• Двинско-Обский отряд: шесть лет среди льдов

  • Back
19.07.2022 by 

Великая Северная экспедиция – серия походов русских исследователей вдоль побережья Ледовитого океана, главным результатом которой стало нанесение на карту малоизученных территорий Сибири и Русской Арктики. Одним из опорных портов экспедиции был Архангельск. 

Карта плавания С. Малыгина и А. Скуратова
Плавание С. Малыгина и А. Скуратова

Проект Великой Северной экспедиции был разработан офицером русского флота, датчанином по происхождению Витусом Берингом. Она планировалась как продолжение Первой Камчатской экспедиции. Целями нового проекта стало изучение морских маршрутов к Америке и Японии, иссследование арктического побережья Сибири, составление географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания отдаленных российских территорий. Сам Беринг возглавил отряд, успешно открывший путь в Америку. Именно он основал острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский. Вернуться в Россию Беринг уже не смог: болезни, холод, нехватка пресной воды и продовольствия погубили многих моряков, в том числе и командира.

«Экспедицион» и «Обь»

Великая Северная экспедиция заняла одиннадцать лет: с 1733 до 1743 года. Она была организована по замыслу Петра Первого, а указ о её начале подписала императрица Анна Иоанновна. Строго говоря, это было сразу несколько экспедиций: для выполнения миссии сформировали семь морских и два сухопутных отряда. Общая стоимость организации их работы составила более 360 тысяч рублей, а число задействованных участников превысило пять тысяч человек. Непосредственно научными исследованиями занимались около 550 из них. Стоит отметить, что один из сухопутных отрядов был сформирован из членов недавно созданной Академии наук: учёные исследовали Камчатку и внутренние районы Восточной Сибири. Среди основных результатов Великой Северной экспедиции было: картографирование побережья Северного Ледовитого океана; изучение берегов Аляски и подтверждение существования короткого морского пути между Азией и Америкой; открытие Южных Курильских островов.

Из пяти отрядов, двигавшихся вдоль северного побережья России, четыре находились под общим руководством Витуса Беринга, и лишь один, действовавший западнее всех, подчинялся непосредственно петербургской Адмиралтействколлегии – высшему органу военно-морского управления России в XVIII веке. Этот отряд, известный как Двинско-Обский, исследовал побережье от Архангельска до Ямала и Оби. Он первым отправился в путь.

Для мореплавания в арктических условиях требовались особые суда. Такие, которые издавна строили жители беломорского побережья – поморы. Их лодьи и кочи имели прочный и гибкий деревянный корпус: при благоприятных условиях льды не сдавливали его, а выталкивали вверх. Кроме того, поморские суда были достаточно легкими, чтобы их можно было вытащить на берег и тащить волоком по льду или даже по ровной земле.

При Петре Первом строительство поморских судов было запрещено: император так хотел внедрить европейские технологии в судостроение, что в приказном порядке заставил отказаться от отечественных. Однако суда, созданные по голландским и британским чертежам, оказались малопригодны для хождения в российской Арктике. Поэтому для Двинско-Обского отряда разрешено было построить два поморских коча. Их заложили на верфях в Архангельске. Суда получили имена «Экспедицион» и «Обь».

Поморский коч

Летом 1734 года кочи под командованием лейтенантов Степана Муравьева и Михаила Павлова вышли из Архангельска в сторону Обской губы. В составе отряда было около пятидесяти человек, в том числе два геолога, два подлекаря и иеромонах.

Тем же морским путем задолго до этого ходили поморские промысловики и торговцы. Теперь этот маршрут должны были повторить офицеры Российской Империи, чтобы нанести на карту побережье и острова в Северном Ледовитом океане. Поморы, войдя в Байдарацкую губу, ходили до устья Оби по суше, не огибая Ямал. Было предположение, что полуостров тянется далеко на север, смыкается с Новой Землёй, и обогнуть его невозможно. Экспедиции предстояло выяснить, так ли это и существует ли морской путь из Европы в Азию.

Карта плавания С. Муравьёва и М. Павлова
Плавание С. Муравьёва и М. Павлова

Костяк матросов в экспедиции Двинско-Обского отряда составляли жители беломорского Севера, и это неудивительно: согласно имеющимся сведениям, поморы осваивали Ледовитый океан по крайней мере с XI века. В XII–XIII веках они открыли Вайгач и Новую Землю. Северяне вели промысел рыбы и морского зверя; используя притоки сибирских рек, ходили на Енисей и Лену. Поморы основали ныне несуществующие Пустозерск (сегодня это территория Ненецкого автономного округа) и Мангазею (Ямало-Ненецкий автономный округ), ставшие на время главными опорными пунктами для освоения Севера и Сибири. В 1648 году группа поморских мореходов во главе с холмогорцем Федотом Поповым и пинежанином Семеном Дежнёвым обошла на кочах Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан, доказав, что Евразия и Северная Америка – два отдельных континента.

Пройдя через Белое и Баренцево моря, исследователи пересекли пролив Югорский Шар, вошли в Карское море, свободное ото льда, и достигли западного берега Ямала. Не зная, что северная оконечность полуострова находится уже недалеко, командиры отряда приняли решение вернуться назад и поставить суда на зимовку в устье Печоры у деревни Тельвицы.

