• Филателия: Коренные народы Арктической зоны РФ. Часть 2

  • Back
03.10.2023 by 
Маркированный конверт Почты России 1993 года, посвященный «Празднику Севера». Фото из архива автора
Маркированный конверт Почты России 1993 года, посвященный «Празднику Севера». Фото из архива автора

Продолжаем филателистическое путешествие по Арктической зоне Российской Федерации и рассказ о коренных народах российского Севера, начатый здесь. В прошлый раз мы говорили об их культуре. И вот – новые аспекты.

Фирменным брендом, визитной карточкой творчества северян, конечно, является резьба по кости – народный художественный промысел и древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Художественная обработка кости промысловых и домашних животных в нашей стране получила особое распространение именно на севере. Наиболее известны два центра этого искусства, имеющие свои уникальные особенности и традиции, идущие из глубины веков. Это – Холмогоры и Ломоносово в Архангельской области, где традиционна ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений, и Чукотка, прежде всего – Уэлен, чей конек – скульптуры животных и гравировка по кости на бытовые темы.

На Русском Севере кость резали от Архангельска до Сольвычегодска, но центром, несомненно, являлись Холмогоры и окрестности. Именно здесь во второй половине XVII века складываются традиции и технологии промысла. Это было связано с обилием пригодного материала, который поморы добывали в северных морях. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые  клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки. Кроме «рыбьего зуба» северные косторезы любили работать с «голубой костью» – это бивни мамонта. Ископаемую кость находили на берегах морей и рек промысловики, выкапывали на пастбищах ненцы-оленеводы. Зубы кашалота также использовался холмогорскими мастерами.

Марка Почты СССР 1979 года, посвящённая Холмогорской резной кости
Марка Почты СССР 1979 года, посвящённая Холмогорской резной кости

Особым спросом костяные изделия пользовались в XVIII веке, они были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России. Русские цари почитали это старинное искусство. Пётр I не только покровительствовал холмогорским мастерам-резчикам, снабжал их образцами западного косторезного искусства, но и сам пробовал свои силы в этом ремесле. 

Изделия из кости пользовались большой популярностью у высшего дворянства. Ими украшались дома, их вручали важным особам в качестве памятных подарков и наград. В Оружейной палате в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге можно увидеть работы холмогорских косторезов, которыми пользовались русские правители. Известно, например, что Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Шахматы холмогорского резчика Осипа Дудина были приобретены для великого князя Павла Петровича. Во второй половине XIX века популярными у холмогорских резчиков становятся сюжеты быта ненцев: чумы, оленьи упряжки, собаки, сцены охоты.

В далёких 1957-1958 годах была выпущена целая серия марок «Народные умельцы», посвящённая народному искусству СССР. Среди них – почтовая марка «Северные косторезы». 

Марка Почты СССР 1957 года «Северные косторезы»
Марка Почты СССР 1957 года «Северные косторезы»

Художник-дизайнер А. Московец постарался передать на ней обобщённый образ русского косторезного искусства, облик мастера-костореза и произведений холмогорских мастеров той поры. В центре композиции размещён обобщённый портрет опытного костореза за работой. Некоторые черты лица позволяют определить более точно личность человека, послужившего основой для изображения на марке. Это известный холмогорский художник Анатолий Егорович Штанг. Здесь же крупным планом размещён нарядный кубок «Север», изготовленный художником совместно с Марией Петровной Синьковой в 1946 году. Рядом расположена типичная для северных косторезов скульптурная группа «Поездка на оленях». Скульптура юноши, сидящего на камне и читающего книгу, отсылает к ранней биографии великого учёного М.В. Ломоносова, родившегося и проведшего детство в Холмогорах. Композицию марки обрамляет ажурная рамка с классическим холмогорским орнаментом и сюжетом «Лиса и виноград». По-видимому, исходным материалом для неё послужил одноимённый нож художника Тамары Георгиевны Большаковой (Верёвкиной), изготовленный в 1953 году.

На рубеже XX–XXI веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается. Причём особенностью русских костяных предметов является их функциональность. Большинство изделий наряду с эстетической ценностью имеет практическое применение, и лишь незначительная часть служит исключительно для украшения интерьера.

Четыре года назад почтовое ведомство России вновь обратило на них внимание. На почтовых марках, вышедших в 2019 году, изображены фрагменты изделий Холмогорской резьбы по кости с сюжетами: ненецкая охота, птицы, заяц и орнамент.

