• Объект живописи как объект реставрации

  • Back
21.01.2021 by 

Объект живописи как объект реставрации. О реставрации дома лоцмана под Вышним Волочком

В 26 км от города Вышний Волочек, называемого «Русская Венеция», издревле стоит большая деревня Подол. Располагается она на левом берегу Мстинского канала, который является частью судоходной трассы Ильмень – Мста – Тверца – Волга, связывавшей северные русские земли с Центральной Россией. Вышневолоцкая водная система является одной из старейших искусственных водных систем в Европе.

С момента создания лоцманской службы в России вдоль русла рек, объединённых в единую судоходную сеть, в важных её местах располагались пункты наблюдения за судоходством – казённые избы, или дома лоцманов. В деревне Подол на повороте главной дороги, идущей вдоль Мсты, и поныне стоит лоцманская изба.

Наш дом лоцмана – это крепкая крестьянская постройка – сруб, сложенный из лиственницы реликтовой толщины (до 40 см в диаметре), с прирубленными сенями, под общей с избой крышей.

Дом датируется 1704-1710 гг. – временем строительства Вышневолоцкой водной системы. Основу первоначальной постройки составляет сруб 7 х 7 м, состоящий из 13 венцов, сложенных в два яруса: подполье и собственно лоцманская изба с русской печью. Подполье соединялось с избой лазом, располагавшимся в северо-западном углу дома.

Реставрационные работы на объекте начались в декабре 2019 г. К реставрационной удаче относится обнаружение первоначального пола под сгнившим поздним, который был вырублен из брёвен более 40 см толщиной, а длина брёвен превышала 7 м. В полу сохранились врубки от периметральной скамьи. В северо-западном углу на высоте около 2 м был обнаружен след от полки для иконы в красном углу [на самом деле это выруба для полки, красный угол находился в юго-западном углу – примечание Музея]. Справа от входа сохранилось волоковое окно, а слева – след от другого волокового окна. Первоначально дом освещался двумя окнами на главном фасаде. Уцелели следы очелий старых наличников.

Лоцманскую избу венчает двускатная крыша, исторически крытая дранкой, но позже скрытая под шифером. При реставрации были обнаружены остатки конструкции вальмовой крыши с фрагментами тесовой кровли.

Дом лоцмана до реставрации
Дом лоцмана до реставрации, главный фасад. Лето 2017 г. Фото: «Зодчий. 21 век» №4 (77) 2020 год

В XX в. дом лоцмана приобрёл вид рядовой крестьянской избы, традиционной для этого района Тверской области, однако он по прежнему занимал доминирующее положение во фронте уличной застройки. Состав дома также был типовым: жилая изба с подпольем и чердаком, пригубленные к избе сени под отдельной пониженной крышей, и входной тамбур – «терраса». К этому времени, вероятно, относится устройство на южной сторонне дома окна на месте прежнего волоокого .

В 1990 – 2010-х гг., после ухода последних владельцев дом стоял без присмотра, За это время были утрачены детали интерьера, печь, сени, хозяйственные постройки: территория вокруг дома заросла и захламилась.

В 2017 г. Валентин Михайлович Сидоров – уроженец Тверской области (родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенье), академик живописи, творческая жизнь которого тесно связана с Подолом, пригласил сюда архитекторов в составе В.И. Якудени и И.В. Переслегина, которые произвели обмер лоцманской избы. В декабре 2019 г. с разрешения и одобрения главы администрации Вышневолоцкого района Н.П. Рощиной начались работы по восстановлению дома лоцмана. В.М. Сидоров оставался главным вдохновителем этих работ до конца своих дней.

В.М. Сидоров. Миром. 1970. Холст, масло, 253х276 см ГРМ
В.М. Сидоров. Миром. 1970. Холст, масло, 253х276 см ГРМ Фото: «Зодчий. 21 век» №4 (77) 2020 год

Эти места Вышневолоцкого края ещё в 80-х годах XIX в. были выбраны для строительства (рядом с Подолом) Академической дачи художников, позже названной именем И.Е. Репина.

Начало сборки сруба. По склону поднимаются дети, что подчеркивает высоту холма и масштаб бревен. Апрель 2020 г.
Начало сборки сруба. По склону поднимаются дети, что подчеркивает высоту холма и масштаб брёвен. Апрель 2020 г. Фото: «Зодчий. 21 век» №4 (77) 2020 год

И по сей день на Академической даче работают живописцы, отображающие в своих полотнах великолепные пейзажи.

