Кем работают люди, которые живут на Крайнем Севере? С одной стороны, вакансии тут мало чем отличаются от «материковых»: продавцы, учителя и врачи нужны везде. Но с другой – климат и природа всё же диктуют свои условия. Рассказываем о пяти северных профессиях, которые не получится найти в московском или питерском агрегаторе вакансий.
1. Работник «Красного чума»
В начале 30-х годов прошлого века советская власть организовала проект поддержки коренного населения Крайнего Севера. В него входили: ликвидация безграмотности, медицинская и ветеринарная помощь, политическое и культурное просвещение. Этот проект назывался «Красный чум».
Работало это так: в тундре устанавливали временный чум – традиционное северное жилище, но он был красного цвета. В чуме жили врачи, ветеринары и учителя, которые следовали за оленеводами и заботились об их здоровье и общем развитии. В 1975 году этот проект был свернут, однако в 2002 году в Ненецком автономном округе он возник вновь.
Теперь, правда, в «Красном чуме» оказывают только медицинскую помощь – и полевые условия сейчас только частичные. Врачи из центральной поликлиники живут в конкретных посёлках на маршрутах каслания (кочевания оленьего стада), а не передвигаются вместе с оленеводами. Работать в «Красном чуме» может любой местный врач, который пройдёт специальный курс.
2. Чумработница
В раннем СССР записи в трудовых книжках были у всех, даже у жён оленеводов и других кочевников. При большевиках этих женщин регистрировали в качестве оленеводов третьего разряда, назначая весьма низкую зарплату. При этом в их «трудовые обязанности» входили организация быта своих семей и воспитание детей.
В 2018 году в России официально ввели профессию чумработница. В них записывают лишь жён оленеводов, которые каслают вместе со своим мужем по тундре. Получается такая кочевая домохозяйка, которая содержит чум, ремонтирует и шьёт одежду, готовит пищу и ухаживает за детьми.
Это настоящая работа, которую нельзя недооценивать – без жён жизнь оленеводов была бы невозможной. За неё получают зарплату (около 15 тысяч рублей), запись об этой работе есть в трудовой книжке. Правда, устроиться на неё не так просто – нужно как минимум выйти замуж за оленевода.
3. Оленевод
Оленей в качестве домашнего скота начали использовать в конце первого тысячелетия до нашей эры – сперва как вьючное, затем как упряжное и спустя две тысячи лет как верховое животное. Сейчас народы северных земель разводят оленей для передвижения, а также как источник молока, мяса и шкур.
Да, сегодня у оленеводов больше технических инструментов. Например, передвигаться по тундре проще на снегоходах. Тем не менее организация кочевого оленеводческого хозяйства остаётся преимущественно традиционной: оленеводы семьями кочуют вместе со своими стадами по определённым маршрутам круглый год и живут в передвижных жилищах – чумах.
Всё это делает оленеводство не только видом животноводческого хозяйства, но самостоятельным, особым образом жизни тех народов, которые им промышляют. При этом оленевод – это профессия, которой можно обучиться в Арктическом ГАТУ в Якутске и даже получить штамп в трудовой. Сейчас зарплата оленевода составляет около 25 тысяч рублей.
4. Полярник
На самом деле как таковой профессии полярник не существует. При этом вы о ней точно слышали. Как так получилось? Дело в том, что полярниками называют всех, кто работает на Крайнем Севере (или Крайнем Юге) на полярных или дрейфующих станциях: учёных, инженеров, поваров, механиков, водителей, электриков и так далее. Каждый из них занимается тем же, чем занимался бы в любом другом месте: учёные-метеорологи следят за атмосферой, геологи изучают земную кору, повара готовят пищу, электрики обслуживают электросети. Только всё это происходит в условиях Крайнего Севера, на отдалённых станциях посреди ледяных пустынь.
Расположение определяет одну из главных особенностей работы полярника – вся она проходит на вахте. Специалисты постоянно сменяют друг друга, отрабатывая то время и те задачи, что поставлены для их экспедиции, и возвращаясь домой. Экспедиции могут длиться от нескольких месяцев (как российская экспедиция «Северный полюс – 40») до нескольких лет (как советская экспедиция «Северный полюс – 19», она длилась почти четыре года).
Чтобы попасть в команду и стать полярником, нужно подать резюме в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) в Санкт-Петербурге. Если в вашей специальности будет потребность, вас зачислят в резерв, из которого уже выбирают тех, кто отправится в ближайшую экспедицию на полярную или дрейфующую станцию.
5. Капитан атомного ледокола
Первые ледоколы появились давно – народы Севера использовали лодки, конструкция которых позволяет им как бы наползать на лёд и разбивать его своим весом. Именно этот принцип лежит в основе любого современного ледокола, даже в современных атомных ледоколах, работающих на энергии ядерных реакторов.
Специфика работы капитаном такого судна заключается не только в тяжёлых климатических условиях, но и в особом – спутниковом – способе навигации, обслуживании ядерного реактора, управлении судном с характерной для ледокола формой, которая делает его менее устойчивым на открытой воде, и прочих нюансах.
Не каждый захочет брать на себя такую ответственность, даже за зарплату, которая начинается от 150 тысяч рублей. Плюс недостаточно просто выучиться на капитана, нужно отработать на каком-нибудь судне несколько месяцев или лет, и уже только потом вас (возможно) возьмут на атомный ледокол. В отличие от других водных маршрутов, у ледокола нет чёткого пути – нужно постоянно лавировать среди льдин и не отвлекаться от штурвала. Чтобы управлять таким судном, нужно чувствовать его (как-никак в нём установлен атомный реактор), поэтому для того, чтобы стать капитаном ледокола, желающим придётся очень долго на нём прослужить.
Источник: Люди Севера. Автор Дмитрий Канавин