В далёкие времена
С незапамятных времён ни одно судно не выходило в море, не имея на борту опытного моряка, знающего путь и безопасные подходы к месту назначения. Таким моряком являлся лоцман.
Если судить по дошедшим до нас древним документам, имелось разделение труда. Капитан, представляя интересы судовладельца, отвечал за судно, груз и руководил экипажем, но, в принципе, в судовождение не вмешивался. Этим занимались рулевые и лоцманы. Рулевой непосредственно управлял судном, изменяя его курс — по указаниям лоцмана, руководил постановкой и уборкой парусов. Лоцман же был обязан безаварийно привести судно в порт назначения.
Лоцманская служба является одним из старейших институтов. Заметки о лоцманстве имеются у римского автора Павзания (175 г. н. э.) и в ряде сборников II в. н. э.
В средние века уже различали лоцманов прибрежного плавания и лоцманов открытого моря, бравшихся вести суда на любые расстояния. Естественно, далеко не всегда лоцманы справлялись, а зачастую просто и не могли справиться с поставленными перед ними задачами. Известно, например, что Хоистофор Колумб и Америго Веспуччи жаловались на ошибки и недостаточность знаний своих лоцманов. Поэтому в действующих тогда документах начинают появляться условия найма лоцманов, а также определение их ответственности за вину в кораблекрушении.
Эта ответственность в разных странах и в разное время была не одинакова. В одних случаях лоцман нёс за свои ошибки административную и имущественную ответственность, в других — уголовную. Морской Консулат 1494 г., в частности, констатировал, что лоцман, не знающий места проводки и нарушивший свои обязанности по проводке, должен быть немедленно обезглавлен, если сохранения его жизни не потребуют рулевой, купец и большинство экипажа. Последнее условие являлось необходимым для того, чтобы судьба лоцмана не решалась одними судохозяевами.
В чёрной же книге английского Адмиралтейства говорилось так: «Если судно погибнет по вине лоцмана, моряки могут отрубить ему голову, не неся за это никакой ответственности перед судом».
На Руси
В древней Руси люди, служившие проводниками судов на озёрах, реках и их устьях, а также в Белом и Варяжском (Балтийском) морях назывались «вожами». Самыми первыми русскими вожами бесспорно должны считаться новгородские лоцманы, проводившие суда по Нево-реке. Нево-озеру (Ладожскому) и Финскому заливу. Не было им чуждо и Варяжское море, во всяком случае до Готланда, где, по преданиям, новгородские купцы имели товарные склады ещё до Рюрика (860 г.). Поскольку торговый путь «из варяг в греки» проходил через эти воды, суда новгородских и варяжских купцов, а также купцов Ганзы и др., безусловно, не обходились и не могли обойтись без помощи русских лоцманов.
Однако рождение лоцманского института в России следует отнести лишь к 1653 г., когда по указу Алексея Михайловича крестьянину Архангельской губернии Ивану Хобарову было разрешено приводить к Архангельскому порту и отводить в море «торговые разных земель корабли». Впоследствии на острове реки Двины, ниже Архангельска и Соломбалы образовалось целое селение «корабельных вожей».
За проводку судов лоцманы взимали с судохозяев незначительную плату. Жалованья они не получали, льготами никакими не пользовались, за исключением беспошлинного занятия своим промыслом.
С развитием судоходства этот промысел стал более выгодным. В 1671 г. правительство даже было вынуждено сдавать это право с торгов, на откуп. Внёсшему оброк и получившему грамоту предоставлялось исключительное право проводки судов в данном районе, причём ему разрешалось преследовать посторонних проводников и привлекать их «для расправы в съезжую избу», в ведении которой и находились архангельские вожи. В течение первого года откупная плата не превышала 10 руб., на второй год её размер увеличился втрое, а вскоре она достигла и 92 руб. в год.
Подобная система, преследовавшая более «фискальные, нежели общегосударственные» цели, не могла дать мореплавателям должных гарантий от произвола откупщиков и вызывала постоянные жалобы купцов. Поэтому в 1685 г. «откупная цена» была уничтожена «именным указом», в котором, в частности, говорилось: «По челобитью Голландцев и Анбурцев, вожей на море нанимать добровольно, ково они похотят сами по вольною ценою, как было изстари до откупу». В 1690 г. лоцманы перешли в ведение таможни, а царским указом была утверждена такса проводки судов.
В Петербурге лоцманский промысел родился одновременно с основанием города и был столь необходимым и важным, что проводкой иностранных судов иногда занимался даже сам царь. В новой столице было всего 14 лоцманов; они получали по 50 коп. в месяц жалованья, а кроме того — особое вознаграждение за исправное содержание фарватеров и знаков и по 1 руб. с каждого проведённого судна. Официальное же образование лоцманского общества в Петербурге относится к 16 апреля 1709 г., когда последовал высочайший указ, данный через известного адмирала Апраксина. По этому указу «все лоцманы с женами и детьми (числом 74) были освобождены от всех повинностей — как денежных, так и натуральных и поселены на Васильевском острове в деревне Герви-Саарн с наделением пахотной и сенокосной землёй».
В 1714 г. лоцманская служба появилась на Азовском море, а в первой половине XIX века — в портах Дальнего Востока и Чёрного моря.
В современное время
10 декабря 1919 г. постановлением ВСНХ, Реввоенсовета и Народного комиссара по морским делам лоцманские организации были национализированы и переданы в распоряжение Главного управления водного транспорта. Все лоцманы и служащие лоцманских организаций были зачислены на государственную службу. Впоследствии лоцманское дело на всех морях РСФСР было переведено в Морское ведомство. а 3 июня 1922 г. был утверждён новый Устав морских лоцманов, по которому на каждой из лоцманских дистанций имелась одна или несколько лоцвахт, находящихся в ведении помощника старосты лоцманов. И староста, и его помощник избирались лоцманами из своей среды. Согласно уставу, все лоцманы считались военными моряками.
СНК СССР постановлением от 25 июля 1926 г. отменил Устав 1922 г. и утвердил Новое положение, согласно которому лоцманская организация превращалась в единую государственную службу СССР.
В настоящее время сбор, взимаемый с судов, пользующихся услугами лоцманов, поступает в распоряжение портов. Суда облагаются лоцманским сбором по чистой регистровой вместимости, а ставки определяются в зависимости от особых условий проводки судна, его осадки и дальности проводки.
Источник: Barque.ru