Николай Гриценко родился 8 мая 1856 года в небольшом сибирском торговом городке Кузнецке Томской губернии (ныне Новокузнецк Кемеровской области) в семье врача. Его отец Николай Семёнович Гриценко окончил Московскую Императорскую медико-хирургическую академию и стал уездным доктором. Его мать, акушерка Анна Гриценко (в девичестве Фомина), окончила акушерские курсы при Московском Императорском воспитательном доме. Молодые медики приняли решение уехать из Москвы и поселиться в Сибири. Когда Николай исполнилось пять лет, семья переехала в соседний Томск, где отец получил должность губернского врача.

В те годы единственным учебным заведением, предоставлявшим возможность получить среднее образование была Томская мужская гимназия, куда юный Николай и был определён родителями. Именно в гимназии и проявился интерес будущего художника к рисованию. Немалая заслуга в этом принадлежала преподавателю рисования в гимназии, первому профессиональному художнику Томска, выпускнику Императорской Академии художеств Павлу Михайловичу Кошарову (1832-1902).

Николай Гриценко с детства мечтал о море, поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания гимназии юноша отправляется в столицу, где поступает на инженерный факультет Кронштадского технического училище Морского ведомства. Во время учёбы он проходит стажировку в должности корабельного инженера на Кронштадтском пароходном заводе. Мечта юноши сбылась и вся его дальнейшая жизнь была так или иначе связана с морем. После успешного окончания училища Гриценко неоднократно принимал участие в дальних морских походах, ходил на военных судах «Крейсер», «Владимир Мономах» и «Стрелок».

В 1885 году по завершении учебы Николай Гриценко был направлен на службу в Адмиралтейство. Морское начальство проявило интерес к его художественному таланту, и Николаю Гриценко было предложено стать официальным художником Морского министерства. Военную карьеру молодой офицер успешно совмещал с творческой деятельностью.В короткое время он получил известность, как талантливый молодой живописец-маринист.

Чувствуя острую потребность в продолжении своего художественного обучения, Николай Гриценко после получения соответствующего разрешения, в 1885 году поступает вольно-приходящим учеником в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств и начинает в свободное от морской службы время посещать занятия. Наставником молодого ученика Академии по классу рисунка оказался замечательный русский живописец, один из самых известных художников — маринистов, профессор Лев Феликсович Лагорио (1827-1905). Опытный педагог сразу оценил природное дарование своего нового ученика. Ему была близка тематика работ Гриценко.

В 1887 году по рекомендации педагогов академии Морское ведомство направляет Гриценко на двухгодичную стажировку в Париж, к жившему во французской столице русскому художнику-маринисту профессору Алексею Петровичу Боголюбову (1824-1896), главному художнику Главного морского штаба. В течение многих лет он оказывал профессиональную и материальную поддержку группе молодых русских художников, приехавших в Париж учиться под его руководством. Участниками этой группы в разный годы были Илья Репин, Василий Поленов, Константин Савицкий, Николай Дмитриев-Оренбургский и Александр Беггров.

Боголюбов оказал большое влияние на творчество Гриценко. Он постепенно обучал его технике французской пейзажной живописи XIX века: работе на пленэре, шлифовке рисунка, свободному нанесению красок быстрыми решительными мазками без четкого контура. Пребывание Гриценко в Париже, с небольшими перерывами, длилось около десяти лет, с 1887 по 1898 год. В это время он постоянно работал над полотнами для Парижского салона, писал морские пейзажи, виды морских бухт и городов: Гавра, Марселя, Ле Трепора, Москвы, Кронштадта. Гриценко рисовал набережные, корабли, бухты, песчаные пляжи, портовые сооружения и пейзажи, работал иллюстратором в парижских и российских журнала.

Нельзя не отметить факт неоднократного посещения Николаем Гриценко мастерской знаменитого и очень популярного в те годы французского художника Фернана Кормона (1845-1924), среди учеников которого были такие выдающиеся мастера, как Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), Винсент Ван-Гог (1853-1890), из русских — Николай Рерих (1874-1927) и Давид Бурлюк (1882-1967).

