Ма́лица, пимы, кисы, пани́ца, сови́к… Эти ненецкие слова обозначают одежду, сшитую из оленьих шкур. В Ненецком округе она до сих пор в ходу – и делают её мастера, которые по сей день хранят вековые традиции.
Жилка как символ связи поколений
Раньше для ненок шитьё одежды из оленьих шкур было обычным домашним рукоделием – точно таким же, как для русских бабушек вязание варежек и носков. Сейчас жительниц Ненецкого округа, сохраняющих национальные традиции, можно пересчитать по пальцам. Для молодого поколения выделка оленьих шкур, пошив одежды вручную по большей части диковинка – эпизод из детства, напоминающий о том, чем занимались мамы. Исключение на этом фоне – дом ремесел Лилии Тайбарей в селе Красное под Нарьян-Маром. Причём шитьё из оленьих шкур для неё – не только сохранение ненецких традиций, но небольшой бизнес, который позволяет создавать рабочие места для других сельских женщин.
Лилия – ненка по национальности. Её необычная фамилия связана с оленеводческим прошлым. «С ненецкого она переводится как «чернолобая». Только оленеводы, имеющие большие стада, могли себе позволить отобрать белого оленя с черным пятном на лбу – такого, чтобы был заметен издалека. Поэтому, когда к стойбищу приближались нарты с такими приметными оленями, их хозяина встречали с особым почётом», – делится Лилия семейной легендой.
Своё детство вместе с кочующей семьёй Лилия провела среди снегов и оленей. Только когда детям Тайбарей пришло время учиться в школе, родители не захотели их отдавать в интернат. Они сменили чум на квартиру и перебрались в село рядом с городом. Но о тундре в семье не забывали: в 5 лет Лилия взяла в руки нитку с иголкой и с тех пор вместе с мамой и сёстрами всегда шила национальную одежду.
Бизнесом привычное рукоделие стало для Лилии 12 лет назад. В 2011 году она зарегистрировала ИП, а в 2015 открыла мастерскую под названием «Тэмбойко», что в переводе с ненецкого означает «жилка». Такую жилку, добытую из спины оленя, женщины традиционно используют при пошиве меховых изделий. Для Лилии же тэмбойко символизирует ещё и нить, которая связывает поколения.
Пимы и малицы – что это и зачем они нужны
В посёлке Красное, где находится «Тэмбойко», многие до сих пор занимаются оленеводством. Кто-то работает в одном из оленеводческих колхозов, кто-то пасёт стада так же, как это делали предки. И в то время, как мужчины вахтами работают в тундре, жёны следят за детьми и хозяйством уже не в кочующем за стадом чуме, а в посёлке.
Как правило, у каждого оленеводческого колхоза есть своя мастерская, где шьют и ремонтируют одежду для пастухов. Мастерская «Тэмбойко» – иная. Здесь также создают вещи утилитарного назначения: одежду и обувь для тундры, покрытия для чумов – нюки, арканы для загона животных. Но немало и заказов другого рода – для туристов, которые приезжают в Заполярье, и тех, кто по сарафанному радио узнаёт о традиционной мастерской в Ненецком округе.
Несмотря на то что рынок предлагает немало современных материалов, которые сохраняют тепло, в тундре продолжают носить одежду из оленьих шкур. Ненецкие оленеводы выбирают её не столько из уважения к отцовским традициям, сколько из практических соображений. Просто потому что ничего теплее и надёжнее для здешних морозов не придумали. В малице (так ненцы называют мужскую шубу из оленьих шкур) и в пимах – высоких меховых сапогах, доходящих до паха, можно безбоязненно спать в снегу и пережидать непогоду. И никакой альтернативы этому в тундре не найти.
«Последние 20 лет жители Ненецкого округа, следуя моде, отказывались от своей традиционной одежды и заменяли её, как говорят здесь, на «русскую». Стали покупать обычные пуховики, ботинки и сапоги. Потом эта мода отразилась на здоровье многих оленеводов: некоторые сильно обмораживались или замерзали в снегу. Первые пять лет моего бизнеса меня убеждали, что ненецкая одежда никому не нужна и не будет востребована. Но прошло время, и всё изменилось»
Рассказывает Лилия Тайбарей
От современной, пусть и самой технологичной одежды в последние годы ненцы всё больше отказываются, поэтому спрос на традиционную одежду в мастерской растёт.
От Чукотки до Казахстана
Сейчас в доме ремёсел «Тэмбойко» вместе с Лилией трудятся шесть работниц. Часто приходят на помощь родители швей. Мама Лилии Анисья Гавриловна, большую часть жизни прожившая в тундре, лучше остальных знает, как правильно выделывать шкуры и шить, чтобы одежда служила полтора десятка лет. А отец Мартын Федотович создаёт арканы и бубны из оленьей кожи.
«Многие думают, что у нас в мастерской конвейер, шьём на поток. Но мне важно сохранить традиции, поэтому работаем по старинке: и шкуры выделываем, и шьём только вручную. Например, малица не терпит химической обработки, после неё шкура становится тяжёлой, набирает влагу. А после традиционной выделки шкурки лёгкие. Всё, что нам нужно для выделки, – это вода и скребок, а для шитья – нитка с иголкой и напёрсток»
Раскрывает секреты Лилия Тайбарей
В мастерской «Тэмбойко» создают, как правило, вещи для жителей Ненецкого округа, но работы Лилии расходятся по всей России и даже за её пределы. Недавно ей поступил необычный по географии заказ – от степного кочевника из Казахстана. Поработав на Севере, он оценил тепло ненецкой малицы и решил, что она подойдет и для его региона. Только, в отличие от заполярных малиц, казахскую Лилии пришлось сделать покороче – чтобы удобнее было в ней садиться в седло.
«Больше всего мы радуемся, когда просят сделать покрытие для чума – нюк. Он даёт нам работу сразу на несколько месяцев».
Рассказывает Лилия Тайбарей
Последний нюк, над которым трудились мастерицы, получился огромным – размером 5 на 6 метров. Укрыться под таким получится у 20 человек. Делали его на заказ для туристической фирмы Таймыра. Буквально перед нашей встречей Лилия вернулась с почты – отправляла готовый нюк заказчику. Там и выяснила, что он весит 100 килограммов. Чтобы покрывать им чум было легче, ненцы делают его из двух частей, а после связывают их между собой веревочками. Обошлось это чумовое богатство заказчику в полмиллиона рублей. Впрочем, и трудиться над «одеждой» для ненецкого дома пришлось три месяца.
Теплая любовь к Северу
В отличие от людей городских, своё богатство ненцы видят не в деньгах и квартирах – да и для чего всё это в тундре. Главная ценность для них кроется в оленях. Они для них всё: еда, одежда, транспорт и чум. Вот и для Лилии Тайбарей богатство – в этих северных животных, в том тепле, что несут сшитые ею одежды из оленьих шкур.
Лилия чтит традиции своего края, любит, когда на столе свежие рыба и оленина, когда летом и осенью можно ходить по грибы и ягоды, когда зима с морозами под 40 и хрустким снегом. Но есть у ненецкой рукодельницы мечта: побольше ездить по России, побывать у Чёрного моря и на Алтае. Но главное – после путешествий всё равно вернуться домой, в село Красное под Нарьян-Маром.
Источник: Люди Севера. Автор Наталия Бешкарева