Сама команда зазимовала в Пустозёрске – старинном поселении на печорском берегу в двадцати километрах от сегодняшнего Нарьян-Мара. Пустозёрск – это первый русский город за Полярным кругом, основанный в 1499 году по указу Ивана III. Со временем он стал форпостом на пути освоения Сибири, Урала, Новой Земли и других отдалённых территорий. Население Пустозерска формировалось в основном из северян, поморов. Своё существование город прекратил к середине XX века из-за изменения транспортных маршрутов.

Летом 1735 года Двинско-Обский отряд вновь вышел в путь. В Санкт-Петербург был отправлен отчёт о проделанной работе, и из столицы в Пустозёрск прислали «пополнение» – двух геодезистов. Однако новая попытка покорить Ямал оказалась ещё менее удачной, чем первая: в этот раз Югорский Шар оказался закрыт льдами до августа, а пробиться через льды Карского моря оказалось вовсе невозможно. Между руководителями экспедиции начались разногласия по поводу дальнейших действий. В итоге суда разделились и продолжили поход по отдельности, но вынуждены были вернуться к Печоре. Эти неудачи отрицательно сказались на карьере командиров: из-за жалоб подчинённых (а также жителей Пустозёрска) лейтенанты Муравьёв и Павлов «за многие непорядочные, нерадетельные, леностные и глупые поступки» были отстранены от должности и разжалованы в матросы. Впрочем, спустя несколько лет их восстановили в звании. Правнук Степана Муравьёва, граф Николай Муравьев, стал основателем Хабаровска и Владивостока.

Карта города Березов в «Чертёжной книге Сибири»
Город Берёзов в «Чертёжной книге Сибири», 1701

«Первый» и «Второй»

В 1736 году руководителем отряда назначили лейтенанта Степана Малыгина. Кроме того, экспедицию усилили новыми судами: в Архангельске построили два парусно-гребных бота, которые так и назвали, «Первый» и «Второй». Их командирами стали лейтенанты Алексей Скуратов (потомок родного брата Малюты Скуратова и предок писателя Ивана Тургенева) и Иван Сухотин.

Весной, памятуя о неудачах на море, руководители экспедиции решили отправить часть отряда на восток по суше, на оленьих упряжках. Эту группу возглавил геодезист Василий Селифонтов. Сухопутная партия успешно добралась до Оби, прошла вдоль всего побережья Ямала, исследовала южную часть Белого острова. На берегу по маршруту движения путешественники ставили опознавательные знаки – «маяки», которые можно было увидеть с моря.

Между тем, морская часть похода в этом году складывалась ещё хуже, чем в прошлом: Степан Малыгин отправился в путь на коче «Экспедицион» в конце мая, но потерпел крушение в тяжелых льдах, скопившихся в Печорской губе. Экипаж перебрался на второе судно. В конце июля и начале августа «Обь» вместе с пришедшими из Архангельска ботами с трудом преодолела льды и дошла до Югорского Шара. Но состояние судна к тому моменту было плачевным, поэтому Малыгин решил продолжить экспедицию на ботах, а «Обь» под командованием Сухотина отправил в Архангельск. На обратном пути этот отряд тоже проводил исследования – в частности, отметил на карте 67 рек.

Боты «Первый» и «Второй» вдоль побережья дошли до Ямала. Льдов было так много, что впереди судов шли пешие разведчики, выбирая путь. Стало ясно, что далеко продвинуться не удастся, поэтому моряки бросили якорь в устье Кары. Сюда же прибыл сухопутный отряд Селифонтова с важным известием: Ямал не соединяется с Новой Землёй, северную часть полуострова можно обогнуть морским путём. На побережье для присмотра за судами остались одиннадцать человек, для них был построен чум, сооружен продовольственный склад. Остальные члены экспедиции на оленях добрались до Обдорска (сегодняшний Салехард), где и перезимовали.

Следующим летом исследователи вернулись к устью реки и вновь вышли в море на двух ботах. Четвёртая попытка преодолеть Карское море оказалась наконец успешной: меньше чем за месяц путешественники добрались до пролива, разделяющего Ямал и Белый остров (сегодня этот пролив носит имя Малыгина в честь руководителя экспедиции). 16 августа 1737 года суда обогнули северо-восточную оконечность полуострова, а 11 сентября вошли в устье Оби. Встреченные отрядом казаков, путешественники поднялись до Берёзова, где зазимовали. Малыгин же отправился в Петербург с отчётом о выполненном задании.

Впрочем, экспедиция на этом не закончилась, ведь исследователям нужно было тем же сложным путём вернуться в Архангельск вместе с судами. Следующим летом ботам удалось дойти до устья Кары и встать там на зимовку, при этом «Первый» был почти раздавлен льдами и затонул бы, если бы не помощь ненцев, которые помогли морякам разгрузить судно и обустроить лагерь на берегу. И только в 1739 году «Первый» и «Второй» благополучно пришвартовались в архангельском порту.

Основным итогом шестилетней экспедиции Двинско-Обского отряда стало составление первой карты побережья Баренцева и Карского морей. Само название «Карское море» было дано в память о зимовке отважных исследователей в устье Кары. Впервые на карте были отмечены Ямал, часть берега Обской губы и нижнего течения Оби, обследованы большие и малые острова, мели и глубины. Общая протяжённость нанесённого на карту побережья – около четырёх тысяч километров. Многие материалы экспедиции попрежнему используются при составлении геогра- фических документов.

Источник: проект «Экспедиции Беренга»