Четыре марки Почты России 2019 года, составившие серию  «Холмогорская резьба по кости», а также приуроченные к их выходу конверт и гашение «Первого дня»
Четыре марки Почты России 2019 года, составившие серию «Холмогорская резьба по кости», а также приуроченные к их выходу конверт и гашение «Первого дня»

Чукотское искусство резьбы по кости также имеет многовековую историю. Русские познакомились с ней ещё в середине XVII века при освоении новых земель Берингового моря. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Вызывает интерес и их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Первая же полноценная мастерская, основной темой которой стала резьба по кости, появилась лишь в 1931 году в посёлке Уэлен. Её организовал чукотский мастер Вуквутагин, который объединил искусных мастеров округа. Это стало отправной точкой для промышленного развития промысла. Уже в 1932 году чукотским Интегралсоюзом было создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.

Советская власть способствовала развитию народных промыслов, и изделия чукотских мастеров отправились покорять мир на союзные и международные выставки. В это же время с ростом популярности промысла и мастерства резчиков статичные фигурки стали уступать место мини-скульптурам в разных позах. С их помощью статичным изделиям удалось придать динамику. А начиная с 1960-х годов среди изделий чукотских резчиков появляется всё больше скульптурных групп и даже целых составных композиций, где основным мотивом всё так же выступают сцены из жизни чукотского народа: охоты и другого быта.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1967 года из серии «Народное декоративное искусство», посвящённый чукотской резной кости
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1967 года из серии «Народное декоративное искусство», посвящённый чукотской резной кости

В 1977 году Минсвязи СССР выпустило серию маркированных почтовых конвертов «Искусство народов Севера». На них изображены работы чукотских мастеров – резчиков по кости.

Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». В. Н. Тырлов. «Ожидание», Н. Ф. Буглин «Северная мелодия»
Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». В. Н. Тырлов. «Ожидание», Н. Ф. Буглин «Северная мелодия»
Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». В.Н. Тырлов «Хозяин тундры», «Трио»
Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». В.Н. Тырлов «Хозяин тундры», «Трио»
 Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». А.А. Уженцев «Мальчик с собакой»
Почтовый конверт из серии «Искусство народов Севера». А.А. Уженцев «Мальчик с собакой»

А в нынешнем 2023 году мастера на Чукотке в Уэленской косторезной мастерской изготовили первую в мире марку из бивня моржа. На столь экзотической марке изображён популярный герой в преданиях народов Чукотки и воплощение духа ворона – Кутх, а также надпись на английском языке WALRUS TUSK STAMP, что означает – марка из бивня моржа. В дальнейшем мастера планируют продолжить изготавливать марки-виньетки из бивня моржа с художественными иллюстрациями чукотских сказаний. Куратор и вдохновитель этого проекта – историк почты и популяризатор филателии Валерий Сушков.

На марке изображена мифическая ворона Кутха
Первая в мире марка из бивня моржа. Чукотка. 2023 год

Пример оказался заразителен. В июне 2023 года косторез Владимир Чупров из Ловоозера по рисунку местного художника Ивана Демко  вырезал первую в мире  марку-виньетку на пластине из рога лося. На ней изображён представитель малочисленного коренного населения Мурманской области – саама – в национальном костюме на фоне северного сияния. Саам держит в руках рыбу. На костяной марке размещены надпись на английском языке «ELK HORN STAMP», что означает – марка из рога лося, персональный номер, начиная с первого, и уникальный номинал – один след лося (копыто лося), год выпуска марки – 2023. 

Марка вырезана на пластине из рога лося
Первая в мире марка из рога лося.  Мурманская область. 2023 год 

Но не только резьбой по кости прославилась Архангельская область, известна она и резьбой по дереву. Резному декору в северных домах уделялось очень небольшое место, было трудно «одеть» всю постройку резьбой. На Русском Севере любили украшать крыльцо наружной лестницы на второй этаж, которая шла вдоль стены избы. Большое внимание придавалось оформлению массивного столба, на котором держалось крыльцо, напоминавшее сказочный теремок.

А «изюминкой» архангельцев была щепная птица – резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщеплённой сосны, отчего птицы и назывались «щепными». По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом, является его оберегом. Кроме того, эта птица – символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения тёплого воздуха они вращались по кругу. Щепная птица традиционно не окрашивается, не покрывается лаком: считается, что живое дерево благотворно действует на человека. Со временем птица меняется, приобретая красивый, благородный цвет бронзы.

Совсем недавно, 25 мая 2023 года, в серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли четыре марки, посвящённые резьбе по дереву. И первая из них – щепная птица счастья или «поморский голубок», кстати, ставший в 2021 году официальным товарным знаком Архангельской области.

