• Как геодезист Гвоздев не открыл Аляску. Часть 1

  • Back
05.09.2023 by 

Эта история про не особенно известного сейчас человека – геодезиста Гвоздева, который в 1732 году первым из европейцев добрался до Аляски, только этого никто не заметил.

Забавно, что у меня  (как возможно и у вас) из школьного курса истории совершенно не отложилось, что, помимо прорубания окна в Европу, Пётр I активно расширялся на восток. 

1719 год: Идет Северная война, строится Ладожский канал – гремят пушки, стучат молотки – государь с тайной миссией отправляет на Камчатку двух гардемаринов-геодезистов: картографировать Камчатку и Курильскую гряду. Эта экспедиция осталась в истории как экспедиция Евреинова и Лужина. (если поиграть в параллели, через пятнадцать лет король Испании точно так же отправит двух своих гардемаринов в южную Америку – заниматься примерно за тем же самым: картографировать и присматривать за иностранными учёными). 

Картина Евгения Широкова «Начало Великого Северного похода Витуса Беринга. Оса. 1733 г.»
Картина Евгения Широкова «Начало Великого Северного похода Витуса Беринга. Оса. 1733 г.»

Через шесть лет в 1725, незадолго до своей смерти, Петр I приказывает датскому мореходу Витусу Берингу узнать, «сошлась» ли Азия с Америкой, добраться до «города европских владений», «самим побывать на берегу, взять подлинную ведомость» – это так называемая первая камчатская экспедиция – в тот раз у Беринга ничего не получилось.

Маршрут Первой Камчатской экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова в 1725-1730 гг.

Ещё через два года в 1727 году (уже при Петре II) туда же отправляется казачий атаман из Якутска по фамилии Шестаков. Он вообще намеревается «приискать новых землиц», но с ним имеется геодезист Гвоздев, который заодно доплывает до берегов Америки. В 1733 году (прошло шесть лет, царствует Анна Иоановна) стартуют на восток отряды Второй Камчатской экспедиции. Десять лет девять отрядов (более тысячи человек) исследовали восточные земли, реки и Тихое море (Тихий океан). Масса геодезистов. Среди них – отряд Беринга-Чирикова, который высадился на берег Северной Америки положил начало её освоению (поначалу в смысле мены с местным населением и добыче мягкой рухляди и рыбьей кости). Кстати, на Аляске русские путешественники оказались первыми из европейцев. 

Новая карта открытий, сделанных российскими мореплавателями. Императорская Санкт-Петербургская академия наук. 1784 год
Новая карта открытий, сделанных российскими мореплавателями. Императорская Санкт-Петербургская академия наук. 1784 год. Источник: Картографический фонд РГО

Легко ли без протекции и денег?

Если ты солдатский сын-сирота и живёшь в Москве, как Михайло Гвоздев, можно, воспользовавшись квотами, постараться поступить в московскую Школу математических и навигацких наук. Навигацкую школу – ту саму, в которой учились Саша и Алёша из Гардемаринов. 

Здание Сухаревой башни, где помещалась школа
Здание Сухаревой башни, где помещалась школа

С нашим героем поступление случилось лет в пятнадцать (точной даты его рождения мы не знаем) в 1716 году. Звучит как путь к успеху? Вроде бы да. Но, чтобы учиться, нужно на что-то жить, где-то квартировать и покупать перья и чернила (а также хлеб и чулки). Если вам родители или покровитель не выдают довольствия, можно податься на стипендию, заполнив соответствующее заявление: «Державнейший царь, государь милостивейший! По твоему, великого государя, указу учимся мы, нижеимянованные рабы твои, в школе математико-навигацких наук, а твоего, великого государя, жалованья нам, рабом твоим, ис Преображенского приказу сироцкого жалованья не даетца, а в математической школе нам не определено ж. Всемилостивейший государь, просим вашего величества, вели государь, нам рабом твоим, определить своё, великого государя, жалованья против нашей братьи. Вашего величества нижайше рабы математической школы ученики Фёдор Апушкин, Михайло Гвоздев. Генваря в 30 день 1716 году.». 

К счастью, стипендию Гвоздеву с Апушкиным одобрили и решено было выдать «кормовых денег против их братьи в арифметике по четыре деньги человеку на день». Можно начинать учиться. 

