• 6 музыкальных инструментов для связи с духами

  • Back
05.06.2023 by 

На первый взгляд этнические инструменты разных народов похожи. Почти у всех есть подобие варгана, погремушки и бубна. Но если присмотреться, различия всё же заметны. От народа к народу меняется то, как создают инструмент, как используют и как он звучит и выглядит. 

Северяне – коренные жители Заполярья – всегда воспринимали музыку как ритуальное сопровождение, а не способ развлечения. Владение музыкальным инструментом автоматически вызывало уважение и воспринималось как способность общаться на одном языке с природой и потусторонним миром. Некоторые инструменты подражали звукам дождя, другие – крику оленя, каждый использовался в своём ритуале. 

«У разных народов инструменты действительно похожи. Они, как правило, создавались из того, что под рукой, – материалов и предметов, которые использовали в быту. Этнические инструменты – это что-то простое в изготовлении, удобное и интуитивное для всех независимо от региона. Разные варианты таких инструментов широко распространились по миру за счёт миграции народов и торговых отношений»

Говорит исполнитель этнической музыки Алексей Ксено

Многие инструменты народов Севера звучат негромко, даже интимно. Музыка не должна была привлекать внимание чужих людей. Она служила инструментом познания себя, единения с общиной, природой и духами. Исключение составляли ритуалы шаманов, в которых музыка могла нарушать тишину ради общения с духами.

Сегодня северные этнические инструменты переживают новый виток популярности. Под их звучание занимаются йогой, медитируют, танцуют. И это неспроста: народы Севера традиционно использовали музыку для расслабления, исследования себя и изменения состояния сознания. Главными музыкантами были шаманы, а главными инструментами – бубен, хомус (он же варган) и шумовые погремушки. Разбираемся, какие звуки способны ввести в транс, а какие – поправить здоровье.

Бубен

Бубен

Пожалуй, главный атрибут ритуалов Севера. Его используют якуты, ненцы, буряты, самоеды. Играя на бубне, шаманы передают духам послания людей, а людям – ответы духов. Бубен звучит на всех важных этапах: перед охотой, при рождении детей, избрании вождей, на свадьбах и похоронах. В семье инструмент передаётся по наследству от отца к сыну. 

У каждого народа свои секреты изготовления этого инструмента. Общее для всех то, что кожа животного натягивается на деревянную основу, а дальше начинаются нюансы. Где-то используют кожу зверей, убитых на охоте. На Ямале – только кожу оленя, пожертвованного самим шаманом. У ненцев бубны не круглые, а овальные. Саамы мастерят их из цельной древесины: как правило, из берёзового капа – круглого нароста на дереве. В некоторых племенах бубен можно делать только из специально выращенного для него дерева и только с разрешения шамана. Готовый инструмент необходимо «оживить»: прочитать благодарственное заклинание пожертвованному животному и спросить, готов ли бубен служить шаману. 

Для северных племён процесс изготовления бубна сакрален. Но это не значит, что всем остальным нельзя купить аналог в обычном музыкальном магазине.

Внешне бубны разных народов тоже отличаются. У хантов они остаются чистыми, а ненцы расписывают их ритуальными символами и картинками на бытовые темы. Шаманы наносят рисунок на бубен в соответствии с тем, что им нашептывают духи. Иногда это истории о создании мира, иногда – о богах и предках.

Чем толще кожа для бубна, тем глуше и ниже будет звук. Но звучание зависит и от того, чем по бубну стучать: руками или специальной колотушкой. Здесь тоже разнообразие. Например, на Чукотке инструменты делают из китовой кости, а на Ямале обтягивают оленьей кожей.

Бубен – довольно лёгкий (хотя и большой – 40–80 см в диаметре) инструмент, с которым можно плясать много часов подряд. Именно так и поступают шаманы, чтобы войти в транс и там наладить контакт с духами. Низкий вибрирующий звук действительно вводит в гипнотическое состояние.

«Состояние сознания на самом деле меняет любая музыка: она связана с эмоциями. Для вхождения в транс хорошо подходит монотонный ритмичный звук, и, на мой взгляд, бубен для этого идеален, так же как и варган (хомус). Варган взаимодействует с дыханием, что позволяет сделать медитацию глубже»

Поясняет Алексей Ксено:

Хомус, Комус, Варган

Варган

Подобный инструмент есть практически в каждой стране. На Севере его называют хомус или комус. Здесь он состоит из деревянной, костяной или металлической выгнутой рамки. Внутри неё – колеблющийся язычок, который приводят в движение пальцами, ладонью или дёргают за привязанную к нему нитку. Чтобы появился звук, нужно поднести инструмент ко рту, который становится резонатором, а дыхание добавит звучности. Если рамка хомуса деревянная, её нужно хорошенько отшлифовать, чтобы не занозить губы.

