• Лоцман древнейшая профессия

  • Back
24.08.2023 by 
Переход лоцмана на судно

В средние века в мореплавании произошло существенное расширение границ, начавшее эпоху Великих географических открытий. Это повлекло за собой не только совершенствование морских судов, но и средств навигации. Сложные средства навигации, такие как астролябия, требовали специального обучения для правильной работы, а так как усложнение судна требовало от капитана всё больше времени и сил на управление командой и контроль за расходом припасов. 

К середине XV в. возникла настоятельная необходимость иметь на судах специалиста по навигации – штурмана, на которого возлагалась обязанность обеспечения точности определения места судна и безопасности плавания. Для этого нанимался отдельный человек, сочетавший в себе знания математики, лоцманского дела и астрономии.

Штурман – человек, управляющий судном (от голландского stucor – руль, управление, man-человек).
В Испании и Португалии XV – XVI веков такой человек назывался пилотом-лоцман открытого моря.

Лоцман – человек, прокладывающий путь.
Лоцман – слово голландское. Оно состоит из двух частей: lood – путь и man – человек. 
Лоцманство – старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Со времени зарождения мореплавание оно было связано с выбором выгодного и безопасного пути судна. Упоминание о лоцманах встречается у Цицерона в его сочинении «De Senectute», Овидия в «Метаморфозах», в произведениях Горация, Виргилия, Демосфена и других авторов древности и иных источниках. 

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, проводившие суда исключительно в открытом море на любые расстояния и по любым направлениям; ко второй категории относились лица, занимавшиеся проводкой судов исключительно вблизи берегов или осуществляющих вывод, или ввод судов в порты. Лоцманы первой категории именовались лоцманами открытого моря, лоцманы второй категории – лоцманами прибрежного плавания. Лоцманы открытого моря были первыми штурманами, могущими определить место судна в океане и проложить нужный курс.

Лоцманы открытого моря отмечая местонахождение судна по карте, определяли путь по компасу (со времени его появления), пользовались астролябией для исчисления высоты солнца и звёзд. Никто, кроме лоцманов, не умел пользоваться инструментами, которые они применяли в своей практике. Имеются источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла и квадрантами, а также компасом и морскими картами. Лоцманы открытого моря были первыми штурманами, могущими определить место судна в океане и проложить нужный курс.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нёс одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках.

В поисках пути в Индию, великие португальские мореплаватели пользовались услугами лоцманов открытого моря. 

Перу де Аленкер – лоцман открытого моря, в 1487 году был назначен главным штурманом экспедиции Бартоломеу Диаша, которая открыла мыс Доброй Надежды, а через десять лет, в 1497 году — штурманом корабля «Сан-Габриэл», флагмана армады Васко да Гамы. Фигура Перу де Аленкера присутствует на Памятнике первооткрывателям в Лиссабоне.

Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании неизвестных земель на западе, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал Колумба в его великом походе лоцман Барталомей Руис. 

История донесла до нас имена и некоторых других известных лоцманов открытого моря этого периода: например, уроженец Гавра Гийом Ле Тестю, Жак Деволькс – описавший вопросы географии, навигации, картографии, управления судном в открытом море.

Лоцман открытого моря-штурман Уильям Адамс в 1598 году принял участие в экспедиции на Дальний Восток. В плавание через Атлантический и Тихий океаны отправлялась флотилия из пяти голландских кораблей под командованием Якоба Маху. Адамс был приглашён в качестве лоцмана открытого моря-штурмана. Экспедиции должна была обогнуть Южную Америку и достичь Японии.

С развитием судоходства в мире всё большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. Государства начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. 

Стали образовываться лоцманские союзы и общества, которые занимались регулированием и осуществлением лоцманского промысла под контролем государства. Во многих крупных портах Англии существовали ассоциации, гильдии, «Морские братства» (Fraternities of the Sea), которые, наряду с другими задачами (религиозные и социальные функции) занимались отбором и контролем деятельности лоцманов и судоводителей в портах своей ответственности.

