• Забытый адмирал, неизвестные истории лоцманской службы Кронштадтского порта

  • Back
01.08.2022 by 

История лоцманской службы России − ещё одна малоизвестная страничка морской истории нашего Отечества. До настоящего времени эта тема остаётся совершенно неизученной. Возможно, причина в небольшом количестве специалистов, владеющих этой редкой морской профессией − лоцман. Даже сегодня в современной Российской Федерации их насчитывается чуть более 800 человек. Первоначально морские порты были не только военными, но и торговыми, а Морское министерство создало службу для безопасной проводки купеческих судов в порт и вывода их из порта. До 1917 года во всех морских портах Российской империи во главе лоцманских служб стояли офицеры корпуса флотских штурманов в звании не ниже капитана 2-го ранга.

В статье дано краткое описание лоцманской службы Кронштадтского порта и обозначена роль «лоцманских командиров», которые не только по Долгу, но и по Чести создавали эту службу, руководили её профессиональной деятельностью, решали острейшие кадровые проблемы и задачи социально-бытового и нравственного направления. 

Часть первая. Лоцманское селение

В Ломоносовском районе Ленинградской области, на расстоянии 60 км к западу от Санкт-Петербурга, в восточной части поселка Лебяжье сохранились 53 деревянных, каменных и ландшафтных объекта исторического поселения второй половины ХIХ века. Это место корпоративного проживания лоцманов Кронштадтского порта, организация которых была учреждена в 1864 году.

Все лоцманы были обеспечены жильём, что подтверждают расположенные в два ряда 26 одинаковых домов (первоначально их было 27). Дома пятикомнатные, с большой остекленной верандой и санитарным блоком. У каждого дома был ледник, куда завозили запас льда на целый год; привозили дрова; ежедневно доставляли питьевую колодезную воду и воду для санитарного блока дома. Ближе к вечеру фонарщик приносил керосин для освещения дома, а с 1911 года зажигал калильные фонари в 1260 свечей каждый. Обеспечивались жильём и служащие общества: отдельные дома имели лоцманский командир, священник, плотник, садовник, фонарщик, четыре сторожа-дворника и конюх. Были выделены квартиры (в общественных зданиях) для учителя и фельдшера. 

Для обеспечения профессиональной деятельности, общественных потребностей и обеспечения жизнедеятельности посёлка Общество:

− приобрело два датских бота, один тендер, одну большую и две маленькие финки в полном вооружении, а также два спасательных бота и пароход «Котлин», содержало брандвахты (корабль несущий вахту на рейде) в Кронштадте и Лондонском плавучем маяке;

− выстроило двухэтажное здание для мореходных классов и школу для младших детей лоцманов и крестьян из окружающих деревень (обучение для всех было бесплатным), а также дом для проживания лоцманских учеников, четыре пенсионных дома, куда переселялись лоцманы-пенсионеры после 60 лет и вдовы, получавшие пособия и пенсии от Общества «после смерти кормильца». Два отдельных здания и амбар были построены для экономичных лавок (магазинов); имелись отдельная амбулатория (поликлиника), телеграф с почтой, оранжерея, кегель-бан (боулинг), три бани, три прачечные. Через речку были выстроены мостики: один для транспорта с ажурной кованой оградой и два пешеходных; 

− оборудовало у здания мореходных классов спортивную площадку с кортом для большого тенниса. На лето для детей на берегу залива ставили купальни (две для девочек и одну мальчикам). У каждого дома были палисадники (клумбы), через все селение проходили бульвары, где высаживали дуб, граб, ясень, голландскую сирень;

− содержало экипажи для выезда, конюшню с лошадьми, кузницу, два пожарных депо, сараи для хранения леса и керосина, мастерские с различными станками и инструментами.

В южной части селения, за пенсионными домами находилось лоцманское кладбище с часовней, обнесённое оградой и окружённое глубоким рвом. 