Марки Почты России 2023 года, посвящённые резьбе по дереву, из серии «Декоративно-прикладное искусство России», а также приуроченные к их выходу конверт и гашение «Первого дня» г. Архангельска
Марки Почты России 2023 года, посвящённые резьбе по дереву, из серии «Декоративно-прикладное искусство России», а также приуроченные к их выходу конверт и гашение «Первого дня» г. Архангельска

А что же с «важнейшим из искусств» – кино? Жизнь коренных народов Арктики не раз была показана в отечественных художественных фильмах. Только навскидку – «Начальник Чукотки», «Друг Тыманчи», «Великий самооед», «Последняя охота», «Пегий пёс, бегущий краем моря»… А вот филателистов в этом смысле почтовое ведомство не порадовало. Марок нет. После долгих поисков я нашёл единственный почтовый конверт по этой теме, посвящённый IV Московскому международному кинофестивалю 1965 года. На нём – фрагмент известного фильма режиссёра Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Напомню, действие ленты по сценарию происходит в некой заполярной Ужме, а снимали его в Республике Коми, в Инте. И даже на конверте мы видим оленя и местного жителя.

Почтовый конверт Минсвязи СССР 1965 года
Почтовый конверт Минсвязи СССР 1965 года

Почти та же история произошла и с изобразительным искусством. Его образцы, связанные с северянами, запечатлены лишь на нескольких почтовых карточках и открытках. Несколько примеров – перед вами. 

Почтовая открытка. Художник Д.К. Свешников. Чукотка. С большой земли. Издательство «Советский художник». 1955 год
Почтовая открытка. Художник Д.К. Свешников. Чукотка. С большой земли. Издательство «Советский художник». 1955 год
Почтовая открытка. Художник Д.К. Свешников. Чукотка. Скорая помощь. Издательство «Советский художник». 1956 год
Почтовая открытка. Художник Д.К. Свешников. Чукотка. Скорая помощь. Издательство «Советский художник». 1956 год
Почтовая открытка. В. Т. Давыдов. Чукотка. На берегу Мичигмена (Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ»). Издательство «Советский художник». 1959 год
Почтовая открытка. В. Т. Давыдов. Чукотка. На берегу Мичигмена (Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ»). Издательство «Советский художник». 1959 год
Почтовая открытка. Художник К.И. Шебеко. Дети Чукотки. Издательство «Советский художник». 1968 год
Почтовая открытка. Художник К.И. Шебеко. Дети Чукотки. Издательство «Советский художник». 1968 год

Национальные виды спорта

Образ жизни коренных народов Севера – это во многом испытание на прочность. Охотники и оленеводы должны быть ловкими, быстрыми, меткими, выносливыми. Истоки традиционных видов спорта – в повседневных занятиях: погоне за дичью, долгих переходах через тундру и тайгу, схватках с хищниками и неприятелями.

Пожалуй, главный вид спорта, который традиционно присутствует в жизни буквально всех коренных народов Арктики – это гонки на оленьих упряжках

Марка Почты СССР 1963 года, посвящённая гонке на оленях
Марка Почты СССР 1963 года, посвящённая гонке на оленях
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый гонкам на оленьих упряжках
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый гонкам на оленьих упряжках
Марка Почты России 1999 года, посвящённая гонкам на оленьих упряжках
Марка Почты России 1999 года, посвящённая гонкам на оленьих упряжках

В любом северном регионе от Мурманска до Чукотки ни одни праздник не проходит без этого зрелищного соревнования. Саамы, долганы, нганасаны и энцы, эвенки, юкагиры, ненцы, селькупы и ханты… Все оленеводы демонстрируют во время состязаний силу, ловкость и мастерство. А зрители пробуют национальную кухню и участвуют в конкурсах и мастер-классах по национальным ремёслам коренных народов Севера.

Самый главный, традиционный и ежегодный  в Заполярье, конечно же, большой культурно-спортивный «Праздник Севера». Он проводится в Мурманской области с 1934-го, и в следующем году отметит свой 90-летний юбилей. Кроме гонок на оленьих упряжках он включает в себя соревнования по десяти видам спорта – от традиционных, национальных – до современных, экстремальных. Филателистические артефакты, посвящённые «Празднику Севера» просто не передаются подсчёту. Их очень и очень много. Приведу лишь некоторые.

