Первого февраля в Московском Доме Национальностей состоялось открытие выставки «Река времени. Русско-японская война 1904-1905 гг.». Современные живописцы – художники Тверского объединения «Мастерская морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова», выступили с гражданской инициативой увековечить память павших воссозданием художественной летописи той войны. Мероприятие проводится в канун 120-летия исторических событий. Выставка продлится до 17 февраля.
После торжественного открытия, участники выставки были приглашены на круглый стол.
Председатель Ассоциации Тверских землячеств Сергей Александрович рассказал участникам круглого стола о не простой морской службе, трагических событиях нашей страны. Этот обзор событий того времени остаётся актуальным и в наши дни.
Моя служба корабельного офицера началась в 1976 году, когда я был назначен командиром БЧ 1-4 многоцелевой дизельной подводной лодки 613 проекта С-191 «Псковский комсомолец» 22 Бригады 37 Дивизии подводных лодок Дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Корабль стоял в ремонте на заводе СРЗ 177 г. Рига. Ну, а мы, отложив моря, занимались скорее партийно-политической работой, нежели боевой подготовкой. Будучи избранным, секретарём комсомольской организации, я, молодой, ни разу не женатый блестящий флотский офицер, с головой погрузился во все шефские дела и связи. Однажды мне было поручено поздравить с 60-летием Л.П. Ефременкова, бывшего в 1944 – 1946 г.г. старшим помощником командира легендарной С-13 – Героя Советского Союза А.И. Маринеско. Встречи с Львом Петровичем помогли мне узнать много нового о Подводнике №1 Подводных Сил ВМФ СССР, несмотря на сплетни и домыслы, бытовавшие в тот период. Конечно, что-то забылось, но часть этой информации удалось реализовать по истечению 30 лет, когда готовился сценарий фильма «Первый после Бога», создателей которого А.Б.Бондаренко и М.Г. Калатозишвили мне пришлось консультировать по команде адмирала флота, Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина.
На этом вечере мне также посчастливилось познакомиться с Валентином Саввичем Пикулем, в канун юбилея, которого проходит наша встреча. Тогда он был уже известным писателем. Несколько раз по моему приглашению бывал на корабле. Выступал перед моряками, отвечал на вопросы офицеров. Несколько раз я приходил к нему в гости и мы гуляли по живописному берегу Рижского залива в местечке Вокар Були (если помню правильно), где Валентин Саввич проживал в частном доме. Эти контакты продолжались, пока я служил в Усть-Двинске.
Был какой-то перерыв, пока учился в Москве, и мы встретились снова в 1985 году, когда я уже исполнял обязанности секретаря военно-морского атташе СССР в США. Разговор получился не долгим. Кто-то куда-то очень спешил. Говорили о Тихом океане, о Дальнем Востоке, вспоминали род Панафидиных. Его интересовала тема Русско-Японской войны. В.С. Пикуль искал материалы о тех событиях, пытаясь подтвердить какие-то свои предположения. Кстати, мне удалось найти в штатах и передать ему несколько книг, написанных офицерами Российского флота волею судеб нашего многострадального Отечества оказавшихся на чужбине, в том числе, о морском кадетском корпусе, ныне Морской Корпус Петра Великого. В том же году вышла его книга «Крейсера», как бы последний роман в цикле «дальневосточных», если так можно выразиться, наряду с «Богатство» и «Три возраста Окини-Сан». Бесспорно увлекательных, но не открывших чего-то самого главного. Сегодня я понимаю, что он пытался, но не смог, в силу понятных ему одному обстоятельств, рассказать о причинах и последствиях, а возможно и каких-то своих предчувствиях грядущего, вызванных событиями почти забытой войны.