«Водная стихия» Финского залива (угроза наводнений, малые глубины, подводные течения, песчано-глинистый грунт, ветры) доставляла много трудностей жителям Лоцманского селения, поэтому берег вдоль селения укрепили каменными ряжами, что предохраняло лоцманские дома от размыва. Вдоль береговой линии насадили деревья, поставили скамейки, «обустроили» бульвар и проложили дорожки к каждому дому. Напротив селения в море выстроили свайную гавань для заходов в неё пароходов и ботов Общества, в конце пристани было жилое помещение для сторожа. Правее от гавани выстроили шлюпочную пристань для личных лодок. Питьевой водой жители обеспечивались из шести колодцев.

В 1911 году лоцманское Общество решило строить каменную церковь; проект заказали известному российскому храмостроителю В.А. Косякову. На строительство церкви Общество выделило из своих средств 60 тыс. руб. К 1915 году церковь была выстроена и оштукатурена внутри и снаружи; были установлены все главки (зеленые с золотыми звездами); шатровая колокольня покрыта эмалевой зеленой черепицей; установлен колокол «благовест», отлитый на Ярославском заводе П.И. Оловянишникова

«Лоцманское селение − единственное сохранившееся в России селение, созданное для корпоративного проживания людей, имеющих чётко обозначенные профессиональные задачи. Строения Лоцманского селения являются уникальным памятником функциональной архитектуры второй половины ХIХ века и должны быть сохранены в качестве единого архитектурно-градостроительного комплекса»

Мнение специалистов

Часть вторая. Лоцманские командиры 

Согласно Торговому уставу Российской империи лоцманские организации находились в ведении Морского министерства, замыкались на Главное гидрографическое управление и объединялись в округа. Последние формировались по морским акваториям и управлялись командирами порта или директорами маяков и лоций данного моря. Кронштадтским лоцманским округом руководил главный командир Кронштадтского порта – начальник лоцманского округа. 

Кронштадт
Кронштадт. Справа – станция службы движения, управляющая входом судов в гавань и их выходом

Непосредственное руководство лоцманской организацией осуществлял лоцманский командир (лоц-командир). Он назначался на должность приказом по Морскому министерству из офицеров флота (корпус флотских штурманов), имевших звание не ниже капитана 2-го ранга. По выслуге лоц-командир получал звание контр-адмирала. С 1867 года лоцманские командиры Кронштадтского лоцманского Цеха (Общества) одновременно являлись и командирами Лондонского плавучего маяка.

Лоц-командир получал приказания от главного командира Кронштадтского порта через штаб или через командира внутренней брандвахты. Жалобы на лоц-командира от лоцманов и посторонних лиц подавались непосредственно командиру порта – начальнику округа. За нарушения дисциплинарного характера лоц-командир подвергался наказаниям по линии военно-морского руководства, за уголовные преступления – военно-морского суда.

В основные обязанности лоц-командира входило: организация деятельности лоцманской службы в порту согласно уставу, положениям и инструкциям; предоставление услуг по безаварийной проводке судов коммерческого флота; контроль за обучением лоцманских учеников, профессиональным ростом лоцманов и присвоением им разрядов.

Для обеспечения безопасности мореплавания, особенно после шторма, лоц-командир обязан лично и не реже одного раза в неделю осматривать фарватер и давать указания о перестановке знаков. В случае аварии, происшедшей при лоцманской проводке судна, ему первому надлежало разобраться в её причинах и определить степень вины лоцмана. Из аварийного капитала Общества он назначал суммы выплат за причинённый ущерб коммерческому судну, если была установлена вина лоцмана.

Если лоц-командир давал разрешение на вывод судна в море без соответствующего разрешения, предъявления, «узаконенного таможенного паспорта» или без оплаты каких-либо портовых сборов либо иных платежей, данная сумма взыскивалась из его жалованья. 

В административном порядке за нарушения лоц-командир имел право налагать штрафы до пяти рублей на лоцманов и лоцманских учеников, арестовывать их на срок до трёх дней, увольнять в отпуск, исключать за проступки из состава Общества. В его ведении находилось и рассмотрение поступивших на лоцманов жалоб. 

