял своим имением Карачарово грамотно, рационально и творчески. При его непосредственном участии по типу Лондонского Гайд-парка здесь был создан обширный парк с более чем 50 аллеями. Основными считались 8 аллей, расходящиеся прямыми стрелками от центральной клумбы — липовая, берёзовая, кленовая, дубовая, осиновая, еловая, ясеневая, сосновая. А заканчивались аллеи каким-нибудь приятным сюрпризом типа парковой скульптуры, красивой лавочки или уютной беседки. В 1860 г. в селе Сучки рядом с Карачарово при содействии жены князя Софьи Андреевны была открыта школа для крестьянских детей, расходы по которой полностью взял на себя князь Гагарин. Из знаменитой тверской земской школы Максимовича пригласили двух учительниц, сестёр Никоновых. В школе обучалось около ста крестьянских детей, причём если дети приходили на уроки из дальних деревень, им разрешалось переночевать во флигеле, а повара специально для них готовили горячий завтрак. И это далеко не все известные благодеяния князя! Предки нашего знаменитого земляка, художника Валентина Сидорова, работали на князя Гагарина. Дед Сидорова значился у Гагарина перевозчиком через Волгу, а бабушка была кормилица детей князя. Когда она выходила замуж, князь приказал садовнику отобрать саженцы яблонь лучших сортов в качестве приданого. Родной брат Григория Гагарина был известным селекционером, жил в Лондоне и каждый год высылал в Карачарово несколько десятков отменных саженцев плодовых деревьев. «Этими яблонями будешь поднимать ребятишек в неурожайный год», — сказал князь. Бабушка прожила долгую жизнь, называла сад своим кормильцем и до последних дней молилась за память князя Гагарина. Лучшие европейские сорта садовых деревьев и цветов были акклиматизированы в нашем климатическом поясе благодаря усилиям князя. Даже сегодня опытные садоводы покажут вам, где растут «гагаринская сирень» и «гагаринская роза».
Князь скончался в 1893 году, во Франции, но завещал похоронить себя в своём имении Карачарово, которое он очень любил. Его похоронили на кладбище села Сучки, в склепе, недалеко от церкви, которую он построил и сам же расписал. Когда церковь взорвали, часть уцелевших кирпичей сложили в штабеля, а чтобы местные жители не воровали ночью этот кирпич, поставили сторожа, известного пьяницу по прозвищу Туча, которому кладбищенские страхи были нипочём. Неизвестно, почему Туча решил ночью взломать склеп – ему почудилось, будто в княжеском гробе спрятаны какие-то сокровища.
Как-то ночью он выломал дверь, открыл крышку гроба – тело князя сохранилось нетленным, потому что было забальзамировано. Пьяный Туча перерыл весь склеп, но никаких драгоценностей, конечно, не нашёл. Он снял с тела князя пиджак и пошёл его продавать, а тело вытащил из склепа и поставил, прислонив к сосне. Утром местные жители увидели стоящего под деревом в одном исподнем князя Гагарина… После этого версии расходятся. Одни говорят, что тело князя захоронили там, где сейчас стоит его памятник в лесу в Карачарово. Другие – что бывшие дворовые люди Гагарина перезахоронили его ещё где-то. И хотя в окрестностях Карачарово есть место, где, по общему мнению, похоронен князь, находятся ли там на самом деле его останки или они перенесены в другое место – вопрос спорный. Да и добраться до могилы князя в наши дни непросто, хотя известный конаковский краевед Игорь Гурков вспоминает, как в школьные годы часто отправлялся с родителями в лыжные походы «к могиле Гагарина».
Источник: Конаковский уезд