У каждого музыканта хомус звучит по-своему. На звук влияют сила дыхания, артикуляция, мимика. Поэтому не бывает двух одинаковых исполнений на этом инструменте. Но обучиться игре на нём может каждый. Звук хомуса не обязательно вводит в транс. Он позволяет выйти из повседневной суеты, почувствовать красоту момента и природы.

Вывко и Шувва

Вывко

Вывко (у ненцев и ительменов) или шувва (у саамов) – северный музыкальный инструмент, который создавался в первую очередь как вещь скорее утилитарная. Это небольшая продолговатая дощечка с двумя отверстиями по краям. Через них продевают нить (обычную или из оленьих жил) и связывают концы. Название переводится как «жужжалка/гуделка» или «шум ветра/ветерок». Чтобы использовать инструмент, нужно быстро скручивать и раскручивать растянутую между двумя руками петлю. Дощечка начинает крутиться и издавать звук, похожий на гул или гудение сильного ветра.

Это «естественное» звучание служило в ритуалах, призванных вызывать сильный ветер, чтобы прогнать гнус и избавиться от жары. Кроме того, с помощью вывко опытные шаманы умеют выявлять заболевания внутренних органов не хуже, чем аппарат УЗИ. Поднося инструмент к телу человека, они внимательно оценивают звук вывко. Если звук поменялся – это повод проверить своё здоровье. Тот же инструмент ожидаемо служит для заговоров от болезней.

Сейчас вывко чаще используют как детскую игрушку. Мало кто рассчитывает, что она призовёт ветер или диагностирует болезнь. Зато мелкую моторику и координацию у малышей она развивает вполне эффективно.

Шаманская погремушка

Шаманская погремушка

Погремушка – не только радость для младенца, но и постоянный спутник шамана. На Севере она служила «антенной», которая помогает ловить сигналы из потустороннего мира. У некоторых народов погремушка так и осталась главным шаманским инструментом. Например, у ительменов, которые узнали про бубен только в XX веке.

Делали погремушки из всего, что могли найти: из кожи оленей, их рогов, рыбьей кожи или растений. Наполнителями служили мелкие камушки или ракушки, косточки и семена. Украшали погремушки узорами, перьями или нитками.

Погремушки и другие шумовые инструменты до сих пор служат северным народам для проведения ритуалов общения с душами предков.

Струнные (нерыпь, нарс-юх, тор-сапль-юх)

Струнные (нерыпь, нарс-юх, тор-сапль-юх)

Почти каждый северный народ может похвастаться собственным струнным инструментом. Ханты и манси используют целых три – для разных ситуаций.

Нерыпь, напоминающая скрипку в форме груши, воспроизводит интонации человеческого голоса. Её обычно выдалбливают из цельного куска хвойного дерева и натягивают 1–2 струны (раньше струны делали из лосиных сухожилий, теперь они металлические). По струнам водят смычком, имитируя причитания и плач в ритуальных песнях. 

Нарс-юх – любимый струнно-щипковый инструмент хантов, к которому они относятся с особым почтением: никогда не продают (чтобы с ним не продать душу), выносят из дома, накрыв платком. По форме он напоминает лодку или тело человека. Сами ханты называют нарс-юх «голосом поющего бога», а переводится его название как «играющее дерево». Изначально на нарс-юхе могли играть только мужчины: исполняли песни о подвигах и былины. Шаманы использовали его для ритуалов исцеления или жертвоприношения. Сейчас инструмент осваивают и женщины. 

Тор-сапль-юх – угловая арфа из цельного куска дерева, которое выбирают с особой тщательностью. Сначала нужно определить, насколько дерево музыкально: для этого его простукивают деревянным молотком. Обычно выбор падает на кедр или сосну. Полый ствол становится корпусом-резонатором, а корень – грифом. С языка манси тор-юх переводится как «дерево с журавлиной шеей», которую мастера венчают резными птичьими головами.

Оревун

Оревун

Духовой инструмент, который сложно назвать музыкальным из-за чисто утилитарной функции. Оревун – это труба в форме конуса длиной 60–70 см, свернутая из бересты или выдолбленная из дерева. Она служила (и служит до сих пор) для приманивания изюбра (дикого оленя): звук напоминает крик самца во время гона. А название переводится как «ревущий».

Известно, что якуты позаимствовали этот инструмент у эвенков для охоты. Песни эвенков в целом основаны на подражании звукам природы: шуму ветра, крикам животных, плеску воды.

Мелодия на этом инструменте создаётся втягиванием в себя воздуха. Чтобы издать низкий басовый звук, похожий на крик оленя, оревун нужно держать раструбом вниз.

Источник: Люди Севера. Автор Елена Соломенцева 

Category: Новости | Обзор - Tags: - Comments: Комментарии к записи 6 музыкальных инструментов для связи с духами отключены