Все денежные штрафы и другие взыскания лоц-командир был обязан вносить в специальные журналы. Для отчётности по финансовой, хозяйственной и профессиональной деятельности организации лоц-командир ежегодно получал приходно-расходные, денежные и материальные прошнурованные книги и книгу приказов, которые представлялись для ревизий, проходивших по решению главного командира Кронштадтского порта или по указанию Морского министерства. Первоначально под контролем лоц-командира находились и «шканечные» журналы, в которые ежедневно вносились сведения о направлении и силе ветра, состоянии атмосферы, пришедших и ушедших судах, а также все происшествия, случившиеся на рейдах с коммерческими судами, взаимные жалобы капитанов и лоцманов. По окончании навигации эти журналы представлялись на рассмотрение главному командиру Кронштадтского порта.

Согласно уставу лоц-командиру предоставлялось право наладить и обеспечить повседневную жизнь всех членов Общества и их семей. В социальную сферу Общества входили: покупка земельного участка и строительство жилья, медицинское обслуживание, образование (как младшая школа, так и профессиональная подготовка лоцманских учеников), выплата пенсионного обеспечения по старости и при потере кормильца, вероисповедание, бытовое обеспечение, санитарно-гигиенические условия, нравственность, правила культуры и обычаи.

Лоц-командир принимал на работу лоцманов и персонал: врача, фельдшера, учительницу рукоделия для девочек, псаломщика для церкви, фребеличку (воспитательницу для детского сада на летнее время), конюха, фонарщика, садовника, машиниста лоцманского судна, кочегара, сторожа и других служащих, необходимых для организации профессиональной деятельности и обеспечения повседневной жизни Лоцманского селения. 

Непосредственно лоц-командир отвечал за сохранение движимого и недвижимого имущества, денежных сумм на счетах Общества. Расходование денежных средств было возможно только по смете, составленной после закрытия навигации. В смету вносились все расходы на будущий год: заработная плата служащим Общества по штатному расписанию и «вольному найму»; выплаты пенсий и пособий; ремонт и строительство жилья и общественных зданий; содержание школ − младшей и лоцманской; приобретение, ремонт и обслуживание лоцманских судов; лоцманских брандвахт в Кронштадте и на Лондонской мели. Смета согласовывалась с начальником лоцманского округа. На мелкие и непредвиденные расходы без утвержденных смет лоц-командиру разрешалось самостоятельно использовать до 500 руб. в год.

Ежегодно по окончании навигации лоц-командир представлял начальнику округа, главному командиру Кронштадтского порта, полный отчёт о деятельности лоцманской организации в навигационное время: число проведённых судов; суммы, полученные за проводки; случаи аварий, а также сведения о числе состоявших в Обществе лоцманов и лоцманских учеников, о приходе и расходе денежных средств; сведения о движимом и недвижимом имуществе Общества, произведённых работах и израсходованных денежных средствах. О действиях лоцмейстера лоц-командир обязан был ежегодно представлять отчёт и директору маяков и лоций Балтийского моря.

Лоц-командир имел опись всего имущества Общества, руководил действиями Управы. На время отсутствия лоц-командира его замещал помощник, который избирался из отставных офицеров флота или корпуса флотских штурманов и утверждался на должность начальником лоцманского округа.

За время существования Кронштадтского лоцманского Общества с 1864 по 1917 год на должность лоцманского командира было назначено девять человек. Первые лоц-командиры Юстус Эриксон, Отто Гадд и Петр Карлович Дек являлись представителями Великого княжества Финляндского, всего прослужили в должности двадцать пять лет, создали базу правильно обустроенной лоцманской организации, а также инфраструктуру обитания лоцманов и их семейств. 

