• «Безопасная Арктика – 2023»: отработка ЧС

  • Back
27.04.2023 by 
На месте отработки первой вводной
На месте отработки первой вводной. Фото с сайта МЧС

Электромотоциклы, вездеходы «Бурлак» и «Русак», в целом – два десятка новейших образцов экспедиционной техники, а также оборудования, экипировки и снаряжения… Всё это представили жителям Ненецкого автономного округа в последнее воскресенье марта. И это не просто выставка достижений, которая развернулась на главной площади Нарьян-Мара Марад Сей. Всё гораздо мощнее. Это – старт первой за последний десяток лет научной экспедиции, проходящей в рамках межведомственного учения «Безопасная Арктика – 2023».

Цифры говорят сами за себя. В рамках учений решено 118 опытно-исследовательских задач, 36 из которых – практической направленности. Оценивать и анализировать происходящее будут 158 учёных МЧС России. Всего в опытно-исследовательских учениях и экспедиции в Арктической зоне задействовано свыше шестидесяти тысяч человек. В Арктике специалисты отработают новейшие способы и методы спасения при возможных происшествиях в Арктической зоне. За двенадцать суток 76 участников научной экспедиции преодолели более тысячи шестисот километров по территории трёх субъектов России. В реальных условиях они испытали и апробировали более двадцати новейших и перспективных образцов техники, а также оборудование, экипировку и снаряжение. В ходе экспедиции отработано восемнадцать вводных различной сложности…

Место старта – Нарьян-Мар 

Местом старта большой экспедиции был выбран Ненецкий автономный округ. 

– Для нас это чрезвычайно важно, потому что весь округ лежит в Арктической зоне. Учения нацелены на то, чтобы каждый житель нашего округа чувствовал себя в безопасности и в море, и в воздухе, и на земле, и в тундре вне зависимости от того, насколько далеко он находится от Нарьян-Мара, – сказал губернатор НАО Юрий Бездудный. 

Маршрут спланирован непростой и экстремальный: по территориям трёх субъектов Российской Федерации – Республике Коми, Ненецкому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Он пролегает по берегу Северного Ледовитого океана, в условиях сложного рельефа и ровной снежной тундры в условиях полной автономности. Наряду с наземной техникой, в экспедиции задействована и авиационная техника – самолёты и вертолёты МЧС России Ил-76, Ми-26, Ми-8 – для десантирования спасателей и полезных грузов на платформах в помощь по обустройству временных ледовых аэродромов. 

Все экспедиционные мероприятия реализуются силами Отряда «Центроспас» и Центра «Лидер» МЧС России с привлечением специалистов Ненецкого и Воркутинского арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России, арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра», Уральского и Приволжского РПСО и «Ямалспаса», а также представителей разработчиков техники. 

Стартовала экспедиция 27 марта из Нарьян-Мара. 

Старт из Нарьян-Мара
Старт из Нарьян-Мара. Фото с сайта МЧС

Приветствовать участников масштабных учений «Безопасная Арктика – 2023» и жителей Ненецкого автономного округа в Нарьян-Мар прилетел министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков.

– Арктическая зона нашей страны – особая территория с уникальными перспективами экономического роста. Важное значение здесь приобретает обеспечение безопасности, поэтому МЧС России уделяет повышенное внимание развитию объектов аварийно-спасательной инфраструктуры. Экспедиция такого масштаба проходит впервые и направлена на проверку реагирования спасательных подразделений. Она приурочена к межведомственному учению, которое состоится 6 и 7 апреля в девяти северных регионах. Благодарю всех разработчиков, откликнувшихся на наше предложение принять непосредственное участие и протестировать новые образцы техники, оборудования и снаряжения в сложных условиях Арктики, – сказал министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков. 

Из Нарьян-Мара экспедиция отправилась по маршруту: вахтовый посёлок Варандей – посёлки Каратайка – Амдерма – Усть-Кара – компрессорная станция Ярынская (побережье Бадарацкой губы) – город Лабытнанги. Финишировали члены экспедиции 7 апреля в Салехарде.

Электромотоциклы на парашютах

Первая остановка экспедиционного маршрута – 25 км Лая-Вожской дороги в Ненецком округе. Задача спасателей – отработать одну из вводных: десантирование людей и полезных грузов с самолёта, развёртывание лагеря жизнеобеспечения.  В небе – ИЛ-76. Самолёт вылетел в Ненецкий автономный округ из Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный округ). С высоты трёхсот метров сбрасывают груз, а десантная группа высаживается с высоты полутора тысяч метров. В составе авианосной многоцелевой группы (АМГ) двадцать два человека, а также спасательное снаряжение. В частности, выполнен сброс пяти платформ с грузом: модули средств жизнеобеспечения, ёмкости с топливом, малогабаритная техника. Для этого использовались парашютно-грузовые системы и парашютные платформы.

