В прошлом году мы много писали об экспедиции Русского географического общества и Минобороны РФ по поиску самолётов, потерпевших катастрофу на Чукотском этапе Красноярской воздушной трассы (Алсиб) в 1942–1945 годах. Поиску каждого борта была посвящена отдельная статья — в частности, о гибели экипажа майора Фёдора Пономаренко на самолёте «Дуглас» С-47 25 ноября 1943 года. Как одна из версий, рассматривалась диверсия. Член экспедиции Алексей НИКУЛИН по возвращении продолжил расследование. Вот его рассказ.
Очевидцы и участники событий подозревали, что в самолёт ещё до вылета на Чукотку из США была заложена мина с часовым механизмом. Об этом, например, упоминал в своих дневниках один из участников этих событий — бортрадист Виктор Глазков. Почитать о поиске самолёта и ходе расследования можно здесь.
Спустя полгода после окончания экспедиции версия о заложенной в самолёт мине неожиданно получила продолжение — нашлись родственники погибшего в той катастрофе бортинженера Леонида Дерибина. В Санкт-Петербурге живёт его сын Александр Леонидович (полковник в отставке), а в Москве — дочь Ольга Леонидовна (педагог, кандидат экономических наук). Со всеми списался, созвонился и отправился в гости к дочери.
В тот момент я, да и все мы поняли, что работу свою делаем не зря. Архивы копаем, пропадаем месяцами в экспедициях, снимаем фильмы — всё это не зря! Мы, потому что нас много — коллектив нашей редакции, кинокомпания «Скайфёст», экспедиционный корпус РГО и масса неравнодушных людей, которые нам помогают.
Начну с того, что в семье (а это относится и к самым младшим Дерибиным — внукам и правнукам, причём в том числе живущим и за пределами России) сложился культ своего героического предка — Леонида Александровича Дерибина.
В семье бережно хранятся его личные вещи, документы, фотографии, открытки, привезённые им из США. На них индейцы, эскимосы, эпизоды золотой лихорадки, виды Аляски и американских городов. Забавно, что из одного из рейсов он привёз здоровенную коробку шоколада, которая окончательно опустела только в 1956 году. Так вот эта коробка из плотного картона сохранилась. Интересно, что уже после гибели лётчика американский Красный крест прислал семье большую банку ветчины, двухкилограммовый пакет с мукой и… детское платье с кофточкой.
Биография у Леонида Дерибина вроде как у многих тогда — деревенский парень с мечтой о небе. Родился 25 мая 1907 года в деревне Куришевская Вожегодского района Вологодской области. В 1931 году окончил ВТШЛ (Военно-теоретическая школа лётчиков). С сентября 1932 года в ГВФ (Главное управление воздушного флота): авиатехник, начальник аэропорта, инженер НИИ ГВФ, заместитель командира Енисейской авиагруппы, комиссар Красноярского аэроклуба ОАХ (Осоавиахим). С августа 1940-го — авиатехник Узбекского УГВФ. На фронте с августа 1942 года — бортмеханик МАГОН (Московская авиагруппа особого назначения). На трассе с 28 августа 1942 года — воентехник 2-го ранга, борттехник 4-го ПАП (перегоночный авиаполк), с 10 марта 1943-го — борттехник 8-го ТАП (транспортный авиаполк).
Но вот мне попадается его заявление в университет о зачислении студентом на исторический факультет, датируемое 1940 годом. И оказывается, что человеком-то он был крайне разносторонним и жил не только мечтами о небе.
По словам Ольги Леонидовны, у её отца была огромная по тем временам библиотека — не для коллекции, для знаний. Я вот, честно, прямо обрадовался, когда увидел его заявление. История — это ж наше всё! Ещё одно доказательство того, что история — это предмет, делающий из человека гражданина.
Да и семья — в хорошем смысле клан! Я в целом о семье, а не только о Леониде, у которого было три брата. Иван во время войны был танкистом, Александр воевал в артиллерии. Самый старший, Зосима, — легендарный судостроитель, начальник ЦКБ-112, главный конструктор подводных лодок проектов 613, 633, 641 (подводные лодки проекта 613 — самая массовая серия подводных лодок ВМФ СССР).