В последующие годы лоцманскую организацию Кронштадтского порта возглавляли представители известных морских династий России – контр-адмиралы Андрей Карлович Деливрон и Мануил Васильевич Озеров, участники Крымской войны 1853−1856 годов. Позднее организацию возглавили морские офицеры Константин Антонович Григорков и Александр Николаевич Храбростин, получившие звание контр-адмирала по выслуге лет, и генерал-майоры по Адмиралтейству Алексей Валентинович Меньшиков и Владимир Александрович Попов. Все они имели морское образование, на протяжении многих лет служили Отечеству, военно-морскому флоту и лоцманскому делу. 

В фондах РГА ВМФ обнаружены приказы, отчёты, доклады, благодаря которым можно проследить, что было сделано и как складывалась служба и жизнь всего Общества под руководством того или иного лоцманского командира.

О том, что лоцманские командиры проживали со своими семьями в Лоцманском селении, данных не обнаружено. Согласно адресному справочнику «Весь Петербург», они жили с семьями в столице или в Кронштадте. Лоцманский командир по долгу службы проживал в Лоцманском селении в отдельном доме на восемь комнат.

После демократических преобразований, происшедших в стране, лоцманские организации возглавили сами лоцманы. Первым лоц-командиром Кронштадтского лоцманского Общества в марте 1917 года был избран опытный и образованный лоцман Иосиф Петрович Белорусов, с 1918 года − Эмиль Яковлевич Хеннинен, а с 1919-го − первый советский контр-адмирал, гидрограф Александр Валентинович Кон. 

Контр-адмирал Александр Валентинович Кон.
Контр-адмирал Александр Валентинович Кон. А.В.Кон. Фото из журнала «Записки по гидрографии» №2 за 1940 г.

Часть третья. Александр Валентинович Кон

«Имя Александра Валентиновича Кона известно далеко за пределами Балтики и Гидрографии. К его огромнейшему опыту постоянно при­бегают многие организации при проектировании различных морских сооружений.
Во всей своей повседневной работе Александр Валентинович всегда является образцом дисциплинированности, аккуратности и исполни­тельности. Командование всегда было уверено в том, что любая по­рученная Александру Валентиновичу работа будет выполнена в срок при высоком качестве. Он всегда усиленно работает по углублению своих специальных знаний и особенно ревностно относится к передаче своих знаний молодым, не имеющим опыта командирам», − говорится в статье, напечатанной в журнале «Записки по гидрографии» № 2 за 1940 год. Эта статья была приурочена к 60-летнему юбилею гидрографа Александра Валентиновича Кона и стала продолжением исследования судьбы последнего лоцманского командира лоцманской службы Кронштадтского порта. 

К этому времени в Российском государственном архиве Военно-морского флота были выявлены послужные списки капитана по Адмиралтейству А.В. Кона за 1911, 1913 и 1916 годы. В фондах советского периода обнаружен список лиц командного состава Гидрографического отдела Краснознамённого Балтийского флота (ГО КБФ) из националов, не относящихся к народам СССР, от 13 июля 1938 года. Под цифрой «8» значился Кон Александр Валентинович, но характеристика приводилась абсолютно иная:

«Помощник начальника гидрографического отдела КБФ, кап. 1 ранга, 1880 г. р., Ленинград, из служащих, пишется русский, беспартийный. В работе большой либерал. К подчинённым требовательность недостаточна. Ввиду преклонного возраста (58 лет) и слабого здоровья с работой не справляется. В общественной жизни не участвует. В царском флоте начал служить с 1904 года в чине прапорщика, затем подпоручика, штабс-капитана, капитана.

Первая жена была немецкая подданная Зинаида Людвиговна Крюк. Вторая жена – цирковая актриса. Последняя жена – полька, уроженка города Кронштадта. Ордов, муж сестры, царский полковник, служил у белых, расстрелян органами НКВД. Муж племянницы, Михаил Борисов, выслан в Актюбинскую область за участие в Зиновьевской контрреволюционной организации. Во время Кронштадтского мятежа находился в Кронштадте. За границей был во время царской службы во флоте. Друзья детства были социалисты-революционеры, максималисты, у которых бывал на собраниях. Знает латышский, немецкий, английский языки».