В 1890 году наследник российского престола великий князь Николай Александрович Романов отправляется в своё азиатское путешествие: морским путём с Адриатики до Владивостока и далее сухопутным путём через Сибирь в Петербург. В качестве художника его сопровождает блестящий молодой офицер Николай Гриценко. Путешествие оказалось очень плодотворным для Николая Николаевича. Ему удалось создать более 300 рисунков со сценами торжественных встреч наследника престола в портах, выполнить зарисовки различных экзотических памятников. Большая часть этого наследия творчества Гриценко хранится в Государственном Русском музее.

По возвращении в Россию, рисунки Николая Гриценко легли в основу материалов для оформления альбома, преподнесённого впоследствии будущему императору в память об этом путешествии, а также для оформления трехтомного издания «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника Цесаревича, 1890-1891». За это путешествие Николай Николаевич Гриценко был удостоен высоких государственных наград ряда зарубежные государств: орденом Сиамской короны IV класса и японским орденом Священного сокровища IV степени.

В 1892 году в парижской галерее всемирно известного в ту пору коллекционера и галериста Поля Дюран-Рюэля прошла первая масштабная персональная выставка работ Николая Гриценко. Семь его полотен были приобретены наследником. Две работы были куплены членом корабельной команды князем Э.Э.Ухтомским, одним из приближенных будущего императора.

После этого путешествия Николай Гриценко продолжил военную службу во Франции в качестве художника-мариниста. В 1894 году в его жизни происходит знаменательное событие — его бракосочетание с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью знаменитого московского текстильного промышленника, собирателя произведений изобразительного искусства и основателя галереи русской живописи Павла Михайловича Третьякова. Молодых познакомил друг Гриценко, выдающийся пианист того времени Александр Ильич Зилоти, с семьёй которого в самом начале 1890-х годов Гриценко подружился в Париже.

Супруги Зилоти помогли Николаю Николаевичу завоевать не только сердце Любови, но и симпатию самого Павла Третьякова, который, будучи человеком твёрдого характера, мечтал, чтобы его дочери получили в мужья людей, обладавших талантом в области коммерции, а не в области живописи или музыки, потому что был невысокого мнения о моральных качествах представителей богемы. В ноябре 1893 года художник впервые увидел своего будущего тестя, первое впечатление которого о Гриценко было не очень положительным, о чём написала Любовь в письме к своей сестре Александре: «…папа с ним познакомился, покривился. Только сказал, что стар и некрасив». Но со временем Павел Третьяков проникся большой симпатией к Николаю Николаевичу, который производил впечатление человека не претенциозного, общительного, искреннего, и согласился выдать дочь за него замуж.

После женитьбы и последующего за этим выхода в отставку, Николай Гриценко продолжил службу в Морском министерстве в качестве художника. Работы художника стали часто появляться на выставках в России и за границей. Резко увеличился поток заказов, в том числе и от известных людей того времени. В 1896 году Гриценко принимает участие в качестве художника в торжественной встрече императора Николая II в Шербурге с президентом Французской республики Феликсом Фором, Гриценко был приглашён в свиту царя для изображения торжеств.

А несколько позже, после ответного визита президента в Россию, городу Парижу был передан «высочайший дар» — картина Н.Н. Гриценко «Приезд Фора в Кронштадт». Присутствовал художник и на торжествах по случаю празднования юбилея английской королевы. Заказы, выполняемые для царствующего дома, приносят свои плоды — кроме солидного денежного вознаграждения, Гриценко высочайшим указом удостаивается высокой награды — ордена Ввятой Анны III степени.

В 1898 году чета Гриценко возвращается в Россию. Гриценко становится экспонентом многочисленных академических выставок внутри страны, участвует он и в выставках передвижников. Его работы пользуются большим вниманием, получают хорошую прессу.

Нахождение Гриценко в России не продолжается долго. Тяжёлая болезнь (ранее врачи обнаружили у художника чахотку) вынуждает Николая Николаевича с супругой вернуться во Францию, в более благоприятный для его здоровья климат. Однако и здесь болезнь не отступает и с каждым днём художнику становится всё хуже. До июля 1900 года он проходит курс лечения в туберкулёзном санатории в местечке Дюртоль в Центральной Франции. Затем переезжает в Ментону, где проводит остаток дней.