Один из ранних маркированных конвертов Минсвязи СССР, посвящённых «Празднику Севера». 1970 год
Один из ранних маркированных конвертов Минсвязи СССР, посвящённых «Празднику Севера». 1970 год
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года, посвящённый 40-летию «Праздника Севера», со спецгашением
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года, посвящённый 40-летию «Праздника Севера», со спецгашением
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1984 года, посвящённый 50-летию «Праздника Севера», со спецгашением
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1984 года, посвящённый 50-летию «Праздника Севера», со спецгашением
Односторонняя маркированная карточка Почты России 2009 года, посвящённая 75-летию «Праздника Севера»
Односторонняя маркированная карточка Почты России 2009 года, посвящённая 75-летию «Праздника Севера»

Метание топора на дальность – один из популярных видов спорта у северян. Умение метать топор – ценный навык, который помогал коренным жителям Арктики не только прокормиться, но и выжить в критической ситуации. Легенда о происхождении этого вида спорта гласит, что оленевод, любуясь полётом стаи лебедей, стал искать вокруг себя предметы, которые могли бы взлететь в небо, как птица. Для соревнований делают специальные топорики – с длинной рукояткой и длинным узким лезвием. Вес топора – не менее 350 г. У каждого спортсмена – обычно собственный топорик, сделанный своими руками.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый метанию топора на дальность
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый метанию топора на дальность

Метание тынзяна на хорей – ещё один из традиционных видов спорта Заполярья. Тынзян – это аркан, с помощью которого пастухи отлавливают оленя, а хорей – это шест, которым оленей погоняют. Хорей вертикально устанавливают в центре площадки, метание производится с любой точки радиуса круга. Для взрослых мужчин это – 15 метров, для женщин – 11. На переднем конце тынзяна – костяшка-сармик с двумя отверстиями, через которые протянут аркан. Традиционно тынзян изготавливается из кожи оленя, но правила современных соревнований допускают и аркан из искусственной кожи.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1975 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый метанию тынзяна на хорей
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1975 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый метанию тынзяна на хорей

Ещё одно единоборство, широко распространённое среди коренных народов Севера – национальная борьба. У неё много общего с вольной борьбой, но техника и правила отличаются: как от вольной борьбы, так и у разных народов. Эвены, коряки, эскимосы, ненцы, ханты, манси, чукчи – каждый народ называет этот спорт по-своему, и у каждого с ним связаны собственные традиции. Столь же зрелищны и соревнования по перетягиванию палки.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1975 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый соревнованиям по перетягиванию палки
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1975 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый соревнованиям по перетягиванию палки

Стрельба из лука распространена у большинства народов мира, в том числе у коренных жителей Арктики, однако везде свои особенности: материалы для изготовления лука и стрел, техника стрельбы. Например, изобретение лука часто становится отправной точкой в эвенкийских сказаниях. У народов Севера известно два вида луков – простой и сложный. Первый – согнутое в дугу и перетянутое тетивой древко. Второй – оружие, состоящее из нескольких деталей, у каждой из которых своё название: например, середина древка – это рукоять, конец – пальцы, обращенная к цели сторона – спинка. Тетиву эвенки, якуты, манси, чукчи делали из сыромятных ремней, у хантов были в ходу тетивы из конопляной или крапивной кудели. Способы крепления тоже отличаются: например, манси накладывают её на нарезку на древке, а чукчи или коряки – навешивают петлёй.

Марка Почты СССР 1963 года, посвящённая стрельбе из лука
Марка Почты СССР 1963 года, посвящённая стрельбе из лука

И, конечно, нельзя забыть и ещё об одном виде спорта, распространенном на Севере, – гонках на собачьих упряжках. Ведь он проистекает из самого образа жизни коренных местных жителей, и впитывают его они, как говорится, с молоком матери.

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый гонкам на собачьих упряжках
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1978 года из серии «Спортивные игры народов Севера», посвящённый гонкам на собачьих упряжках

Взгляд в будущее

В апреле 2021 года Правительство РФ утвердило программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Арктике, предполагающую в том числе обеспечение интернетом, развитие художественных промыслов и продвижение их продукции на отечественных и международных рынках, поддержку традиционного предпринимательства,  развитие туристической индустрии в местах проживания малочисленных народов, новые образовательные программы и ряд других мер. Всё это делается для будущего. А, значит, есть будущее и у арктической филателии. Ведь время летит быстро. И те дети Арктики, что были запечатлены на этой почтовой карточке 1991 года, сегодня – уже совсем взрослые люди. 

Односторонняя почтовая карточка Минсвязи СССР 1991 года с оригинальной маркой, посвящённая международному молодежному арктическому фестивалю «Дети Арктики»
Односторонняя почтовая карточка Минсвязи СССР 1991 года с оригинальной маркой, посвящённая международному молодежному арктическому фестивалю «Дети Арктики»

С первой частью обзора филателии коренных народов Арктической зоны РФ можно ознакомиться здесь.

Источник: Экспертный центр ПОРА. Автор Аркадий Романов

Category: История | Новости - Tags: - Comments: Комментарии к записи Филателия: Коренные народы Арктической зоны РФ. Часть 2 отключены