Дальнейший поиск проводился в Центральном Военно-морском архиве г. Гатчины. Большинство дел из различных фондов и архивов исследовались впервые. В результате удалось установить следующее. 

Родился 14 августа 1880 года. Уроженец посада Колпино Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Из мещан, вероисповедания православного. Из родственников в личном деле указана дочь Валерия, 1923 года рождения, уроженка г. Ораниенбаума.

В 1899 году Александр Кон окончил мореходные классы Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, получил судоводительское звание штурмана дальнего плавания и капитана малого плавания. Плавал штурманским учеником на различных судах, побывал на Дальнем Востоке, в Южной Америке. В 1902 году сдал экзамен на право получения должности помощника капитана коммерческого флота. 

В мае 1904 года, во время войны с Японией, А.В. Кон был призван на действительную военно-морскую службу. В призывных документах не значился как штурман и его направили в 18-флотский экипаж для обучения, после чего матросом 2-ой статьи служил на броненосце «Бородино». Осенью того же года сдал экзамен и получил звание прапорщика. Его направили на крейсер «Русь», который в составе эскадры адмирала Небогатова вышел на Дальний Восток, но из-за повреждения механизмов был вынужден вернуться в Петербург. 

Весной 1906 года А.В. Кон сдал экзамен на звание подпоручика по Адмиралтейству при Морском кадетском корпусе им. Петра Великого и был назначен штурманом на транспорт «Красная Горка». В 1907 году экстерном сдал экзамены на звание поручика и получил диплом об окончании полного курса военно-морского образования. Продолжил военную службу на Балтийском море в должности штурмана на броненосце береговой обороны «Адмирал Грейг».

В 1908 году Кон по личной просьбе переводится в Лоцмейстерскую службу Кронштадтского порта и получает назначение производителя работ зимнего промера 1909–1910 годов Кронштадтского порта. С этого времени вся его последующая профессиональная деятельность проходит в Гидрографической службе Балтийского флота. В марте 1910 года он назначен на должность вахтенного офицера гидрографических работ на портовое судно «Лоцман». Выполнял различные гидрографические работы, особенное внимание уделял изучению фарватеров и навигационному ограждению. С 1914 года неоднократно замещал заведующего лоцией Кронштадтского порта, в ведении которого находились: передвижение в порту военных, вспомогательных и коммерческих судов; постановка судов на якорь; время горения маяков; временная постановка бонов и сторожевых судов. Продолжал выполнять гидрографические работы по изучению фарватеров и навигационному ограждению. Ко времени Первой мировой войны был в звании штабс-капитана корпуса гидрографов.

После февральских демократических преобразований 1917 года командой внутренней брандвахты А. В. Кон был избран заведующим «Лоцией». 12 апреля 1917 года в этой должности его утвердили и приказом командира Кронштадтского порта. Личный состав Лоцмейстерской службы порта оказал особое доверие своему руководителю, избрав его депутатом в Кронштадтский Совет первого созыва. Но как самый грамотный специалист, хорошо изучивший район Балтийского моря, в Кронштадтском Совете А.В. Кон проработал только до начала активной навигации. В дальнейших революционных событиях, благодаря его личному авторитету, работа «Лоции» велась беспрерывно. Всем судам обеспечивали проводку и в дни июльской демонстрации и Октябрьских революционных событий перевозили революционных матросов Кронштадта в Петроград. 

С организацией Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) и созданием УБЕКО «Лоция» и лоцманская служба Кронштадтского порта были объединены в Кронштадтскую лоц-дистанцию Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Балтийском море (УБЕКОБАЛТ). 

С 1918 года А. В. Кон был заведующим «Лоцией» Кронштадтского порта УБЕКОБАЛТА. Зимой 1918 года часть личного состава «Лоции» была командирована в Гельсингфорс для обеспечения исторического ледового перехода в Кронштадт.

