В первой части этого повествования я писал о своих открытиях в полярном коллекционировании, о первых арктических отечественных почтовых марках, о «золотом десятилетии» советской полярной филателии в 30-е годы прошлого века, о той роли, которую сыграл в моём увлечении известный полярник, первый председатель Всесоюзного общества филателистов Эрнст Теодорович Кренкель. Сегодня – продолжение и завершение этой неисчерпаемой темы.
Подвиг челюскинцев, о котором знают все
Эта арктическая история прогремела на весь мир, в детстве мы слышали о ней буквально с пелёнок. Слово «челюскинцы» звучало тогда, как пароль. Эхо той эпопеи и сейчас ещё отдаётся глухими информационными раскатами. К тому же у родителей Карины Васильевой, девочки, родившейся прямо на «Челюскине» в Карском море, которую потом на руках ласкал сам Сталин, были наши, ивановские корни…
А тогда конкретно произошло следующее: 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря была завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин». Предыстория всем известна.
…10 августа 1933 года «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров, вышел из Мурманска и взял курс на восток. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Возглавили экспедицию легендарный исследователь Арктики Отто Шмидт и капитан корабля, полярник Владимир Воронин. А рядом с ними был всё тот же радист Эрнст Кренкель, о котором я уже рассказывал. За месяц «Челюскин» преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря, девять десятых поверхности которого уже было покрыто льдом. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться и 13 февраля 1934 года он был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе со Шмидтом высадились на льдину. Связь с Большой землёй осуществлял Эрнст Кренкель.
Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. Главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, М. Слепнёва, М. Водопьянова и И. Доронина. За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики первыми в стране удостоились только что учрежденного высокого звания Героя Советского Союза.
В честь этого события год спустя, 25 января 1935 года, была выпущена серия самых известных арктических марок СССР. И позднее подвиг челюскинцев и их спасателей не раз находил отражение на почтовых марках, конвертах и карточках нашей страны.
Дрейфующая станция «Северный полюс»: от первой до 41-й
…И вот новая встреча с Эрнстом Кренкелем. 21 мая 1937 года, перелетев 20 км за Северный полюс, на лед опустился самолет АНТ-6, пилотируемый Михаилом Водопьяновым. На дрейфующую льдину была высажена героическая четверка под руководством Ивана Папанина – радист Эрнст Кренкель, гидробиолог Пётр Ширшов и метеоролог-геофизик Евгений Фёдоров. Здесь заранее уже был разбит лагерь с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, другими сооруженными.
6 июня 1937 года на льдине прошёл митинг, поднят флаг СССР: одним словом, была торжественно открыта первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс – 1». Важность этого события по достоинству оценили позднее. Так началась история советских и российских дрейфующих полярных станций.
Через девять месяцев (274 дня) дрейфа на юг льдина, на которой располагался лагерь «папанинцев», превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Четверка зимовщиков была снята ледоколами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Пётр Ширшов и Евгений Фёдоров за эту экспедицию были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Первая советская дрейфующая станция «Северный полюс – 1» была секретной, так как работала и в интересах обороны. Поэтому советская почта смогла откликнуться на это грандиозное событие только с некоторым опозданием.
25 февраля 1938 года, через девять месяцев после события (всё, как у людей), вышла серия марок, посвящённая советской воздушной экспедиции по высадке полярников на льдину.
А в июне того же 1938 года, то есть в первую годовщину начала работы станции «Северный полюс – 1», в отделениях связи появилась ещё одна серия почтовых марок, посвящённая уже снятию полярников с обломков дрейфующей льдины.
Потом и советская, и российская почта ещё не раз отметят это событие выпуском марок, конвертов, открыток, штемпелей специального гашения…
После «СП-1» работа наших дрейфующих на льдинах станций возобновилась в 1950 году. С этого времени они стали действовать постоянно, иногда даже одновременно друг с другом. В среднем каждая станция функционировала около двух лет, но были и рекордные отклонения. На большинстве станций действовали самые настоящие почтовые отделения со всей полагающейся атрибутикой – почтовыми штемпелями, приёмкой и отправкой корреспонденции. Сейчас такие послания – украшение коллекций многих почитателей полярной филателии.
Самой «долгоиграющей» за всю историю стала станция «Северный полюс – 22», руководил которой В.Г. Мороз. Она продрейфовала во льдах с 13 сентября 1973 года по 8 апреля 1982 года (почти девять лет!) и преодолела путь в 17 тысяч километров (вместо стандартных для таких станций 3-5 тыс. км).
В моей коллекции есть открытка, отправленная с рекордсмена «СП-22» 21 апреля 1976 года и отмеченная всеми имеющимися на станции штемпелями. Шла она с Северного полюса до города Иваново всего полмесяца.