В.М. Сидоров. День Победы. 1975. Холст, масло, 114х125 см ГРМ
В.М. Сидоров. День Победы. 1975. Холст, масло, 114х125 см ГРМ Фото: «Зодчий. 21 век» №4 (77) 2020 год

«Важный» вид дома лоцмана, венчающего одинокий холм, обеспечил ему замечательное место в истории русского и советского изобразительного искусства. Дом-монумент запечатлён на полотнах многих русских художников XX в. и прежде всего в работах В.М. Сидорова, получивших всемирную известность и хранящихся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, частных коллекциях живописи в России и за рубежом. «Троицын день» (1966 г.), «Миром» (1970 г.), «Тишина» (1971-1972 гг.), «Родной дом» (1975 г.) и «День Победы» (1975 г.) – эти полотна вошли в историю русской культуры вместе с «Матёрой» Валентина Распутина и «Деревянными конями» Федора Абрамова, свидетельствуя об огромной любви художника к России.

Научная реставрация дома лоцмана ведётся архитектором-реставратором Владимиром Игнатьевичем Якубени и его творческим коллективом в составе Вероники Алексеевны Россаль и Екатерины Владимировны Уваровой. Работы выполняет бригада высококвалифицированных плотников – специалистов по реставрации памятников деревянного зодчества.

Главный девиз восстановления этого памятника – «грамотная реставрация определяется не по количеству воссозданного, а по количеству сохранённого».

В связи с тем, что дом утратил конструктивную прочность, было принято решение о полной разборке сруба, маркировке брёвен и сортировке их по сохранности. Только после этого стало возможным приступить к сборке сруба вновь. Старые брёвна протезировались с сохранением всех следов на них. Только сгнившее дерево заменялось новым. Местные поставщики обеспечивали стройку пиломатериалами требуемого размера и диаметра, что на сегодняшний день является непростой задачей.

Реставрационная концепция дома лоцмана была такова: «Воссоздать образ дома на 1960-70-е гг., то есть на время, когда создавал свои произведения художник Сидоров». Поэтому необходимо было, например, соорудить кровлю из четырёх слоёв дранки, характерную для местной деревянной архитектуры. Нам удалось найти мастера – изготовителя осиновой дранки, сохранившего секреты ремесла. В соответствии со старыми технологиями на обрешетку под дранку укладывалась береста в два слоя – «белое к белому». Такая же береста была положена на фундаментные камни под сруб.

При въезде в Подол со стороны Вышнего Волочка дом обращён к зрителю своим южным фасадом и доминирует в окружающей застройке, замыкая собой линию рядовых деревенских домов. Своими простыми и монументальными формами лоцманская изба напоминает богатыря, стоящего на страже покоя и порядка. Таков был характер и внешний вид лоцманов – очень востребованных профессионалов XVII-XIX вв. в России. Смелость, немногословность, надёжность – главные качества представителей этой крайне важной для безопасного судоходства профессии.

Деревня Подол упоминается в писцовой книге Деревской пятины в 1495 г. Безусловно, развитие этих земель связано с тем, что здесь находился участок лоцманской службы.

В 1873 г. в Подоле была построена земская школа. «С 1861 по 1924 г. Подол был центром Подольской волости. В 1886 г. в деревне было 54 крестьянских и 11 бобыльских дворов, жителей всего 329 человек».









На сегодняшний день дом лоцмана практически восстановлен и, можно сказать, приобрёл аутентичный вид. Его стены обработаны двумя слоями огнебиозащиты, в результате чего дерево стало более однородным по цвету. Территория очищена от дикорастущей зелени и мусора.

Необходимо отметить, что Подол является весьма популярным местом в Тверской области, прочно вошедшим в экскурсионные маршруты, в которых дом лоцмана представлен памятником истории и примером удачной реставрации памятника деревянной гражданской архитектуры.

С большой радостью мы отмечаем, что здесь возрождается жизнь, происходит развитие музейной и туристической деятельности, складывается музейный комплекс, который в перспективе может насчитывать, по крайней мере, три стоящие рядом постройки: дом лоцмана, земскую школу и рядовой деревенский дом, расположенный между ними. Валентин Михайлович Сидоров мечтал, чтобы в восстановленном доме лоцмана разместился и работал музей Вышневолоцкой водной системы и лоцманской службы.

Наш рассказ свидетельствует о том, что по воле неравнодушных и любящих Родину людей, объединенных желанием сохранить для грядущих поколений свою историю и культуру, многие добрые идеи и дела становятся реальностью.

Р.5. С душевной скорбью сообщаем о кончине народного художника СССР, профессора, действительного члена Российской академии художеств Валентина Михайловича Сидорова, последовавшей 9 января 2021 г., во время подготовки настоящей статьи к печати.

Источник: «Зодчий. 21 век» №4 (77) 2020 год

Category: СМИ - Tags: - Comments: Комментарии к записи Объект живописи как объект реставрации отключены