– В рамках отработки первой вводной на данном участке десантируется двадцать два человека, а также техника: электромотоциклы и снегоход, лагерь жизнеобеспечения. К слову, десантирование с самолета электромотоциклов отрабатывалось впервые в мире! В целом же задачи, которые отрабатываются в рамках десантирования, направлены на приземление в определённое место, развёртывание лагеря жизнеобеспечения и готовность принять пострадавших, – рассказывал начальник воздушной службы центра «Лидер» Игорь Кузаев. 

Момент десантирования
Момент десантирования. Фото с сайта МЧС

– Десантирование произведено успешно, – делится координатор проекта создания зимнего электротранспорта «Снего» Николай Коргин. – После приземления мотоциклов стало понятно, что они быстро готовятся к работе. Десантники вставили батарею в мотоцикл и тут же поехали. Электромотоцикл может развивать скорость до 70 км/ч, и без подзарядки на нем можно проехать до 40 км. В рамках экспедиции нам важно выяснить, как эта техника может работать в сложных условиях. 

Во главе научной экспедиции – советник министра МЧС России Даниил Мартынов.

 Подготовка к мероприятиям началась давно. Здесь нет случайных людей, для выполнения поставленных задач проводился отбор спасателей отряда «Центроспас» и Центра «Лидер» МЧС России, специалистов региональных арктических комплексных аварийно-спасательных центров, арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра», Уральского и Приволжского РПСО и «Ямалспаса». Мы проводили отбор, оценивая физическую подготовку, психическое состояние и состояние здоровья, и даже совместимость в коллективе. Наша группа включает в себя различные поисково-спасательные отряды. Это необходимо, чтобы отточить взаимодействие, поделиться своим и перенять опыт других отрядов, – рассказал Даниил Мартынов.

Вездеходы и болотоходы

Всего в составе экспедиции более двадцати единиц техники, которые предстоит испытать на разных участках маршрута. Как отметил Даниил Мартынов, маршрут реально сложный. Тундра, пересечённая местность, водные преграды, ледовая поверхность. В некоторых местах на реках образовались промоины, но их не видно, и машина может легко провалиться. 

 Мы разрабатывали маршрут экспедиции таким образом, чтобы при его прохождении апробировать технику в абсолютно разных условиях, в дневное и ночное время, где также свои особенности, – пояснил Даниил Мартынов. 

В составе экспедиции несколько вездеходов «Бурлак». Данная техника предназначена для круглогодичной работы на территориях со сложным климатом и рельефом. Машины отличаются большой автономностью, вместимостью, сверхпроходимостью, грузоподъёмностью свыше двух тонн, низкими эксплуатационными расходами, ремонтопригодностью, комфортом для экипажа. Спасатели называют его домом на колесах, пригодным к использованию в Арктике. В спальном салоне каждого вездехода на ночёвку можно разместить до четырёх человек, также есть кухня, телевизор, зарядки для гаджетов – и снегоплавильня для добычи пресной воды! За счёт автономных отопителей в салоне «Бурлака» поддерживается комфортная температура. К слову, отопители могут работать даже при выключенном двигателе. С помощью «Бурлаков» отработают новейшие способы и методы спасения терпящих бедствие в арктических регионах. 

Вездеход «Русак»
Вездеход «Русак». Фото с сайта МЧС

– Задачи поставлены серьёзные, машины должны быть максимально готовы по всем государственным стандартам. Специально для экспедиции сделали наш автомобиль более комфортным, здесь есть всё для комфортного проживания: отопление, водоснабжение, санузел, – рассказал мастер испытательного участка данной техники Артём Петров. 

Ещё одна разновидность машин, которая принимает участие в экспедиции, – вездеход «Русак». Его называют и вездеходным спецназом Крайнего севера, и восьмиколёсным монстром. «Русак» разработали учёные Нижегородского технического института. Машина является универсальной амфибией с прочной каркасно-панельной конструкцией кузова, имеющей высокую степень шумо-, вибро- и теплозащиты. Спецтехника преодолевает снежные подъёмы, заводится при температуре ниже 60 градусов. Вездеход умеет плавать. И в этом его большое преимущество перед другими машинами.