Про навигацкую школу

Почему «братьи по арифметике»? Давайте пару слов про Московскую навигацкую школу (она же Московская Академия (не путать с Морской). В 1701 году Петр I открыл её как первое в стране учреждение, где обучали навигаторов, артиллеристов, инженеров, моряков и  картографов. По задумке она была открыта для дворянских и «приказных» детей (т.е. детей госслужащих), но постоянно случался недокомплект и можно было добирать требуемые 300 человек (примерно столько одновременно обучалось в Академии) из разночинцев и духовенства. Размещалась она в Сухаревой башне, заведовал ею Яков Брюс (тот самый, которого москвичи считали колдуном), на крыше башни для практических занятий по астрономии располагалась обсерватория. 

Яков Брюс в мультфильме «Тайна Сухаревой башни»
Так выглядел Яков Брюс в мультфильме «Тайна Сухаревой башни»

За год до поступления Гвоздева в Московскую Академию – была основана Петербургская морская Академия. Так что с 1715 года геодезисты и штурманы, навигаторы заканчивали базовый курс в Москве, после переводились в Санкт-Петербург. Первый год в Московской школе учили арифметике (на неё отводился год). Поэтому фактически «братья в арифметике» – это «прочие первокурсники». С повышением курса стипендия увеличивалась. Учили разному (как в институте): геометрии плоской и сферической, картографии плоской и «меркаторской», то есть это уроки «карт и планов» по нашему, навигации, астрономии, геодезии, фортификации, живописи и «на рапирах» (последние два предмета шли по году и были у старших гардемаринов). В основном, образование было естественно-научным, и за исключением рапир очень похожим на учебный курс геодезического факультета в МИИГАиКе. Правда, там есть секция исторического фехтования, так что, наверное, на рапирах тоже можно.

Легко ли студенту-геодезисту в 18 веке найти производственную практику? Да вообще как нечего делать. Специалистов было мало, в 1721 году начался национальный проект инструментальной съёмки страны – картографов и «сочинителей ландкарт» (сухопутных картографов) с руками отрывали. Это, правда, делали ещё не учёные: Жозеф Николя Делиль, первый профессор астрономии Петербургской академии наук только в 1725 году прибудет в Россию (Петр I долго хантил его как специалиста, однако процесс релокации завершился уже после смерти императора). 

В 1721 году (ему лет 20) Гвоздев призван «для описывания рек к поселению драгунских и пехотных полков и «под селение» полковых штабных дворов». Прослеживается традиционная студенческая ротация Москва-Питер и окрестности. Пока всё очень узнаваемо. В возрасте примерно 26 лет (про год его рождения никто не знает) В 1727 году Михаил сдаёт экзамен и получает чин геодезиста (это не квалификация это именно чин с приглающимся к нему жалованьем). И тут же его забирают в экспедицию (проблемы с поиском работы после института? О чём вы?). Молодые специалисты в те времена разлетаются, не успев защититься. Потому что родина требует «новых землиц». 

Экспедиция Шестакова-Павлуцкого.

Мир в 18 веке был не то, что сейчас (хотя я уже сомневаюсь). А вот расстояния совершенно те же. Пока геодезист Гвоздев учился в Морской академии да готовился к сдаче квалификационных экзаменов, казачий атаман из Якутска обивал пороги высоких канцелярий. Это был не просто казак: Афанасий Шестаков, за верную службу получил личное дворянство. Много лет он продвигал идею исследовать Охотское море, Камчатку и окрестности на предмет оптимизации сбора ясака (дани с местного заселения), замирения коряков и приискания новых землиц. А вдруг рядом ресурс, который никто не заметил ещё? Ресурс надо брать, пока его не взял кто-то другой. 

Он так намозолил глаза чиновникам у себя в Якутске, что про него даже написали, что «мореходцы самохотно в вышеозначенные места для сыску новых земель и островов… позволения и отпуску себе просят». Вон мореходцы даже карту нарисовали: Шестаков был человек дельный и конкретно на карте (пусть и не в масштабе) отрисовал – какие места будет исследовать:

Карта из Википедии, пусть не смущает её современный вид. Дело в том, что оригинал Шестакова не сохранился. Сохранился французский «список» с его карты, который позже перевели обратно на русский язык

Карта и четкость бизнес-плана начальство в Петербурге заинтересовала (да, это были те времена, когда можно было попробовать приехать к людям в кабинетах и поговорить. Кроме шанса попасть в застенок и на дыбу, был шанс на успех). Экспедицию утвердили, однако признали, что карта всё же составлена не специалистом, а для учёта ресурсов куда как полезно было бы иметь точную карту от профессионала. И приставили к этой экспедиции нашего главного героя – свежевыпустившегося геодезиста Гвоздева.

Продолжение следует.

Источник: блог Лига историков