• «Борт Пономаренко»: так была ли диверсия на Алсибе?

  • Back
24.05.2023 by 
Памятный жетон, сделанный из обшивки «борта Пономаренко»
Памятный жетон, сделанный из обшивки «борта Пономаренко». Фото: Алексей Никулин

В прошлом году мы много писали об экспедиции Русского географического общества и Минобороны РФ по поиску самолётов, потерпевших катастрофу на Чукотском этапе Красноярской воздушной трассы (Алсиб) в 1942–1945 годах. Поиску каждого борта была посвящена отдельная статья — в частности, о гибели экипажа майора Фёдора Пономаренко на самолёте «Дуглас» С-47 25 ноября 1943 года. Как одна из версий, рассматривалась диверсия. Член экспедиции Алексей НИКУЛИН по возвращении продолжил расследование. Вот его рассказ.

Очевидцы и участники событий подозревали, что в самолёт ещё до вылета на Чукотку из США была заложена мина с часовым механизмом. Об этом, например, упоминал в своих дневниках один из участников этих событий — бортрадист Виктор Глазков. Почитать о поиске самолёта и ходе расследования можно здесь.

Потомки Леонида Дерибина бережно хранят его документы и письма
Потомки Леонида Дерибина бережно хранят его документы и письма. Фото: Алексей Никулин

Спустя полгода после окончания экспедиции версия о заложенной в самолёт мине неожиданно получила продолжение — нашлись родственники погибшего в той катастрофе бортинженера Леонида Дерибина. В Санкт-Петербурге живёт его сын Александр Леонидович (полковник в отставке), а в Москве — дочь Ольга Леонидовна (педагог, кандидат экономических наук). Со всеми списался, созвонился и отправился в гости к дочери.

В тот момент я, да и все мы поняли, что работу свою делаем не зря. Архивы копаем, пропадаем месяцами в экспедициях, снимаем фильмы — всё это не зря! Мы, потому что нас много — коллектив нашей редакции, кинокомпания «Скайфёст», экспедиционный корпус РГО и масса неравнодушных людей, которые нам помогают.

«Клан» Дерибиных в Санкт-Петербурге
«Клан» Дерибиных в Санкт-Петербурге. Фото из семейного архива

Начну с того, что в семье (а это относится и к самым младшим Дерибиным — внукам и правнукам, причём в том числе живущим и за пределами России) сложился культ своего героического предка — Леонида Александровича Дерибина.

В семье бережно хранятся его личные вещи, документы, фотографии, открытки, привезённые им из США. На них индейцы, эскимосы, эпизоды золотой лихорадки, виды Аляски и американских городов. Забавно, что из одного из рейсов он привёз здоровенную коробку шоколада, которая окончательно опустела только в 1956 году. Так вот эта коробка из плотного картона сохранилась. Интересно, что уже после гибели лётчика американский Красный крест прислал семье большую банку ветчины, двухкилограммовый пакет с мукой и… детское платье с кофточкой.

Та самая коробка из-под шоколада
Та самая коробка из-под шоколада. Фото: Алексей Никулин

Биография у Леонида Дерибина вроде как у многих тогда — деревенский парень с мечтой о небе. Родился 25 мая 1907 года в деревне Куришевская Вожегодского района Вологодской области. В 1931 году окончил ВТШЛ (Военно-теоретическая школа лётчиков). С сентября 1932 года в ГВФ (Главное управление воздушного флота): авиатехник, начальник аэропорта, инженер НИИ ГВФ, заместитель командира Енисейской авиагруппы, комиссар Красноярского аэроклуба ОАХ (Осоавиахим). С августа 1940-го — авиатехник Узбекского УГВФ. На фронте с августа 1942 года — бортмеханик МАГОН (Московская авиагруппа особого назначения). На трассе с 28 августа 1942 года — воентехник 2-го ранга, борттехник 4-го ПАП (перегоночный авиаполк), с 10 марта 1943-го — борттехник 8-го ТАП (транспортный авиаполк).

Леонид Александрович Дерибин
Леонид Александрович Дерибин. Фото из семейного архива

Но вот мне попадается его заявление в университет о зачислении студентом на исторический факультет, датируемое 1940 годом. И оказывается, что человеком-то он был крайне разносторонним и жил не только мечтами о небе.

По словам Ольги Леонидовны, у её отца была огромная по тем временам библиотека — не для коллекции, для знаний. Я вот, честно, прямо обрадовался, когда увидел его заявление. История — это ж наше всё! Ещё одно доказательство того, что история — это предмет, делающий из человека гражданина.

Да и семья — в хорошем смысле клан! Я в целом о семье, а не только о Леониде, у которого было три брата. Иван во время войны был танкистом, Александр воевал в артиллерии. Самый старший, Зосима, — легендарный судостроитель, начальник ЦКБ-112, главный конструктор подводных лодок проектов 613, 633, 641 (подводные лодки проекта 613 — самая массовая серия подводных лодок ВМФ СССР).

