Первая женщина – полярный учёный
Первой женщиной-учёным, которая побывала в северных морях, более того, первой женщиной – морским геологом стала будущий доктор геолого-минералогических наук, профессор Мария Васильевна Клёнова (1898–1976). Она считается основателем российской морской геологии. Геология моря именно благодаря Клёновой стала самостоятельной наукой.
М.В. Клёнова впервые вышла в море в 27 лет. А последний раз – в 74! С 1925 года она ежегодно проводила геологические исследования и участвовала в экспедициях в Баренцевом, Карском, Гренландском морях, окружающих Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и архипелаг Шпицберген, на деревянной парусно-моторной шхуне «Персей», ставшей первым советским научно-исследовательским судном.
В 1929 году М.В. Клёнова стала первой в мире женщиной, возглавившей научную экспедицию на судне «Персей».
В 1932 г. она была участником рейса в Баренцевом море на боте «Николай Книпович», впервые обошедшим с севера Землю Франца-Иосифа и поднявшим Государственный флаг СССР на крайнем северо-западном острове отечественной Арктики – о. Виктория. Рейс возглавлял океанолог, полярный исследователь, будущий инженер-контр-адмирал, доктор географических наук, профессор Н.Н. Зубов, который так же как и М.В. Клёнова начинал на судне «Персей». Результаты были получены интереснейшие, так как океанологические работы проводились в районе, где до этого не работало ни одно исследовательское судно.
В 1933 г. М.В. Клёнова сама возглавила морскую экспедицию на боте «Николай Книпович», названном так в честь революционера и учёного Н.М. Книповича (1862–1939). Причём, названным ещё при жизни Николая Михайловича.
«На малых кораблях «Персей» и «Книпович» мы в полной мере ощущали и штормы, и льды, и отсутствие карт и другого навигационного обеспечения. Много раз приходилось прерывать работы и “штормовать” или менять маршрут, чтобы избежать ледового плена, или даже слабыми силами пробиваться через лёд»
Вспоминала она впоследствии
За годы Великой Отечественной войны под руководством М.В. Клёновой было составлено около 200 специальных карт и атласов для ВМФ. Позднее на глубоководных аппаратах она неоднократно погружалась в морские пучины, проводила исследования в условиях арктических льдов, высаживалась на дрейфующие льдины в Ледовитом океане.
Именем Марии Васильевны Клёновой названы горы на побережье Русской гавани на Новой Земле, долина в Северном Ледовитом океане – океанская впадина на севере от Гренландии, открытая гидрографической экспедицией Северного флота в 1981–1983 годах, а также подводная гора в северной части Атлантического океана.
Полярные лётчицы
Женщин, которые открыли полярное небо – единицы. Одна из них – Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко (в девичестве – Дудник) (1907–1939).
В советскую авиацию Полина попала благодаря первому мужу, летчику Степану Говязу, служившему в Качинской школе военных пилотов, но затем репрессированному. Её вторым мужем стал Александр Осипенко, под фамилией которого она и вошла в историю авиации. В 1938 году лейтенант Осипенко возглавила женский экипаж, который за 10 часов преодолел расстояние в 2416 км по маршруту Севастополь – Архангельск. Часть маршрута проходила за Северным Полярным кругом, на арктических просторах.
Вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой в сентябре 1938 года Полина Осипенко решилась на беспосадочной перелёт из Москвы на Дальний Восток. Во время перелёта ухудшилась погода и начал заканчиваться бензин, поэтому пришлось экстренно приземляться в лесу. После обнаружения был проведён замер расстояния, преодолённого по замкнутой кривой, оно составило 6450 км. Это стало новым мировым рекордом среди женщин, а каждая из лётчиц за свой подвиг была награждена званием Героя Советского Союза.
Последний полёт рекордсменка совершила 11 мая 1939 года в паре с героем СССР Анатолием Серовым. Авиакатастрофа, причины которой до сих пор неизвестны, случилась во время отработки полётов вслепую. Оба пилота погибли.
Женщины – капитаны судов
Первой в мире должность капитана дальнего плавания получила в 1934 году дальневосточница, будущий Герой Социалистического Труда Анна Ивановна Щетинина (1908–1999).
После окончания техникума в 1929 году она работала на Камчатке: матросом, штурманским учеником, помощником капитана (в том числе – старпомом) на судах Акционерного Камчатского общества. В 24 года Анна получила штурманский диплом, а 25 января 1934 года – диплом капитана дальнего плавания. Своим первым рейсом в июне – сентябре 1935 года она прославилась на весь мир, проведя купленный Советским Союзом в Германии грузовой пароход «Чавыча» (бывший «Хохенвельс») из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский.
Затем более двух лет она водила этот пароход по Тихому океану и Охотскому морю. В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Возникла критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась – через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.
Во время Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, капитану Щетининой поручаются рейсы на пароходе «Жан Жорес» по доставке через Тихий океан военных грузов по лендлизу из США и Канады. В августе 1945 года женщина-капитан приняла участие в войне с Японией – её корабль в составе конвоя участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии на занятый японцами Южный Сахалин.
Анна Ивановна Щетинина посвятила морю 50 лет жизни, была капитаном на 15 кораблях и сама воспитала около 100 капитанов. В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.
Там же, на Дальнем Востоке, уже после войны получила известность и морской капитан Валентина Яковлевна Орликова (1915–1986), ставшая впоследствии легендой Мурманского тралового флота (МТФ) и также Героем Социалистического Труда.