С 1918 по 1923 год в условиях Гражданской войны А.В. Кон руководил работой лоц-дистанции, лично выполнял все ответственные работы по постановке и ограждению минных заграждений, прокладыванию и тралению оперативных фарватеров во время обстрела в Пумало заградителя «Нарва», событий на форту Красная Горка и при наступлении войск под командованием Юденича. В сложной обстановке военного времени он проводил оперативные гидрографические работы. 

В 1924 году УБЕКОБАЛТ упразднили, Петроградскую и Кронштадтскую лоц-дистанции объединили в Отдельную лоц-дистанцию Финского залива. А.В. Кон был назначен начальником новой лоцманской организации и возглавлял её до 1931 года. 29 декабря 1931 года он получил должность помощника начальника Гидрографического отдела Краснознаменного Балтийского флота. 

Справка от 13 июля 1938 года не воспрепятствовала назначению А.В. Кона в октябре того же года на должность помощника начальника по производственным предприятиям Гидрографического управления РК ВМФ. За 20 лет деятельности он детально изучил бассейн Балтийского моря, был опытным гидрографом, а лоцманская служба под его руководством на высоком уровне обеспечивала безопасность плавания отечественных военных и торговых кораблей, осуществляла безаварийные проводки иностранных судов.

Воинское звание капитана 1-го ранга было присвоено гидрографу А.В. Кону в 1936 году, звание контр-адмирала – в год его 60-летнего юбилея, 5 июня 1940 года. Это было одно из первых адмиральских званий, восстановленных с мая 1940 года в СССР.

Умер А.В. Кон 26 апреля 1941 года. Место захоронения неизвестно.

Награждён: орденами – Св. Анны 3-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст; медалями – светло-бронзовой в память 200-летия Гангутской победы и бронзовой в память 300-летия царствования Дома Романовых;  иностранными орденами: французским Почётного легиона Кавалерского креста.

Поощрения командования в период службы в частях РК ВМФ: серебряный портсигар, золотые часы, денежные премии, юбилейная медаль «XX лет РККА». 

Эпилог

За все последующие 76 лет имя Александра Валентиновича Кона как-то не вспоминалось, что вполне объяснимо: исследования по истории лоцманской службы Кронштадтского и Санкт-Петербургского порта никто не проводил. В четырехтомной монографии «История гидрографической службы Российского флота», вышедшей в 1997 году и посвящённой 300-летию создания Военно-Морского Флота, фамилия Кон не значится. 

Таким образом, обнаруженные документы помогли извлечь из небытия забытое имя морского офицера, высокопрофессионального гидрографа, советского контр-адмирала, руководителя лоцманской службы Кронштадтского и Ленинградского портов − Александра Валентиновича Кона. 

Послесловие

В.М. Лурье не включил Александра Валентиновича Кона в свой известный справочник «Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945)» (СПб., 2001). 

Краткая о нём справка появилась лишь «задним числом» в справочнике продолжателей дела Лурье: Йолтуховский В.М., Колесников Ю.Н., Сулима В.В. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР (1961-1975). Биографический справочник. СПб., 2013. С. 391-392.

К сожалению, авторы так и не пришли к единому мнению о кончине адмирала. В справочнике Йолтуховского указано «репрессирован» и приведена дата смерти 12 мая 1941 г. Согласно Н. Каралашу: «Умер А.В.Кон 26 апреля 1941 г. Место захоронения неизвестно».

Источник: МОО «Лоцманы Коронной службы». Автор: Каралаш Наталья Ивановна, президент Межрегиональной общественной организации «ЛОЦМАНЫ КОРОННОЙ СЛУЖБЫ», автор проекта «Лоцманы России на службе Отечеству»
Статья опубликована в журнале «МОРСКОЙ СБОРНИК» ВМФ № 10 за 2017 год. С. 87 - 93

Category: История | Новости - Tags: - Comments: Комментарии к записи Забытый адмирал, неизвестные истории лоцманской службы Кронштадтского порта отключены