…После распада СССР и завершения в 1991 году работы «СП-31» вновь наступил долгий, почти 12-летний перерыв в полярных вояжах во льдах. Первая уже российская дрейфующая полярная станция «Северный полюс – 32» высадилась на льдину только 25 апреля 2003 года. Несколько лет работа в этом направлении успешно продолжалась. Но в 2013 году, когда порядковый номер станций «СП» достиг роковой цифры «40», процесс опять остановился. Скептики думали: теперь окончательно. Но оказалось, что это не так. Просто изучение Арктики выходило в нашей стране на качественно иной (на порядок выше) уровень.
…15 сентября 2022 года в мурманском порту был дан старт экспедиции «Северный полюс-41» на ледостойкой самодвижущейся платформе «СП», которая является принципиально новым словом в отечественном судостроении, и она отправилась в сторону Новосибирских островов. В октябре ЛСП вошла в подходящее ледовое поле размером около 42 квадратных километров, пришвартовалась и вскоре вморозилась в него. На месте был обустроен лагерь и научные лаборатории. Работают полярники целый день на льду, а ночевать возвращаются на судно с одноместными каютами и всеми составляющими бытового комфорта. Уже в первые месяцы жизни новой дрейфующей станции учёные приступили к планомерному исследованию водной толщи Северного Ледовитого океана, к гляциологическим и другим экспериментам.
Предполагаемое генеральное направление дрейфа ЛСП проходит через приполюсный район в Гренландское море. По плану в автономном режиме платформа проведёт два года, планируется смена четырёх составов участников экспедиции…
Эпоха «СП» продолжается и, хочется надеяться, вскоре найдёт своё отражение в российской арктической филателии уже в новом облике.
Наш атомный ледокольный флот – уникальный и единственный в мире
Конечно, говоря об изучении и покорении Севера, мы вспоминаем подвиги капитанов и экипажей наших ледоколов ещё с дореволюционных времен. Но все-таки самую яркую страницу в истории освоения Арктики оставили отечественные атомные ледоколы, которые, без сомнения, сыграли выдающуюся роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Нигде в мире не было (и до сих пор нет) судов подобного типа.
Всего в СССР и новой России было семь мощных атомных ледоколов – «Ленин» (время приёмки в эксплуатацию – 1959 год), «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1993), «Урал» (позднее – «50 лет Победы») (2007). Первые пять из них уже не действуют.
Большинство этих атомных ледоколов (за исключением «Ленина») кроме организации научных исследований, проводки караванов судов в северных широтах, перевозки пассажиров, арктического туризма и т.д. достигло географической точки Северного полюса.
Наряду с этими огромными судами в СССР были спущены на воду ещё два малых атомохода – «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990), которые могли заходить и в реки.
А в 2020 году возродилась «Арктика» – атомный ледокол нового класса ЛК-60Я (тип 22220), правопреемник первой легендарной «Арктики».
Практически все атомные ледоколы нашли отражение в отечественной филателии разных лет (на марках, конвертах, карточках с оригинальной маркой, спецгашениях), некоторым повезло больше других. И на всех этих судах были открыты мобильные почтовые отделения. Свидетельства тому хранятся и в моей коллекции.
Такая разноликая Арктика
По некоторым подсчётам, общее число отечественных филателистических артефактов, связанных с Арктикой, к сегодняшнему дню перевалило уже за тысячу. Ведь к какой полярной теме не обратись, почти всегда обнаружится присутствие почтового ведомства.
История освоения северных территорий, начиная с 19 века, арктические экспедиции разных времён, выдающиеся полярники, учёные и писатели, рекордные перелёты и морские походы во льдах – всё это есть на многочисленных почтовых марках и конвертах. На них же запечатлены практически все представители флоры и фауны крайнего Севера – от белых медведей и моржей до мхов и другой растительности тундры. Города и посёлки за полярным кругом, культура и обычаи народов Севера, стройки века в труднодоступной местности и промышленные гиганты, возведённые в зоне вечной мерзлоты – и о них почта не забыла. Этот перечень можно продолжать очень и очень долго…
Крайний по времени выхода подарок Почты России коллекционерам – блок из двух марок серии «Арктический туризм», посвящённый селу Териберка Мурманской области. Он выпущен в обращение в конце 2022 года.
…Словом, было бы безумством рассказать обо всей многогранности отечественной арктической филателии в паре эссе – тут и многих книжных томов не хватит. Но я буду рад, если даже эти скупые краткие фрагменты пробудят у кого-то интерес к теме и заставят углубиться в неё. В этом мире всё так интересно и непредсказуемо! Уж поверьте мне!
Источник: Экспортный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов