О специфике и секретах работы петербургских лоцманов рассказывает Леонид Ковалёв – начальник лоцманской службы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
– Леонид Иванович, сколько лоцманов трудится во ФГУП «Росморпорт»? Где несут свою службу лоцманы Северо-Западного бассейнового филиала?
– Всего в Северо-Западном бассейновом филиале – 117 лоцманов. Работа лоцманской службы филиала организована в двухсменном режиме, который позволяет оптимально распределять нагрузку лоцманов. Такой режим работы удобен и комфортен как для лоцманского состава, так и для агентских компаний, с которыми мы сотрудничаем. Ежедневно диспетчер лоцманской службы получает суточный график движения судов от службы капитана Большого порта Санкт-Петербурга и распределяет лоцманов для осуществления лоцманской проводки в соответствии с очередностью и квалификацией.
– Какие задачи решает сегодня лоцманская служба?
– Основная задача – это обеспечение безопасности проводимого судна и защита от загрязнения окружающей среды. Безопасность проводки судов достигается надлежащим качеством предоставляемых лоцманских услуг. Все лоцманы филиала проходят профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания РФ, положения о морских лоцманах, утверждённого приказом Минтранса России № 462 от 06.11.2020, а также резолюции ИМО 960(23) от 05.12.2003.
– Сколько времени занимает эта проводка?
– Расстояние от приёмного буя до порта составляет примерно 26 морских миль, это около 50 км. В летний период лоцманская проводка продолжается 2,5-3 часа, зимой время увеличивается в зависимости от ледовой обстановки. Лоцманская служба располагается в здании «Росморпорта» на 41-ом причале Большого порта Санкт-Петербург, где созданы все условия для подготовки к работе и отдыха лоцманов. Доставка лоцманов на судно осуществляется служебным автотранспортом и разъездным катером.
– Лоцмана доставили, он поднимается на судно…
– Где представляется капитану и знакомится с технико-эксплуатационными характеристиками судна, прорабатывает с капитаном предстоящий план перехода. Затем по разрешению службы капитана порта судно отходит от причала на выход из порта. По окончании проводки лоцман сходит на катер, который доставляет его в Кронштадт на базу Литке. За безопасность посадки-высадки лоцмана ответственность несёт капитан проводимого судна. Для чёткости и слаженности действий лоцман находится на связи с диспетчером лоцманской службы, которому сообщает о времени прибытия на базу, там лоцмана ожидает служебный автотранспорт.
Кроме ввода-вывода судов, лоцманы выполняют работы по их перешвартовке, перетяжке, постановке в док. Эти работы достаточно сложные, в них задействованы буксиры. Судну под проводкой лоцмана необходимо отойти от причала и пройти по каналам рядом со стоящими у причалов судами. Тонкая, почти ювелирная работа. Поэтому на перешвартовку обычно направляются опытные лоцманы, имеющие большой опыт работы в порту.
– В Усть-Лугу вы тоже лоцманов доставляете?
– Да. В морской порт Усть-Луга мы ежедневно доставляем лоцманов на служебном автотранспорте. В Усть-Лужском управлении, так же как в Санкт-Петербурге, организована двухсменная работа лоцманов и созданы все необходимые условия для труда и отдыха.
– Знакомый капитан признавался, что речники верят своему глазу и могут спокойно ходить с 10-20 см под корпусом, а для моряков важны приборы, и глубина меньше пяти метров для них – уже проблема…
– Важно понимать специфику управления в морских и речных условиях. Я сам морской капитан, имею большой опыт работы, однако у капитанов и старших помощников капитанов судов типа «река-море» серьёзные навыки управления именно в «ручном режиме». И мы ценим таких специалистов и стараемся использовать их опыт.
– Что, кроме перешвартовки, стоит отнести к непростым для лоцмана операциям?
– Например, проводку ледоколов «Арктика», «Виктор Черномырдин», буровых платформ, крупнотоннажных танкеров, таких как «Кристоф Де Маржери». 25 сентября 2022 года в док №5 Канонерского судостроительного завода мы завели танкер «Штурман Кошелев» дедвейтом 42 тысячи тонн, длиной 248 м и шириной 34 м. Судно достаточно маневренное, так как оснащено винторулевыми колонками. Постановку танкера в док осуществлял один из самых опытных специалистов службы – лоцман 1 категории Милютин Юрий Сергеевич.
– Лоцман – чаще всего капитан с солидным стажем работы?
– Опыт капитана ценен и важен в нашей лоцманской работе. Однако на работу лоцманом приходят и молодые капитаны, и старшие помощники. Хотелось бы отметить, что профессия лоцмана – особая профессия. И, чтобы стать хорошим лоцманом, необходима большая практика, умение применить все свои знание и опыт, накопленные за время работы в море.
– А кто может стать морским лоцманом?
– Гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям Положения о морских лоцманах. Оно утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Проще говоря, лоцманом может стать гражданин России, годный по состоянию здоровья и обладающий необходимыми знаниями и умениями.
– Во время проводки лоцман может лишь давать советы, а окончательное решение остаётся за капитаном?
– Лоцман выдаёт рекомендации капитану судна, капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований. Лоцман прежде всего должен хорошо знать район лоцманской проводки, быть коммуникабельным, обладать терпением, выдержкой, умением быстро оценивать ситуацию и принимать соответствующие решения. Все эти качества необходимы для осуществления успешной проводки судна.
– Капитаны часто не прислушиваются к лоцманским рекомендациям?
– Капитан вправе отказаться от услуг лоцмана при наличии достаточных оснований для сомнений в правильности его рекомендаций. Если лоцманская проводка судна является обязательной, то капитан должен потребовать заменить лоцмана. Случаи, когда капитан не следует рекомендациям лоцмана, довольно редки.
– Лоцман из другого порта может быть привлечён к проводке?
– Нет, не может. Лоцманское удостоверение выдаётся лоцману на определённые районы лоцманской проводки на акватории конкретного морского порта. Для расширения района оказания лоцманских услуг лоцману необходимо пройти практику по лоцманской проводке в новом для него районе и пройти квалификационные испытания.
– Насколько сложен для лоцманов Большой порт Санкт-Петербург?
– Каждый порт уникален по-своему, и проводка одного и того же судна в один и тот же порт в разные периоды времени может проходить по-разному. Это зависит от погодных условий, размеров проводимого судна, его технического состояния и квалификации экипажа, времени года, ледовой обстановки и других факторов.
– К приему больших пассажирских лайнеров вы готовились серьёзно?
– Для проводки круизных лайнеров мы начали готовить наших лоцманов заранее. Навыки проводки они оттачивали на моделировании в тренажёрном центре. Суда, заходящие в порт, имели длину до 333 м. Проводка таких судов – это очень ответственное дело. Поэтому на подобные проводки мы направляем опытных лоцманов 1 категории.
– Где в Финском заливе лоцманская проводка обязательна?
– Требования обязательной лоцманской проводки в порту определены в Обязательных постановлениях в морском порту. В этом же документе указано место приёма лоцмана. В восточной части Финского залива под проводкой лоцмана суда обязаны заходить в порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Приморск.
– Суда каких размеров могут заходить в Петербург?
– В порт Санкт-Петербург могут заходить суда длиной до 347 метров и осадкой до 11 м.
– По мнению капитана «Арктики», при проходе такого большого ледокола по Морскому каналу, у причалов не должно быть судов. Лоцманы разделяют эту позицию?
– Лоцманы разделяют эту точку зрения. По результатам моделирования, проведённого на тренажере в Крыловском научном центре, для безопасного прохождения ледокола по портовой части Санкт-Петербургского Морского канала рекомендуется считать обязательным условие отсутствие ошвартованных судов у причалов № 17-19.
– Кто организует моделирование?
– Инициатором моделирования является капитан порта, организует моделирование судовладелец. Моделирование проводится в морском учебно-тренажёрном центре с целью получения расчётов безопасной проводки судна. По результатам моделирования капитан порта принимает решение о возможности проводки судна.
– Какие факторы создают наибольшие опасности для судов в Финском заливе – сложная гидрология, погода, что-то ещё?
– Прежде всего гидрометеорологические условия. В остальном наши лоцманы готовы провести любое судно с разрешенными габаритами.
– Какие технические средства облегчают жизнь лоцманам?
– Оснащенность лоцманов постоянно совершенствуются. Они обеспечены планшетами с электронными картами. В настоящее время суда обеспечены современным радионавигационным оборудованием, значительно облегчающим работу лоцмана.
– Если жизнь заставит, лоцманам будет легко вернуться к бумажным картам?
– А мы от них не уходили. Бумажные карты на судах остаются как альтернатива электронным картам. В лоцманской службе также имеются откорректированные бумажные карты, которыми лоцманы пользуются при подготовке к проводке судна.
– По Неве вы суда водите?
– Лоцманы «Росморпорта» осуществляют проводку до Благовещенского моста в пределах морской акватории порта. Далее по Неве – зона ответственности речных лоцманов.
– Как строятся ваши взаимоотношения в процессе работы с СУДС?
– По пути следования на вход и на выход из порта лоцман обязан быть на связи с СУДС, докладывать своё местоположение при прохождении точек доклада. Оператор СУДС ведёт постоянное наблюдение за судном и информирует об изменяющейся обстановке и отклонениях от маршрута следования, что значительно помогает работе лоцмана.
– Кто оказывает лоцманские услуги в восточной части Финского залива, кроме Северо-Западного бассейнового управления?
– Лоцманские услуги – нелицензируемый вид деятельности. Оказывать их может любое юридическое лицо, зарегистрированное установленным порядком и имеющее в штате лоцманов, подготовленных должным образом. Кроме лоцманов «Росморпорта», в порту Санкт-Петербург осуществляют лоцманскую проводку лоцманы частной компании.
– Стоимость проводки у разных компаний отличается?
– Ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов отличаются, но незначительно. Информация о ставках можно увидеть на сайтах компаний, оказывающих лоцманские услуги.
– Почему для проводки «Арктики» выбрали вашу лоцманскую службу?
– Лоцманскую проводку заказывают судовладельцы через своих агентов. Почему выбрали лоцманов «Росморпорта»? Думаю, одна из главных причин заключается в том, что наши лоцманы имеют большой опыт сложных проводок, и нам доверяют.
– Где вы учились морскому делу?
– В 1991 году я закончил Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола по специальности «Судовождение на морских путях» с присвоением квалификации инженера-судоводителя. Свою трудовую деятельность начал в Мурманске, пройдя путь от 4-го помощника до капитана.
– Для вас, как капитана, какие порты были самыми сложными для захода?
– Работая в Мурманском морском пароходстве, мне посчастливилось ходить по многим морям и океанам, побывать во многих портах мира. Выделить конкретно какие-то сложные порты трудно, каждый уникален по-своему. Я бы отметил порты северной части Испании, где сложно осуществлять заход со стороны Бискайского залива, особенно при западных ветрах.
– Морозы 2011-2012 гг. в Финском заливе помните?
– В это время я уже работал на берегу. Однако до этого я неоднократно заходил в порт Санкт-Петербург. Ледовая обстановка была очень тяжёлой. Шли в караване друг за другом под проводкой ледокола, удерживая небольшую дистанцию.
– Какие суда из вашей морской биографии запомнились больше всего?
– Первое транспортное судно т/х «Михайло Ломоносов», на котором проходил практику. Капитаном на нём был Тонковский Валентин Александрович. Грамотный капитан. Человек уверенный и хорошо знающий своё дело, великолепный руководитель. На этом судне у меня был первый рейс за границу, первый практический опыт на руле. Море позитивных впечатлений.
– Лоцманом суда проводили?
– Я прошёл требуемую подготовку, но лоцманом не работал, моя должность начальника лоцманской службы предусматривает управленческие функции.
– На больших туристических лайнерах бывали?
– Бывал неоднократно, также участвовал в моделировании безопасного захода круизного лайнера в порт Санкт-Петербург. Суда такого типа легко управляются, имеют мощные подруливающие устройства, которые позволяют осуществлять безопасную швартовку.
– А с винторулевыми колонками вы в своей морской практике сталкивались?
– Да, приходилось. Проходил практическое обучение в Крыловском научном центре. Такие суда маневренны, удобны в управлении.
Источник: блог Корабел.ру