Не суждено было ему увидеть и появившуюся на свет в апреле 1901 года дочь Марину. Николай Николаевич Гриценко скончался от туберкулёза 8 декабря 1900 года в возрасте 44 лет в Париже и был похоронен на русском православном кладбище Ментоны. Его друг Михаил Ткаченко заказал надгробный памятник у художника и архитектора Василия Григорьевича Кричевского.

С 15 апреля по 12 ноября 1900 года в Париже проходила Всемирная выставка, на которой русский отдел изобразительного искусства, представленный такими художники, как Репин, Серов, Малявин, Коровин, и целым рядом других, имел грандиозный успех. Гриценко получил на этой выставке бронзовую медаль за акварельные работы, а в день своей смерти удостоился высшей награды Франции — ордена и звания кавалера Почётного легиона.

В течение трёх лет на супругу Николая Николаевича Гриценко, Любовь Павловну, обрушились три несчастья: уход из жизни мужа, отца и матери. После смерти мужа она задумала организовать выставку его работ в Санкт-Петербурге. С помощью друзей художника, Николая Константиновича Рериха и музыканта, морского офицера Михаила Михайловича Курбанова, посмертная выставка произведений Николая Николаевича Гриценко открылась в декабре 1902 года в залах Императорского Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. На ней экспонировалось большое количество полотен, акварелей, рисунков и этюдов — всего 805 работ, так указывалось в каталоге. Сохранился каталог этой выставки, а также опись графического архива художника и опись картин в частных коллекциях.

В 1902 году в письме к бывшему в то время директором Третьяковской галереи Илье Семёновичу Остроухову Илья Ефимович Репин дал высокую оценку своему безвременно ушедшему коллеге: «Талантливый человек, умный, с любовью к искусству. Кладёт всю свою душу, чтобы постичь современное парижское искусство».
В этом же письме Репин предлагает галерее приобрести из выставленных картин 10 работ: «Русский военный катер», «В Индии», «В кочегарке», «От села Осиновки до ст. Сантахезы», «Утр заря в Нижнем», «Импер. Академия Художеств», «Печёрский монастырь на Волге, близ Н.Новгорода». Галерея до этого уже приобрела три работы Гриценко: «Броненосный крейсер 1-го ранга “Адмирал Корнилов” во время постройки в Сен-Назере, в Бретани», «Вид на Москву с колокольни Ивана Великого»,«Ипатьевский монастырь в Костроме».

В 1903 году Любовь Павловна Гриценко дарит галерее ещё четыре картины художника: «Петергофские фонтаны», «В Нижнем Новгороде», «Вид на Томск с Воскресенской горы» и «Горы Хамар-Дабан на Байкале»
После смерти Николая Гриценко наследницей его художественных работ стала его дочь Марина. Однако, время оказалось безжалостно к творческому наследию художника — часть работ оказалась в плохом состоянии, некоторые произведения погибли во время ленинградских наводнений в 1920-х годах.

Оставшиеся работы Марине пришлось распределить. Лучшие из них оказались в Третьяковской галерее, где в настоящее время находятся 85 рисунков и семь полотен художника. Много работ было роздано по завещанию, немало продано. В 1948 году последнюю партию отцовского наследия выкупила у Марины Академия Художеств СССР для музея Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Творческий путь Николая Гриценко был противоречив. Как уже отмечалось выше, его часто упрекали за то, что в своих художественных пристрастиях он был западником. И действительно, самый продуктивный период творческой жизни он прожил в Париже, но искреннее восхищение Западом не ослепляло его. Он никогда не переставал любить своё отечество, хранил в сердце приверженность русской школе пейзажной живописи.

Сегодня художественное мастерство Николая Гриценко всецело признают как за границей, так и у нас – на родине художника. Его творческое наследие включает не только впечатляющие картины маслом, такие как станковая «Ночь на Тихом океане», но и удивительно изысканные акварельные работы, которые поражают своим разнообразием, удивительной гармонией и сочностью красок.

Источник: Студия-И