На основании царского указа от 24 апреля 1669 года о том, чтобы «на знамёнах и чеках нашивать орлы же». Современные исследователи считают, что на «Орле» был поднят флаг с двуглавым орлом, помещённым на палас бело-сине-красного полотнища, поскольку изображений орла на российских знамёнах в виде полотнища с синим крестом и чередующимися квадратами белого и красного цветов (вторая популярная версия флага «Орла») обычно не встречается.
В этом году Россия отмечает 355 лет государственного судостроения. 19 июня 1667 года по старому стилю царь Алексей Михайлович издаёт указ о строительстве кораблей – одним из них стал трёхмачтовый «Орёл». На нём впервые и был поднят российский триколор.
Весной 1669 года строившиеся в Дединове морские суда обрели символы, указывающие на их принадлежность российскому государству. Вопрос о создании флага для будущих российских кораблей был поставлен ещё до основания Дединовской верфи в росписи, поданной в 1667 году И. Сведеном. Голландский купец длительное время проживал в Москве. По просьбе российских властей он занимался наймом специалистов и закупкой оборудования в Европе.
Практическим решением созданием символики занялся начальник Дединовской верфи полковник Корнелиус фан Букховен, 9 марта 1668 года затребовав для пошива флага 310 аршин киндяков (хлопчатобумажная ткань) и 150 аршин тафты (плотная дорогая ткань) цветами, «как государь укажет». 9 апреля 1668 года в Сибирский приказ направлена память, в которой предписывалось выделить необходимое количество материи «червчатой, белой и лазоревой» (красной, белой, голубой) к корабельному делу «на знамена и еловчики» (вымпелы). Так были впервые определены цвета будущего флага. Правда, само это распоряжение опять осталось не выполненным, и к данному вопросу вернулись через год, благо работы на верфи ещё продолжались.
Часто флаг, поднятый на «Орле», называют первым государственным флагом России. Однако на самом деле в тот момент он выступал в качестве Военно-морского флага, который, хотя и подчёркивал принадлежность судна российскому государству, но прежде всего, являлся боевым знаменем корабля, а не символом самого государства.
В последующем триколор ещё долго, на протяжении всего XVIII века, будет выполнять схожую роль, оставаясь именно морским флагом России, пока в самом конце XIX столетия не приобретёт статус государственного флага.
Источник: проект «Экспедиции Беренга»