Леонид Дерибин рассказывает американскому журналисту о профессии лётчика
Леонид Дерибин рассказывает американскому журналисту о профессии лётчика. Фото из семейного архива Дерибиных

Всё, о чём я написал выше, — это, пожалуй, основной бенефит этой истории. И в следующий фильм эти семейные детали семьи Дерибиных непременно должны попасть. Но всё же вернёмся к странной картине гибели экипажа С-47 с учётом обнаруженных обстоятельств.

Итак:

«25 ноября 1943 года произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер 22398. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Погибли: майор Пономаренко Фёдор Лукич — командир авиаэскадрильи 8-го ТАП; воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович — бортмеханик 8-го ТАП; старшина Попов Иван Васильевич — бортрадист 8-го ТАП; пассажир Хавронин. Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине».

Обломки «борта Пономаренко» на Чукотке
Обломки «борта Пономаренко» на Чукотке. Фото: Алексей Никулин

Погибший «Дуглас» с бортовым номером 22398 был обнаружен с воздуха через четыре дня после пропажи — 29 ноября 1943 года.

«Мы их долго искали и обнаружили только 18 декабря, и привезли останки в Якутск», — писал супруге Леонида Дерибина командир 8-го транспортного авиаполка В.А. Пущинский, который лично принимал участие в поиске и перевозке тел погибших боевых товарищей.

На похороны мужа Прасковья Васильевна вылетела в Якутск на таком же транспортном С-47. Управлял «Дугласом» сам командир авиаперегоночной дивизии, легендарный полярный лётчик, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Он же передал ей коробок спичек, найденный у её мужа, и табличку с одного из двигателей Pratt & Whitney разбившегося самолёта. Кстати, мы её не обнаружили, посчитав, что она стала добычей тех, кто нашёл самолёт раньше нас.

Табличка с одного из двигателей разбившегося самолёта
Табличка с одного из двигателей разбившегося самолёта. Фото: Алексей Никулин

По словам Мазурука, Дерибин был обнаружен на месте гибели без головы, её нашли отдельно. Но само тело не имело повреждений, если не считать рук — ладони были повреждены глубокими порезами. По мнению коллег, это были следы попыток что-то оборвать. Очевидно, после задымления в кабине экипаж боролся за живучесть самолёта. Возможно, причиной повреждений рук как раз и была горящая электропроводка.

Прозвучала и конспирологическая версия: «Причиной возгорания на борту были шашки, заложенные в пилотские кресла». По словам Ольги Леонидовны, и И.П. Мазурук, и В.А. Пущинский упорно придерживались «диверсионной» версии, и она же закрепилась на десятилетия в семейных преданиях.

Об этом же пишет в своих неопубликованных дневниках бортрадист Виктор Глазков: «На место катастрофы выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В.А. на тракторе с санями. Привёз три трупа наших товарищей, завёрнутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г.С., в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошёл на седьмой день после возвращения из Вашингтона».

Извещение о смерти Л.А Дерибина
Извещение о смерти Л.А Дерибина. Фото: Алексей Никулин

Дневники бортрадиста Виктора Глазкова, кстати, никогда не публиковались и были обнаружены нами в музее чукотского посёлка Эгвекинот во время экспедиции летом 2022 года.

Но в официальных документах, во всяком случае к которым я имел доступ, такие подробности и версии не упомянуты. Даже намёка нет. Это не значит, что их не было — такого рода факты могли не предать огласке по каким-то политическим причинам. Ольга Леонидовна также упомянула ещё одну деталь: этим бортом в Союз должен был лететь кто-то из высших дипломатических персон, но в последний момент не полетел — заболел его ребёнок. По официальному же заключению, причиной гибели транспортного самолёта «Дуглас» С-47 с бортовым номером 22398 25 ноября 1943 года была «техническая неисправность».

Вырезка из американской газеты о прибытии экипажа майора Фёдора Пономаренко. Второй справа Леонид Дерибин
Вырезка из американской газеты о прибытии экипажа майора Фёдора Пономаренко. Второй справа Леонид Дерибин

Что касается меня, то я в диверсию не очень верю. С момента возвращения из США прошла целая неделя. Даже если предположить, что мина с часовым механизмом была, то, учитывая абсолютно непредсказуемую погоду на Чукотке даже летом, самолёт легко мог простоять в Уэлькале не неделю, а две. И загореться на земле, когда ни экипажа, ни пассажиров на борту могло и не быть. Впрочем, у вас могут быть свои аргументы — высказывайте.

Прощаясь, мы передали Ольге Леонидовне на память жетон, сделанный из обшивки самолёта С-47 с бортовым номером 22398, разбившегося на Чукотке 25 ноября 1943 года…

Источник: сайт Русского Географического общества