– Вездеходы «Русак» приспособлены к Крайнему Северу и сложным климатическим условиям. Машины полноприводные, с независимой подвеской, максимально адаптированы для условий бездорожья. Максимальная скорость – 70 км/час, на воде – 6-7 км/час, – отмечает исполнительный директор компании «Русак» Андрей Китаев. 

Не такой масштабный и мощный, но очень важный в работе спасателей – снегоболотоход «Феникс». Он тоже участник экспедиции. Его главное преимущество – проходимость. «Феникс» разрабатывался для перевозки вахтовиков и геологоразведочных партий, грузов до 700 кг по заболоченной местности и слабонесущим грунтам, по пересечённой местности и при водных преградах. Теперь его берёт на вооружение МЧС. 

Снегоболотоход «Феникс»
Снегоболотоход «Феникс». Фото с сайта МЧС

Снаряжение и питание

В ходе экспедиции тестируют не только технику, но и снаряжение. В числе задействованных новинок – переносная АЗС. Она рассчитана на шестьсот литров бензина для оперативной заправки снегоходов.

– В дальнейшем эту технику будут эксплуатировать наши спасатели, важны показатели плавучести, проходимости, скорости движения. По этим многим факторам мы в дальнейшем будем руководствоваться при закупке техники для МЧС России. На наш взгляд, это важно. Мы хотим, чтобы наши спасатели были хорошо экипированы, чтобы мы брали не ту технику, которую нам дают, а ту, которая нам необходима, – поделился министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков. 

Отработка ещё одной вводной на территории Ненецкого округа – ликвидация последствий условного ДТП в районе вахтового посёлка Тэдинка. Здесь спасатели сравнили эффективность гидравлических и пневматических домкратов, оперативно оказали медпомощь. Далее, в Усинске (Республика Коми), отработаны основные практические мероприятия, направленные на ликвидацию последствий аварии на объектах нефтяного комплекса. 

В числе практических задач экспедиции и поиск «потерявшейся» туристической группы. На данном этапе тестировали беспилотники, авиацию, снегоходы, также отрабатывали десантирование спасателей и грузов для дальнейшего развёртывания лагеря и мобильного госпиталя. В один из дней совершили марш-бросок, испытывая не только возможности техники, но и человеческого организма. Также спасатели пробирались по льду до условно замёрзшего во льдах сухогруза, на котором заблокированы пострадавшие, добирались до оказавшегося под лавиной туриста, при этом протестировали новейший маяк, необходимый для обнаружения человека. На практике отработаны и вопросы арктической тактической медицины. 

Оценили на арктических учениях и четыре вида питания. Это сублимированные наборы, в составе которых завтрак, обед и ужин. Например, борщ с говядиной, икра из овощей, рис с курицей, куриный суп, рассольник и другие наборы. Спасателям сделали сравнительный анализ представленного рациона, который в последующем повлияет на формирование сухих пайков. 

Экспедиция завершилась 7 апреля в Салехарде. Здесь прошли учения МЧС России, их цель – отработка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне. Мероприятия провели одновременно в девяти северных регионах страны. Площадкой для проведения учений «Безопасная Арктика – 2023» на Ямале выбран район ледовой переправы между городами Салехард и Лабытнанги. В ходе учений продемонстрировано десантирование спасателей-парашютистов и грузов на неподготовленную поверхность. Участники отработали ликвидацию условной аварии на сетях электросвязи и почтовой связи в Салехарде, условной чрезвычайной ситуации, связанной с аварийным разливом нефтепродуктов в акватории морского порта Сабетта, а также условного пожара на газовой скважине с проведением противофонтанных работ. 

По словам министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Куренкова, важнейшей составляющей экспедиции являются и социальные проекты. 

– Запланированы встречи с местным населением, представителями коренных народов Севера, работниками нефтегазового сектора и жителями вахтовых посёлков. Особое внимание, конечно, будет уделено детям, им спасатели проведут уроки безопасности, – отметил Александр Куренков. 

После завершения «Безопасной Арктики – 2023» к работе приступил профессорский состав научных институтов. Им предстоит оценить итоги, и сделать выводы о работе техники, снаряжения и питания.

Источник: Экспортный центр ПОРА. Автор Мария Даник (Владимирова)

Category: Новости | События - Tags: - Comments: Комментарии к записи «Безопасная Арктика – 2023»: отработка ЧС отключены