Первым кораблём, спущенным на воду в новой столице России, был прам. Так в военных флотах называли самоходные парусно-гребные плавучие батареи. По канонам военно-морской науки того времени, такие суда были незаменимы при обороне побережья от вражеских десантов и бомбардировки крепостей при их штурме с моря.
Построенный в Петербурге прам был в длину 24,4 м, в ширину 7,9 м, имел осадку 1,8 м и был вооружён 18 пушками. При необходимости (в случае штурма крепостей) на нём можно было поставить ещё 12 мортир (минометы того времени) и гаубиц (орудия, одинаково пригодные для стрельбы навесным огнём и прямой наводкой). Прам сразу отправили на остров Котлин для обороны крепости Кроншлот (с 1721 года Кронштадт), запиравшей шведам вход в устье Невы.
Всего на Адмиралтейских верфях до конца XVIII века было построено 13 прамов, которые участвовали в Северной войне при обороне Кронштадта и Ревеля и в Семилетней войне при взятии крепости Мемель. Но первый спущенный на воду в 1706 году в Петербурге прам был далеко не первым российским военным кораблём. Адмиралтейские верфи были заложены на два года позже Сясьской и Олонецкой верфей на Ладожском озере, где к 1706 году были построены уже несколько десятков морских судов, включая первый российский военный корабль, 28-пушечный фрегат «Штандарт».
Выход в Неву построенных на Ладоге кораблей, особенно морских с глубокой осадкой, был затруднён. По мере расширения Адмиралтейской верфи кораблестроение с Ладоги перемещалось в Петербург.
Строительство верфи началось на левом берегу Большой Невы 5 ноября1704 года. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие судна (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).
В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
В 1725 году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.
В 1799 году на территории Галерной верфи началась реконструкция, верфь получила название «Новое Адмиралтейство».
В 1800–1844 годах верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х годах территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.
Судостроительные верфи Нового Адмиралтейства и «Галерного островка», который до того находился в аренде Франко-русского завода, с 1 января 1908 года были объединены в «Адмиралтейский судостроительный завод».
До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.
До 1917 года здесь было спущено на воду около тысячи кораблей, включая броненосную батарею береговой обороны (прямую наследницу прамов) «Не тронь меня», первый в мире миноносец «Взрыв», знаменитый гидрографический корвет «Витязь», крейсер «Аврора», самые большие в русском флоте дредноуты проекта «Севастополь». В советский период на ленинградских верфях начали строить подводные лодки, в том числе атомные, а счёт спущенных на воду кораблей шёл на тысячи.
Источник: Коммерсант, Википедия