Наиболее известное из первых лоцманских союзов Англии – братство лоцманов при церковном приходе святого Климентия (устав братства был подписан королём Яковом I).

В 1513 году гильдия моряков направила петицию королю с просьбой ввести лицензирование деятельности судоводителей на Темзе. 

В 1514 году Генрих VIII даровал хартию руководству нового братства – to The Master, Wardens and Assistants of the Guild Fraternity or Brotherhood of the Most Glorious and Undivided Trinity and of Saint Clement in the Parish of Deptford Strond in the County of Ken. Кратко её название – Тринити Хаус, по названию церкви в Детфорде.
По решению Генриха VIII новая организация должна была заниматься подготовкой, лицензированием, и сопровождением деятельности специалистов каботажного плавания в Англии. 

Во главе новой организации был поставлен Мастер. Помимо Мастера, руководство Тринити Хаус включало четырёх инспекторов («уорден», warden) и восемь заместителей (assistant), избираемых ежегодно всеми членами гильдии моряков. Членами нового братства могли стать только английские моряки.

Trinity House являлась (и является до сих пор) крупнейшей организацией, курирующей деятельность лоцманов этой страны с начала XVI в. 

Основными нормативными актами, регулирующими её деятельность, стали лоцманский устав 1853 г., нормативные акты 1863 г., Устав о лоцманах 1871 г., раздел Х закона о торговом мореплавании 25 августа 1894 г., а затем и лоцманский закон 1913 г.

Лоцманская проводка судов и сегодня, несмотря на влияние современных технологий, является важным элементом обеспечения безопасности торгового судоходства вообще, проливов, рек, каналов и портов.
С развитием законодательства изменялась структурная организация лоцманской службы, а также роль лоцмана на борту судна и его правовое положение во время проводки. 

Некоторые страны объявили лоцманскую службу государственной и установили свою монополию на право её осуществления, превратив лоцманов в государственных служащих (Бельгия, Норвегия, Швеция); другие, хотя и установили своё право контроля над деятельностью лоцманских служб, не подчинили их себе в административном отношении (в Англии, Франции, частично Германии, – образовывались лоцманские общества корпоративного типа).

В России показывает, что этот вид деятельности уже был известен давно и именовался в XV-XVI вв. «возжевым» промыслом. Первыми русскими лоцманами следует считать лоцманов реки Невы, которая была ключевым пунктом древнего морского пути из Скандинавии (Балтийское море) в Византию (Чёрное море). Этим путём новгородцы вели морскую торговлю с ганзейскими городами. В тот период лоцманская проводка не носила организованного характера, деятельность лоцманов никем не контролировалась и не направлялась. Осуществляли лоцманскую проводку рыбаки или крестьяне – жители прибрежных мест.

С расширением и развитием торговых связей России, когда в её порты начинает приходить всё больше судов из западноевропейских государств, в связи с этим в XVII в. государство впервые санкционирует занятие лоцманским промыслом.

Первые официальные сведения о деятельности русских лоцманов следует отнести к 1653 г., когда царём Алексеем Михайловичем (отцом Петра I) была дарована грамота архангельскому рыбаку Ивану Котцову, согласно которой ему и его товарищам разрешалось проводить торговые суда по Белому морю и р. Северная Двина.

Всё более развивающееся судоходство сделало профессию лоцмана весьма выгодной. К регулированию промысла государство подошло с точки зрения регулирования любого коммерческого дела: было установлено, что право на лоцманский промысел сдаётся с торгов на откуп. Однако введение откупа резко снизило профессионализм лиц, обеспечивающих безопасность плавания, вследствие чего откупную систему ликвидировали и лоцманскую проводку судов мог осуществлять каждый, кто хорошо знал местные условия плавания. 