Всё, о чём я написал выше, — это, пожалуй, основной бенефит этой истории. И в следующий фильм эти семейные детали семьи Дерибиных непременно должны попасть. Но всё же вернёмся к странной картине гибели экипажа С-47 с учётом обнаруженных обстоятельств.
Итак:
«25 ноября 1943 года произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер 22398. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Погибли: майор Пономаренко Фёдор Лукич — командир авиаэскадрильи 8-го ТАП; воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович — бортмеханик 8-го ТАП; старшина Попов Иван Васильевич — бортрадист 8-го ТАП; пассажир Хавронин. Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине».
Погибший «Дуглас» с бортовым номером 22398 был обнаружен с воздуха через четыре дня после пропажи — 29 ноября 1943 года.
«Мы их долго искали и обнаружили только 18 декабря, и привезли останки в Якутск», — писал супруге Леонида Дерибина командир 8-го транспортного авиаполка В.А. Пущинский, который лично принимал участие в поиске и перевозке тел погибших боевых товарищей.
На похороны мужа Прасковья Васильевна вылетела в Якутск на таком же транспортном С-47. Управлял «Дугласом» сам командир авиаперегоночной дивизии, легендарный полярный лётчик, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Он же передал ей коробок спичек, найденный у её мужа, и табличку с одного из двигателей Pratt & Whitney разбившегося самолёта. Кстати, мы её не обнаружили, посчитав, что она стала добычей тех, кто нашёл самолёт раньше нас.
По словам Мазурука, Дерибин был обнаружен на месте гибели без головы, её нашли отдельно. Но само тело не имело повреждений, если не считать рук — ладони были повреждены глубокими порезами. По мнению коллег, это были следы попыток что-то оборвать. Очевидно, после задымления в кабине экипаж боролся за живучесть самолёта. Возможно, причиной повреждений рук как раз и была горящая электропроводка.
Прозвучала и конспирологическая версия: «Причиной возгорания на борту были шашки, заложенные в пилотские кресла». По словам Ольги Леонидовны, и И.П. Мазурук, и В.А. Пущинский упорно придерживались «диверсионной» версии, и она же закрепилась на десятилетия в семейных преданиях.
Об этом же пишет в своих неопубликованных дневниках бортрадист Виктор Глазков: «На место катастрофы выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В.А. на тракторе с санями. Привёз три трупа наших товарищей, завёрнутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г.С., в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошёл на седьмой день после возвращения из Вашингтона».
Дневники бортрадиста Виктора Глазкова, кстати, никогда не публиковались и были обнаружены нами в музее чукотского посёлка Эгвекинот во время экспедиции летом 2022 года.
Но в официальных документах, во всяком случае к которым я имел доступ, такие подробности и версии не упомянуты. Даже намёка нет. Это не значит, что их не было — такого рода факты могли не предать огласке по каким-то политическим причинам. Ольга Леонидовна также упомянула ещё одну деталь: этим бортом в Союз должен был лететь кто-то из высших дипломатических персон, но в последний момент не полетел — заболел его ребёнок. По официальному же заключению, причиной гибели транспортного самолёта «Дуглас» С-47 с бортовым номером 22398 25 ноября 1943 года была «техническая неисправность».
Что касается меня, то я в диверсию не очень верю. С момента возвращения из США прошла целая неделя. Даже если предположить, что мина с часовым механизмом была, то, учитывая абсолютно непредсказуемую погоду на Чукотке даже летом, самолёт легко мог простоять в Уэлькале не неделю, а две. И загореться на земле, когда ни экипажа, ни пассажиров на борту могло и не быть. Впрочем, у вас могут быть свои аргументы — высказывайте.
Прощаясь, мы передали Ольге Леонидовне на память жетон, сделанный из обшивки самолёта С-47 с бортовым номером 22398, разбившегося на Чукотке 25 ноября 1943 года…
Источник: сайт Русского Географического общества