С началом Великой Отечественной войны она работала штурманом-практикантом в Северном морском пароходстве (Архангельск), в 1942 году получила диплом штурмана малого, а в 1945-м – дальнего плавания. Пять лет была капитаном китобойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии.
В 1955 г. стала первой в мире женщиной-капитаном большого морозильного траулера МТФ. Ходила по северным морям на траулерах «Николай Островский», «Новиков-Прибой», танкере «Пирятин»… Не было случая, чтобы она не справлялась с заданием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Заслужила авторитет творческого промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.
В её честь назван траулер МТФ, улицы в Мурманске и Владивостоке. Ей посвящён документальный фильм «Валентина Орликова – единственная в мире женщина-капитан китобойного судна».
Свыше сорока лет посвятила арктическим рейсам единственная в Мурманском морском пароходстве (ММП) женщина-капитан дальнего плавания, почётный работник морского флота и почётный полярник Людмила Анатольевна Тибряева. Её считают первой в мире женщиной – арктическим капитаном.
Она родилась в 1947 году в далёком от моря Джамбуле, но с детства мечтала о капитанском мостике и прилагала усилия, чтобы заветное желание исполнилось. Свою полярную карьеру Людмила Тибряева начала в 1967 году с работы матросом на судах ММП. Путь от матроса без класса до помощника капитана занял 20 лет. Ходила на ледоколе «Капитан Белоусов», на пароходах «Художник Крайнёв», «Павлик Ларишкин», дизель-электроходе «Обь», на теплоходах «Дедовск», «Доброполье», «Дагестан», «Вася Шишковский» и др.
С 1987 г. – капитан теплоходов «Тикси» (ледокольно-транспортное судно «Тикси» она провела из Европы в Японию Северным морским путём), «Капитан Данилкин», «Юрий Аршеневский» и др. С 1997 – капитан на судах NB Shipping company – дочерней компании ММП. С 2002 г. вновь водила суда ММП, будучи единственной в российском флоте женщиной – капитаном крупнотоннажных судов. С 2007 г. на пенсии. Она посвятила всю свою жизнь морю и, несмотря на все трудности, стала настоящим профессионалом своего дела.
Женская полярная команда «Метелица»
Особый след в истории покорения Арктики оставила женская полярная научно-исследовательская лыжная команда «Метелица», созданная выпускницей МАИ, мастером спорта по лыжным гонкам Валентиной Кузнецовой (1937–2010) в 1966 году (впоследствии – Международная общественная организация «Международный полярный экспедиционно-спортивный центр «Метелица»). С 1974 года команда начала совершать экспедиции в Арктику, а с 1988-го и в Антарктиду. В итоге, лыжня «метелиц» рассекла Заполярье 13 раз!
В мае 1979 года «метелицы» прошли по следам экспедиции Георгия Седова (остров Рудольфа – остров Хейца в архипелаге Земля Франца-Иосифа). Их сопровождал единственный мужчина – пёс Амур, лучший медвежатник Арктики. К тому времени к команде присоединилась потрясающая Ирина Соловьёва – полковник военно-космических сил, дублёр космонавта Валентины Терешковой, старший научный сотрудник центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, кандидат психологических наук. Вместе с «Метелицей» в течение 10 лет она в нескольких экспедициях отрабатывала программу психологической подготовки женщин для работы в экстремальных условиях.
В 1995 году, к 50-летию победы над фашизмом, «Метелица», пройдя на лыжах по дрейфующим льдам, покорила Северный полюс.
Создатель и руководитель Северного хора
Отдельное место в истории Заполярья и его культуре занимают Северный русский народный хор и его создательница Антонина Яковлевна Колотилова (1890–1962). Ещё в 1919 году она, будучи учительницей, организует в Великом Устюге самодеятельный женский ансамбль. В 1922 году в Москве на студии звукозаписи состоялась историческая встреча Колотиловой с самим Митрофаном Ефимовичем Пятницким – основателем знаменитого русского народного хора, которая стала толчком к созданию Северного хора.
Датой основания Северного русского народного хора считается 8 марта 1926 года, когда коллектив из двенадцати песенниц под руководством А.Я. Колотиловой дал свой первый концерт в Доме работников просвещения в Великом Устюге.
С 1931 года хор базируется в Архангельске. С 1940 года коллектив носит статус профессионального, с 1976-го – академического. В 1949 году А.Я. Колотиловой была присуждена Сталинская премия 2-й степени за концертные программы Северного хора, в 1960-м – почётное звание «Народный артист РСФСР».
C 1960-го по 2008-й год художественным руководителем Северного русского народного хора была Нина Константиновна Мешко. Она так говорила об основательнице Северного хора: «Колотилова! На Севере нет человека, который не знал бы этого имени. Оно популярно и любимо всеми северянами. И не только ими. Не раз случалось, иной любитель хорового пения старшего поколения на юге или в средней России переспросит: «Северный? Это откуда же хор? Из Архангельска? А! Колотиловский!»».
Как видим, женщины наряду с мужчинами оставили заметный след в истории освоения и изучения Арктики, в науке и культуре Заполярья. Недаром мужчины всегда выражают благодарность женщинам-полярницам с особой заботой и теплотой: «Спасибо вам, женщины, что согреваете Арктику. Без вас она была бы куда суровее…».
Первая часть публикации находится здесь.
Источник: Экспедиционный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов