• Лоцман, спасавший иностранных моряков у Новой Земли

  • Back
13.07.2023 by 

Он родился 29 января 1895 года в деревне Залохотье Приморского района Архангельской области в семье лоцмана местного Общества лоцманов. Деревня, близкая к двинскому устью, издавна считалась местом проживания местных «корабельных вожей», причём многие из них носили одну фамилию – Котцовы. Вот и отец, и прадеды Петра Ивановича принадлежали к выходцам того же профессионального племени. 

В 1911-м, окончив школу, Пётр пошёл по проторенной дороге – устроился лоцманским учеником в том же архангельском Обществе, а в межнавигационный период он решил учиться в Архангельском мореходном училище. Его он окончил в 1917-м и сразу же был призван на военную службу.

Курсант Пётр Котцов
Курсант Пётр Котцов

Котцова направили в Мурманск служить вахтенным начальником на посыльное судно «Соколица». Время было революционным и в ноябре того же года его, молодого парня избрали членом Центрального комитета в Мурманской флотилии. Демобилизовавшись, Пётр Котцов устроился работать помощником боцмана на небольшой пассажирский пароход «Фёдор Чижов». В мае 1918 года это судно было торпедировано немецкой подлодкой на пути в Архангельск, молодой моряк Котцов при этом получил ранение. После излечения в госпитале он вернулся в Архангельск, где его вскоре мобилизовали в белогвардейские войска. По пути к месту службы Котцову удалось бежать к «красным», стоявшим на тот момент в Онеге. Те и направили Котцова на военные корабли. Здесь он прослужил помощником командира ряда гидрографических судов вплоть до августа1937 года, получил звание капитана III ранга.

В Архангельске после демобилизации он устроился на работу в местной гидрографической базе, ходил в море на судах «Вихрь», «Песец», «Шторм», которые занимались лоцмейстерскими работами и промером глубин в Карских воротах, Югорском шаре и в юго-западной части Карского моря. То есть, практику он постигал, работая в зоне интенсивного и традиционного мореходства.

В 1942-м Пётр Иванович получил назначение капитаном парусно-моторного гидрографического бота «Мурманец», о котором многие в стране уже знали по участию этого судна (капитан И.Н. Ульянов) в операции по снятию участников дрейфующей советской экспедиции СП-1 со льдины в Гренландском море, а также по освобождению там же из ледового дрейфа экипажа ледокольного парохода «Георгий Седов».

«Мурманец» представлял из себя довольно скромное судно – водоизмещение – 430 тонн, 30 метров в длину, в ширину – 7,2, с мощностью болиндерного двигателя – всего в 150 л.с. Паровые ледокольные суда ему, конечно, не ровня. Построили бот норвежцы в 1929 году, и главным его предназначением стал не промысел, а ледовый патруль. Массовые промысловые угодья Арктики в те годы ещё только изучались и набирали силу, а у парусно-моторного «Мурманца» уже был заслуженный орден Трудового Красного Знамени на рубке. Капитана Котцова, отправленного в ледовые патрули, это ко многому обязывало, и он не подвёл.

Капитан Пётр Котцов
Капитан Пётр Котцов

С началом войны архангельский «Мурманец» после ремонта в Мурманске приступил к работе ледового разведчика в морях Арктики. Советское судно оказалось у Новой Земли единственным и участвовало в отслеживании, спасении и сопровождении транспортов разбитого фашистами союзного каравана PQ-17. Происходило это у восточного побережья Новой Земли. «Мурманец» тогда снял со шлюпок и с берега более 100 раненых и обмороженных моряков союзных транспортов «Олопана» (6069 тонн), «Вашингтон» (6978 тонн), «Алькоа Рейнджер» (5116 тонн)) и «Паулус Поттер» (7168 тонн), чтобы доставить их в Белушку и Малые Кармакулы.

Поиски моряков и транспортов разбитого каравана велись всё севернее вдоль западного побережья архипелага, в том числе у мыса Северный Гусинный нос, где полярный лётчик И.П. Мазурук обнаружил в одной из бухт американский пароход «Уинстон Сайлем» (6223 тонны). Опасаясь быть обнаруженным немецкими подлодками, капитан его, привёл судно к Новой Земле и посадил на отмель, высадив команду на берег. Чтобы американский транспорт ветром с севера и сильными течениями не забросило ещё дальше на камни, моряки «Мурманца» завели два становых якоря «Уинстона Сайлема» – один с кормы, другой с носа и сделали тщательный промер глубин на месте аварии.

