• Экспедиция Фритьора Нансена к Северному полюсу

  • Back
14.07.2023 by 
Фритьоф Нансен

Родившийся в 1861 г. в Норвегии исследователь Фритьоф Нансен был известным полярным исследователем, учёным и дипломатом. Среди его многочисленных достижений была попытка достичь Северного полюса на корабле «Фрам» в 1893 г.

История путешествия Нансена на «Фраме» началась в то время, когда Северный полюс ещё не был достигнут и преобладало мнение, что добраться до него возможно, только путешествуя по замёрзшему Северному Ледовитому океану. Нансен же был убеждён, что это не так и ледяная шапка постоянно находится в движении, дрейфуя по океану. Исследователь предположил, что существует морское транспортное течение, проходящее от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию. И, согласно его расчётам, ледовые массы перемещаются от Новосибирских островов до Гренландии за 700 суток. 18 февраля 1890 г. на заседании только что основанного Норвежского географического общества он сказал: «Бесполезно идти, как это делали прежние экспедиции, против течения, мы должны поискать, не найдётся ли течения попутного». Так было принято решение собрать экспедицию.

Фритьоф Нансен в Риме, 1886 г. / Источник: Giuseppe Felici / Национальная библиотека Норвегии / Wikipedia
Фритьоф Нансен в Риме, 1886 г. / Источник: Giuseppe Felici / Национальная библиотека Норвегии / Wikipedia

Идея встретила суровую критику. Эксперты не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник Адольф Грили назвал намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства». 

Но Нансена это не остановило. Чтобы осуществить задуманное, он спроектировал и построил специально адаптированное для плавания по льду судно «Фрам», которое должно было не только противостоять экстремальным условиям Арктики и выдерживать давление льда, но и дрейфовать вместе с ледяной шапкой через океан. Оно было построено с закруглённым корпусом, чтобы давление льдов выжимало корпус на поверхность. По словам Нансена, судно могло «выскользнуть, как угорь, из объятий льда».

Из 600 добровольцев в северную экспедицию были приглашены 12 норвежцев. Заместителем и капитаном корабля Нансен выбрал Отто Свердрупа. К команде присоединились опытные моряки: Теодор Якобсон, Сигурд Скотт Хансен, Хенрик Блессинг (врач), Ялмар Йохансен, Адольф Джоуль, Ивар Могстад, Антон Амундсен, Ларс Петерсен, Питер Хенриксен, Бернхард Нордаль и Бернт Бенцен.

Экспедиция началась в 1893 г., когда «Фрам» отплыл из Норвегии. Следующие три года корабль с командой будут дрейфовать через Северный Ледовитый океан, проходя массу испытаний. 

Карта экспедиции 1893-1896 гг. / Источник: fremantleboy, NormanEinstein, Ruhrfisch / Wikipedia
Карта экспедиции 1893-1896 гг. / Источник: fremantleboy, NormanEinstein, Ruhrfisch / Wikipedia

С самого начала путешествие было изнурительным: команда долгое время выдерживала сильный холод, темноту и изоляцию. Фритьоф Нансен даже заболел депрессией. В январе 1894 г. направление движения дрейфа стало неизменно северным. С учётом низкой скорости Нансен опасался, что, если скорость дрейфа будет постоянной, на пересечение полярного бассейна потребуется пять-шесть лет. К концу лета 1894 г. Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твердо решил отправиться в санный поход.

7 апреля 1895 г. Нансен и спортсмен и опытный лыжник Ялмар Йохансен предприняли смелую попытку — они решили погрузить вещи на сани, запряжённые собаками, а сами пойти до Северного полюса на лыжах. Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 г. на трёх нартах. Пеший поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние, собаки слабели, и приходилось забивать совсем измождённых и скармливать остальным животным. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40°C и −30°C. Когда все собаки погибли и состояние исследователей стало совсем тяжёлым, Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13′36′′ с.ш., они повернули к мысу Флигели. До Северного полюса оставалось около 400 км.

Обратный путь давался легче, однако приборы путешественников вышли из строя, а последние полученные данные о местонахождении оказались ошибочны. Оставшийся путь пришлось идти без приборов, определяющих время и местоположение. Неточные карты того времени ничем не могли им помочь, оставалось пройти как можно дальше до наступления зимы.

28 августа 1895 г. команда решила остаться на зимовку в неизвестном месте — это был мыс Норвегия в западной части острова Джексона. Они оборудовали землянку для ночлега из моржовых шкур и камней и питались медвежьим и моржовым мясом и салом. Температура в укрытии держалась на уровне 0°C, а полярные лисы расхищали и без того жалкие запасы полярников. И только 27 мая 1896 г. зимовщики продолжили свой путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Все собаки к тому времени были уже мертвы, поэтому пришлось передвигаться пешком, преодолевая разводья на каяках. Полярникам пришлось ещё не раз столкнуться с тяжёлыми испытаниями: однажды морж распорол парусиновый борт каяка и Нансен едва не утонул. 

По счастливой случайности 17 июня 1896 г. английский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон со своей экспедицией проходил через мыс Флора и нашёл обессилевших зимовщиков. «С одной стороны стоял европеец в клетчатом английском костюме и высоких сапогах, цивилизованный человек, гладко выбритый и подстриженный, благоухающий душистым мылом, <…> с другой — одетый в грязные лохмотья, перемазанный сажей и ворванью дикарь, с длинными всклокоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественный светлый цвет его нигде не проступал…», — описывал Нансен чудесную встречу. Джексон решил, что Нансен и Йохансен — единственные выжившие с судна «Фрам». 26 июля 1896 г. на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю Варде 13 августа. А 20 августа «Фрам» вернулся на родину полным составом. 

Нансен за работой в лаборатории Бергенского музея. Не ранее 1885 г. / Источник: Johan von der Fehr / Национальная библиотека Норвегии / Wikipedia
Нансен за работой в лаборатории Бергенского музея. Не ранее 1885 г. / Источник: Johan von der Fehr / Национальная библиотека Норвегии / Wikipedia

Экспедиция так и не достигла Северного полюса, но при этом имела оглушительный успех. Нансен доказал, что Северный полюс расположен не на суше и не на постоянном ледяном покрове, а на подвижном, непредсказуемом паковом льду. Инновационный дизайн корабля произвёл революцию в исследованиях Арктики. А собранные научные наблюдения внесли большой вклад в понимание Арктического региона. Как выразился председатель Королевского географического общества сэр Клементс Маркем, «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Правила, описывающие скорость и направление дрейфа льда, получили название «правила Нансена» и впоследствии широко использовались в полярных экспедициях XX в. 

Источник: Русские вести