После введения этого нового порядка лоцманы некоторое время находились в подчинении таможен, затем губернской власти, а впоследствии адмиралтейства, что стало подчёркивать государственную важность данной профессии (лоцманов стали называть коронными).

В 1710 г. издаётся инструкция, регламентирующая лоцманскую деятельность. В ней определялись права и обязанности лоцманов, включая расстановку навигационных знаков, и устанавливалась их подчинённость старшему лоцману, являющемуся старостой.

После проведения организационных мероприятий по созданию лоцманских служб появляется ряд законодательных актов, устанавливающих обязанности лоцманов, а также их преимущества и льготы. К этим актам, в частности, относятся Положение «О лоцманах» (1781 г.) и Закон «О лоцманах и проводниках» (1781 г.).
Указанное законодательство регулировало лоцманскую деятельность до конца XIX в. В 1890 г. появился новый нормативный акт – «Положение о морских лоцманах». Согласно Положению, заведование лоцманским промыслом на всех морях Российской империи было сосредоточено в Морском Министерстве при Главном гидрографическом управлении.

Непосредственное руководство лоцманами на местах возлагалось на начальников торговых портов. Положение предусматривало организацию лоцманских обществ, действовавших на основании частных уставов, которые утверждались в каждом конкретном случае Морским Министерством по согласованию с Министерством торговли и промышленности. Общества лоцманов состояли из лоцманского старосты, избираемого лоцманами из своей среды, старших и младших лоцманов и лоцманских учеников. В административном отношении общества подчинялись особым лоц-командирам и их помощникам, утверждаемым морским ведомством. При малочисленности лоцманского объединения закон предусматривал образование лоцманских товариществ, создававшихся на основании письменного договора участников, который утверждался местным губернатором или градоначальником (ими же назначался староста товарищества).

Таким образом, в России в 1890 г. были окончательно ликвидированы коронные лоцманы и лоцманская служба в основном стала строиться на корпоративных началах.

В различных странах лоцманская проводка осуществляется государством в лице государственных лоцманских служб либо негосударственных лоцманских организаций исключительно на некоммерческой основе. Лоцманский сбор расходуется исключительно на цели обеспечения лоцманской проводки судов. Нигде в мире нет частных лоцманских компаний, работающих на коммерческой основе с целью извлечения прибыли.

Лоцманская проводка судов — это обязательная услуга для судовладельцев, которая гарантируется государством. На судах иностранного флага лоцман является официальным представителем государства порта.

Лоцман выполняет от лица государства ряд функций публично-правового характера и обязан докладывать в соответствующие инстанции: о любых изменениях на фарватерах, которые могут создать угрозу безопасности мореплавания, о любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, или с другими судами в обслуживаемом районе, о невыполнении капитаном судна правил плавания либо правил предотвращения загрязнения с судов. На практике лоцман также сигнализирует о фактах незаконной посадки/высадки пассажиров, погрузки/выгрузки не декларируемых грузов и так далее.

Лоцман является со­ветником капитана, и его присутствие на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность судна. Лоцман не вправе без согласия капитана покинуть судно раньше, чем поставит его на якорь, отшвартует, выведет в море или будет сменён другим лоцманом. Лоцман может отказаться от проводки, если капитан дей­ствует вопреки его рекомендациям. С про­водимых судов по определенным тарифам взимается лоцманский сбор, в том числе в случае отказа от услуг прибывшего на борт лоцмана. В России ответственность за аварии по вине лоцмана несёт порт, которому он подчинён. Убытки возмещаются в пределах аварийного фонда порта, который слагается из процентов сумм лоцманских сборов за предшествующий аварии календарный год.

P.S.
В Кодексе торгового мореплавания (КТМ РФ) морским лоцманам посвящена отдельная глава №6. Однако за 20 лет после его принятия в России появились частные лоцманские компании, а лоцманская деятельность в целом так и не урегулирована. 

Автор Леонард Позолотин