В последующие дни на помощь подошли транспорт «Диксон», три английских корвета и минные тральщики Беломорской флотилии Т-32, Т-53, Т-31, Т-37. Часть грузов с союзного парохода краснофлотцы порой, стоя по пояс в воде, за двое суток передали на другие суда. Задуманное советскими моряками удалось – облегчённый «Уинстон Сайлем» смог сняться с камней и покинуть опасный район.

Парусно-моторный бот «Мурманец»
Парусно-моторный бот «Мурманец»

В навигацию лета 1943 года «Мурманец» покинул прибрежье Новой Земли и ушёл в направлении пролива Вилькицкого, что в Карском море. Здесь его обнаружили фашистские пилоты и атаковали. Капитан Котцов умелыми маневрами сначала увёл своё судно из под огня и укрылся, вплотную приблизившись к отвесным скалам залива. В результате при нападении немецкого самолёта «Мурманец» получил пулемётную очередь в деревянный корпус и был легко ранен один из матросов ледового разведчика.

Дальше «Мурманец» от мыса Желания на Новой Земле добирался далеко на северо-восток и дважды обнаруживал подвсплывшие немецкие подводные лодки. Капитан И.П. Котцов успешно уходил от них, скрываясь во льдах. В конце концов, судно пришло к Новосибирским островам Моря Лаптевых, где занималось снабжением полярных станций, успевая делать гидрологические разрезы и замеры, перевозить группы учёных из Института Арктики и Антарктики и в целом работать на составление прогнозов ледовой обстановки. Имя судна осталось на географических картах – в заливе Русская Гавань, у проливов на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа и в Море Лаптевых, а также в его честь назвали ещё и мыс юго-восточной оконечности Малого Таймыр.

Труд капитана Петра Ивановича Котцова отметили многими медалями, но особенно ценной наградой сам он считал своё звание «Почётного полярник». После окончания войны Пётр Иванович Котцов плавал капитаном на трофейных немецких пароходах Архангельской гидробазы «Яна» и «Моздок», участвовал в восстановлении разрушенных объектов Севморпути, устанавливал новое навигационное оборудование и ограждения, радиотехнические приборы и маяки.

Ставшего знаменитым на Севере «Мурманца» вывели из состава гидрографического флота в 1953-м, а на пенсию опытнейший моряк Котцов вышел шестью годами позже. Умер он 14 октября в возрасте 92 лет.

Похоронен капитан на Маймаксанском кладбище.

Лоцмейстерско-гидрографическое судно ледового класса «Пётр Котцов»
Лоцмейстерско-гидрографическое судно ледового класса «Пётр Котцов»

Увековечить имя капитана Котцова архангелогородцы решили в 1991-м, построив в Финляндии на верфи «Раума Реппола», специальное лоцмейстерско-гидрографическое судно ледового класса водоизмещением 1.850 тонн. Корпус судна сварной конструкции, спроектирован по смешанной системе набора, разделён шестью водонепроницаемыми переборками на семь водонепроницаемых отсеков, имеет транцевую корму. За рулём установлен ледовый шпор для защиты руля при плавании во льдах. Носовая оконечность судна усилена с учётом проводки вплотную за ледоколом приёмом «за усы», хорошими мореходными качествами, в том числе всхожестью на волну, управляемостью и устойчивостью на курсе. Удовлетворяет «Иван Котцов» и требованиям Правил Регистра СССР по непотопляемости при затоплении любого из семи его отсеков.

Этот теплоход способен выполнять промерные и лоцмейстерские работы при неограниченных районах плавания, принимать в трюмы экспедиционный груз в 120 тонн. При необходимости судно способно выгрузить его даже на необорудованный берег с помощью специальных кранов и самоходной металлической баржи. Сорок четыре моряка экипажа и члены экспедиций размещаются в комфортабельных условиях. На судне установлено экологически «безопасное» оборудование для кондиционирования воздуха, а также для очистки фекальных вод. Имеется и специальная печь для сожжения мусора.

Мне, к слову, довелось побывать на нём в последние минуты, когда «Капитан Котцов» уходил от причала архангельской гидрографической базы, чтобы работать на Балтике. Дальнейшие перемещения и работу судна я старался отслеживать

Буквально в прошлом 2022 году в СМИ объявили, что моряки-гидрографы вознамерились в Калининграде заменить прежнее оборудование «Ивана Котцова» на новое аналогичной мощности. Ремонт должен обеспечить продление срока эксплуатации судна по прямому назначению на 15 лет и позволит снизить расходы на его эксплуатацию. Обойдётся это в 470 млн рублей. Распоряжение о ремонте подписал премьер России М.В. Мишустин.

Источник: блог Шесть океанов