• Покорители крайнего севера: Фритьоф Нансен

  • Back
07.08.2023 by 
Парусник во льдах
Яндекс Картинки

К концу 19 века было много попыток достичь Северного полюса, но все они были неудачными. Было так же и много теорий относительно того, что же из себя представляет пространство в близи Северного полюса. Например, была теория, что на протяжении полярного дня в районе Северного полюса существует открытое море, позволяющее судам спокойно в нём плавать, а на зиму оно замерзает. Поэтому все попытки покорить Северный полюс осуществлялись на специально подготовленных кораблях.

Согласно другой теории, все тёплые океанские течения: Гольфстрим и Куросио сходятся в точке Северного полюса, где тёплая вода, охлаждаясь погружается в пучину и следует обратно к экватору. Согласно природе конвекции здесь всё логично. Поэтому первая серьёзная попытка достичь Северного полюса была предпринята в 1879 году под началом лейтенанта Джорджа Делонга на барке «Жанетта». Экспедиция закончилась плохо. Из 32 человек команды погибло 19. Корабль был раздавлен во льдах и затонул. Через несколько лет (в 1884 году) остатки вещей той экспедиции найдут у берегов Гренландии.

Пароход «Жаннетта»
Пароход «Жаннетта». Википедия

Тут-то и появляется наш главный герой. Фритьоф Нансен. Норвежец, красавец, спортсмен, меткий стрелок и вообще любитель всего северного. В 27 лет самостоятельно на лыжах пересёк ледник Гренландии, чем поставил мировой рекорд переходов на лыжах. 

Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен. Яндекс Картинки

Он предполагает, что если остатки «Жанетты» и экспедиции Делонга нашли у Гренландии, хотя своё путешествие они начали в Чукотском море, значит дрейфом льда их перенесло через Северный полюс на другую сторону Северного Ледовитого океана. Дрейф льдов подчиняется морским течениям и теперь, чтобы достичь Северного полюса, достаточно того, чтобы судно было затёрто во льдах в районе Новосибирских островов, а всё остальное сделает дрейф ледника. На Северный полюс корабль доставят льды с комфортом.

Предполагаемый маршрут
Предполагаемый маршрут. Википедия

Такая идея завладела Нансеном. Вскоре он заказал специальный корабль, который мог бы противостоять льдам Арктики и стал готовиться к экспедиции. Корабль был усиленной конструкции, способный противостоять сильному давлению льда на корпус, и построен таким образом, что его днище было округлым как яйцо. При такой конструкции корпуса лёд не ломает корабль, а просто выдавливает его на поверхность без всяких повреждений. 

«Фрам»
«Фрам». Википедия

Нансен уже плавал в морях вокруг Гренландии в качестве молодого матроса – разнорабочего на судне тюленепромышленной компании «Викинг» и уже имел опыт плавания в северных широтах, поэтому готовился к экспедиции не абы как, а основательно. В 1893 году на воду было спущено судно, выполненное по спецзаказу для Нансена. Супруга Нансена окрестила его «Фрамом» (что означает «Вперёд»). «Фрам» имел на борту 8 шлюпок, в том числе 2 баркаса с палубами и парусным снаряжением. В случае гибели судна весь экипаж мог разместиться в этих баркасах и продолжить экспедицию. В том числе было 4 китобойных вельбота, прам (плот) и моторный катер.

Командовать «Фрамом» был назначен Отто Нейман Свердруп. Всех членов экспедиции Нансен набирал сам из 600 претендентов-норвежцев (экспедиция была сугубо норвежской). Всего команда насчитывала 13 человек, среди которых был Фредерик Ялмар Йохансен — кочегар и метеоролог, лейтенант запаса норвежской армии, тоже спортсмен-люжник. Будущий напарник Нансена по пешему переходу. Он согласился идти кочегаром за неимением другой вакансии.

«Фрам» отплыл 24 июня 1893 года из залива Пипервика от виллы Нансена «Готхоб» в Люсакере. Экспедицию провожали бурно с триумфом. В последнем норвежском порту вся команда пустилась в загул, после чего, на утро на ногах было только три человека: сам Нансен, капитан Свердруп и помошник капитана Скот-Хансен, которые едва управились со швартовами, чтобы выйти в плавание.

«Фрам» во льдах
«Фрам» во льдах. Википедия

20 сентября «Фрам» достиг Новосибирских островов, как и было запланировано, где 5 октября встал в дрейф во льдах. На борту был смонтирован ветрогенератор, что позволяло с комфортом дрейфовать во льдах. Единственной проблемой на тот момент являлась скука. Экипаж, как мог, развлекал себя. Устраивали шабаши вокруг корабля, любовались северным сиянием, один из членов экипажа – гимнаст, давал представления на льду, крутил сальто и т.п. Выпускали юмористическую рукописную газету. Впрочем, всё скоро скатилось до азартных игр.

Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° сш, двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. Нансен опасался, что, если скорость дрейфа будет постоянной, на пересечение полярного бассейна понадобится не менее 5—6 лет (зато с комфортом). В этот период было сделано замечательное открытие: на месте мелководного Полярного бассейна обнаружился океан глубиной до 3850 м. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

Выяснилось, что морские течения отклоняются от направления на Северный полюс кориолисовой силой. Таким образом течения не сходятся в точке над Северным полюсом, но движутся как бы по кругу, образуя своеобразный гигантский водоворот. 

Северный водоворот
Северный водоворот. Карта из Яндекс Картинки

14 марта 1895 года на трёх нартах Нансен и Йохансен выступили в поход. Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры. После многочисленных измерений пройденного пути норвежский путешественник пришёл к выводу, что льды дрейфуют против их движения, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние. Они как бы встали на беговую дорожку, в среднем преодолевая всего от 13 до 17 км в день. Слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40°C и −30°C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13′36′′ сш, они повернули к мысу Флигели, поставив рекорд достижению самой северной широты. Прежний был 86°13′24′′, то есть они оказались севернее предыдущих исследователей на 12′′ (370 м). А до Северного полюса оставалось около 400 км. 

Нансен и Йохансен отправляются в поход
Нансен и Йохансен отправляются в поход. Википедия

Для них всё закончилось благополучно. Нансен и Йохансен пешком и на каяках добрались до Земли Франца-Иосифа, где 17 июня 1896 года были подобраны экспедицией Фредерика Джексона, который с 1894 года находился на мысе Флора. 

«Фрам» всё это время благополучно дрейфовал, хотя команда начала скатываться к откровенному пьянству, а судовой доктор стал колоться морфином. Но несмотря на это 3 июня «Фрам» окончательно освободился изо льда и встал на плаву. Переход в Норвегию осуществлялся при попутном ветре, скорость судна временами достигала 9 узлов. Ночью 20 августа «Фрам» бросил якорь в Скьёрвё (ныне Шервёй), где Свердруп узнал о возвращении Нансена неделю назад. В полном составе экспедиция воссоединилась в Тромсё в 16:00 23 августа 1896 года после 17 месяцев разлуки.

Хотя Северный полюс не был покорён, но было сделано много открытий, касательно морских течений и дрейфа льдов, которыми пользуются и наши современники. Был открыт глубоководный океан в районе Северного полюса, таким образом развеян миф об открытой воде, наличия земли или островов на Северном полюсе. И как утверждал сам Нансен, был открыт отличный способ передвижения по льдам на нартах с собаками, хотя наши соотечественники уже более века пользовались таким транспортом.

Больше попыток покорить Северный полюс Ф.Нансен не предпринимал, но надолго стал самым авторитетным человеком в области исследований в крайних полярных широтах.

Источник: блог Пятая цивилизация