15 июля участники первого в истории конного перехода Оймякон — Москва достигли конечной точки маршрута. Путь длиной более 11 тысяч километров занял год и четыре месяца и прошёл по территории 15 субъектов Российской Федерации. Экспедиция проходила под эгидой Русского географического общества.
Лошадки Хаастаах и Хонор из якутского села Учугэй чувствуют себя хорошо. Они доказали свою невероятную выносливость и силу.
Двое потомственных коневодов Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев начали своё путешествие 15 марта 2021 года из Оймяконского улуса Якутии. С каждым было по две лошади. Экспедицию посвятили 390-летию вхождения Якутии в состав России и 100-летию Якутской АССР, которое отмечается в этом году.
Оймякон считается самым холодным местом в России. В день старта экспедиции температура воздуха опустилась до -52°C. Путешествие вообще было нелёгким. Изначальный маршрут, включавший в себя переход по территории Монголии и Казахстана, пришлось изменить из-за ветеринарных ограничений. Путь пролегал по конным тропам через горные хребты и степи, частично по федеральным трассам, а местами по бездорожью, в жару и стужу. Где-то путешественников заливал дождь, а где-то на десятки километров не встречалось ни одного водоёма. Беспокойство добавляли насекомые, особенно клещи.
В первый месяц пути, ещё на территории Якутии, лошади на три дня остались без еды и воды. Однако прошли сложный этап без задержек.
Якутская лошадь: животное на грани фантастики
Заведующий лабораторией технологии продуктивного коневодства Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова, доктор сельскохозяйственных наук Реворий Иванов рассказал об особенностях якутской породы.
— Абсолютная амплитуда температур в Якутии составляет около 100 градусов: в летнее время — 30 градусов жары, зимой — под 60 градусов мороза. И в таких экстремальных климатических условиях якутская лошадь круглогодично находится на открытом воздухе. В зимнее время лошадь сама добывает корм на пастбищах тебенёвкой, а летом ест зелёную траву.
Приспособительные качества якутской лошади выразились в форме и размерах её тела.
— Наша лошадь имеет бочкообразное туловище, короткие выступающие части тела: относительно короткие ноги и шею, короткие уши, — отметил Реворий Иванов. — Эти выраженные морфологические характеристики говорят о приспособлении к суровым морозам. В осеннее время лошадь набирает большое количество жира, который, во-первых, обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, во-вторых, в нём сохраняются энергетические вещества.
Кстати, по словам Иванова, жир якутской лошади имеет особенные качества. По сравнению с жиром других сельскохозяйственных животных в нём содержится много полиненасыщенных жирных кислот. Такой жир способствует накоплению большого количества энергии, благодаря чему якутская лошадь выдерживает суровые морозы.
— Породы, похожие на нашу лошадь, есть в других регионах России, где развито табунное коневодство, — это бурятская, тувинская, алтайская породы. Из зарубежных пород можно назвать монгольскую и казахскую лошадь. Но они уступают нашей лошади по степени приспособления к низким температурам, — резюмировал учёный.
В пути случались очень драматичные моменты. Так, Мичилу Неустроеву пришлось вернуться в Якутию, поскольку один его конь, 10-летний Айан, в результате несчастного случая погиб, а другая лошадь серьезно повредила глаз. Сначала появилась идея заменить животных, но потом решено было не нарушать изначальные условия перехода и чистоту эксперимента.
В Казани на замену опытному коневоду вышел сын Дугуйдана Винокурова. Девятилетний Дархан вместе с отцом пришёл к финишу экспедиции.
В среднем лошади проходили до 50 километров в сутки. По мнению Винокурова, это оптимальная дистанция, чтобы животные сумели восстановиться. Впрочем, однажды удалось поставить своего рода рекорд — 75 километров.
По всему пути следования участников экспедиции тепло встречали в региональных отделениях Русского географического общества.
Дугуйдан Винокуров мечтает объединить всех коневодов Дальнего Востока, Сибири, Урала и других регионов, чтобы устраивать совместные мероприятия и обмениваться опытом. В перспективе он хочет открыть музей якутской лошади.
— Я уверен, что это будет не менее интересный музей, чем музей мамонта. Думаю, он тоже будет народным, как и наша экспедиция, — сказал на одной из пресс-конференций Дугуйдан Винокуров, имея в виду поддержку, которую оказывали путешественникам не только власти Якутии, но и добрые люди в самой республике и на всём протяжении пути.
Кстати, пообщаться с отважными путешественниками и увидеть их замечательных лошадок можно будет в Москве на национальной якутском празднике Ысыах. Он пройдёт 30 июля в парке «Коломенское».
Источник: сайт Русского Географического общества. Автор Николай Сумароков