• Северный морской путь: Арктический «маршрут силы»

  • Back
27.03.2023 by 

Уже более пяти веков Арктика играет ключевую роль для нашей страны — но именно сейчас она начала динамично развиваться. Разбираемся, как работает морская транспортная артерия у северных берегов России и какое влияние она оказывает на экономическую устойчивость России

Морской лайнер в море

1. Что такое Северный морской путь?

Это маршрут следования кораблей по Северному Ледовитому океану вдоль российского побережья в Арктике. Если смотреть с запада на восток, то Северный морской путь (СМП) начинается в Мурманске, а заканчивается в бухте Провидения на Чукотке. Иногда в состав СМП включают и Норвежское море: в этом случае маршрут начинается в Западной Европе. С восточной стороны СМП может доходить до Японии, Кореи и Китая. В зависимости от методики подсчёта протяжённость пути составляет от 5,6 тыс. до 14 тыс. км.

2. В чём его роль в международной торговле?

Маршрут интересен бизнесу и государству, так как представляет собой кратчайший морской путь между Европой и Дальним Востоком. При движении через Суэцкий канал расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока превышает 23 тыс. км, в то время как при движении по СМП протяжённость падает почти в два раза — до 14 тыс. км. Использование СМП позволяет быстро и дёшево доставлять грузы, которые прежде возили через Индийский океан: за счёт этого компании со всего мира способны экономить миллионы долларов на топливе и оплате труда моряков. Для государства СМП представляет стратегический интерес, так как перенаправляет сотни судов в территориальные воды России.

3. Может ли СМП быть полезным обычным россиянам?

Да. Будучи важной транспортной артерией, Северный морской путь создаёт множество рабочих мест для специалистов морского профиля и профессионалов в области нефтедобычи. Работники нужны и добывающим проектам, и флоту, и портам за Полярным кругом. С развитием СМП у компаний появляется готовая логистическая цепочка по доставке товаров из Арктики. В результате здесь открывают новые производства и горнодобывающие шахты — а это сотни миллионов рублей налоговых поступлений и тысячи новых вакансий.

4. Там очень холодно. Как суда преодолевают льды?

В зимнее время судоходство целиком зависит от ледоколов. Так называют тип тяжёлых судов, которые раскалывают лёд впереди себя и создают канал, по которому могут плыть обычные суда. Ледоколы отличаются по типу двигателя: атомные (их у России всего шесть) и дизель-электрические (таких намного больше). У одной только «Газпром нефти» в Арктике работает сразу два дизель-электрических ледокола, построенных в Выборге, — они называются «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». В ближайшее время в России построят 37 судов специально для СМП: восемь из них будут ледоколами, 16 — аварийно-спасательными и 13 — гидрографическими.

5. Как заправляют корабли, идущие за ледоколом?

Заправка судов — это целая индустрия со своими законами, сложностями и важными игроками. Одно из наиболее заметных топливных предприятий этого сектора — «Газпромнефть Марин Бункер». Оно доставляет судовое топливо в порт, где из цистерн его перегружают в специальные резервуары, а из них по трубам закачивают в суда-бункеровщики. Те доставляют топливо до судна, где бы оно ни находилось — даже в открытом море. Сама заправка длится несколько часов: средняя скорость перекачки топлива составляет 190 тонн в час.

6. На каком топливе работают современные корабли?

Раньше суда заправляли исключительно мазутом, но теперь часть кораблей ходит на более экологичном дизельном топливе, другая часть подстраивается под природоохранные требования и создает новые виды топлива с пониженным содержанием серы. Отличие такого продукта — в минимальном углеродном следе, что позволяет сокращать воздействие на арктическую экосистему.

7. А если топливо прольётся?

А если топливо прольётся? Хотя это и исключено, но на случай попадания даже крохотной части топлива на поверхность воды бункеровщики окружают бонами. Так называют плавучие заграждения из прочной ткани, стойкой к воздействию кислот, щелочей и нефтепродуктов. Боны не дают топливу покинуть огороженный участок, где оно оперативно локализуется и устраняется с поверхности воды специальным сорбентом. В результате экосистема арктических акваторий остаётся невредимой.

8. Не вредит ли СМП природе?

Как и в прочих точках планеты, экология Арктики зависит от тех, кто работает на её территории. Проявляющие ответственность компании поддерживают стремление сохранить природу и разрабатывают правила, регламентирующие взаимодействие человека с окружающей средой. В частности, ледоколы придерживаются принципа нулевого сброса. Это означает, что все отходы и отработанные материалы не покидают борт до захода в порт, где их передают для утилизации.

9. Что ждёт Северный морской путь в будущем?

К 2035 году на маршруте построят третий глубоководный порт: к Мурманску и Сабетте присоединится Архангельск. Это повысит привлекательность для судовладельцев — ожидается, что совокупная масса транзитных грузов увеличится с нынешних 0,5 млн до 10 млн тонн в год. Общий объём грузоперевозок по СМП должен вырасти с существующих 35 млн до 80 млн тонн. Это произойдёт за счёт развития индустрии сжиженного природного газа (СПГ), а также экспорта нефти и угля.

Источник: «Росбизнесконсалтинг»