В советские годы тема Русско-Японской войны была не то чтобы закрытой, но не принятой для широкого обсуждения. «Прогнившее царское правительство, обнищавший народ, никому ненужная империалистическая война, поражение в которой послужило поводом для первой русской революции». Почему не написал. Не знаю. Не хватило времени. Навряд ли. Скорее что-то ещё. То, что не высказался по этой теме, его сильно расстраивало, чему есть некоторые подтверждения. Россия начала восхождение на свою голгофу именно в период Русско-Японской войны. Существовавшая тогда государственная идеология была сформулирована в девизе «За Бога, Царя и Отечество» и впервые против этого триединства начинают объединяться все, и внутри и снаружи. Впервые спецслужбы иностранных государств финансируют различные подрывные элементы. Деньги, оружие, запрещенную литературу получают политические партии, в том числе РСДРП. Ведётся подкуп представителей правящего класса на самом высоком уровне. Впервые, в японских концентрационных лагерях офицеры английской разведки проводят занятия с пленными русскими солдатами и матросами. Готовят будущих борцов за народное счастье. Всё русское, отечественное объявляется устаревшим, смешным и даже позорным. Пнуть власть, Веру, историю страны, армию, флот становится особенно модным. Причём, происходит это при абсолютном попустительстве, со стороны высших эшелонов власти, бизнеса, ну и интеллигенции, вернее, при её активном участие. И никакая отвага солдат, матросов, казаков, никакая доблесть офицеров, генералов, адмиралов не могла компенсировать предательство элиты. Бой «Варяга» как символ, кстати, далеко не единственный в истории Русско-Японской войны, такими же героическими, а может даже более были сражения крейсера «Дмитрий Донской» и ряда других кораблей – последний рыцарский бой в мировой истории военно-морского искусства. Поверженных противников – плавающих матросов с потопленных кораблей ещё не расстреливают из пулемётов. Офицеров после сдачи личного оружия отпускают домой. «Наверх Вы товарищи. Все по местам». В том бою русские моряки выполнили свою присягу до конца. Между прочим, клялись тогда не «перед лицом своих товарищей», а перед Богом на Евангелии. В Чемульпо иностранные корабли, чьи команды были изумлены доблестью русских моряков, встречали «Варяг» в парадном строю под звуки Государственного гимна России: «Боже Царя храни…». Россия пока ещё, правда по традиции, оставалась с Богом. Но уже трещина, пусть ещё не очень заметная, но в неё как в топку бросаются новые и новые мешки фунтов и долларов. На вооружение поставлены новейшие достижения и технологии, передовые теории и практики мирового противостояния, в том числе геополитика, как самое перспективное направление развития предмета международных отношений. Ко времени подоспела и концепция Сера Хэлфорда Маккиндера (Halford Mackinder), квинтэссенцией которой является мысль о возможности достижения мирового господства только при условии уничтожения России, как мощного независимого государства, имеющего тысячелетнюю историю государственного строительства и занимающего самую главную территорию мира – шапку сердцевинной земли – Heartland. Именно это положение геополитики было взято за основу внешней политики Великобританией и США, и для достижения этой цели в итоге была развязана Русско-Японская война. А все последующие события мирового порядка на протяжении минувших лет являются только продолжением Русско-Японской войны, и Первая, и Вторая, и «Холодная», да и Третья, которая сегодня к нашему глубокому сожалению, всё больше и больше скатывается в свою финальную фазу. Всё остальное – мирное существование, разрядки, перестройки, перезагрузки – только розовый туман дезинформации и продолжение глобального мирового противостояния другими способами. Конечно, в середине восьмидесятых всё это понять было достаточно сложно. Хотя? Буквально, в самый первый год моего пребывания в Вашингтоне разразился очередной шпионский скандал, в результате которого из США было выслано несколько десятков дипломатов, по мнению ФБР, являвшихся сотрудниками советских спецслужб. Наши коллеги с семьями выехали в течение 24 часов, прихватив только самое необходимое. Ну а нам, которых тогда ещё не выгнали, было поручено собирать вещи наших товарищей, паковать в контейнеры и отправлять в Посольство. Работа была организована чётко. Кто-то собирал, кто-то возил. Мы с Игорем….. грузили. И вот после очередного погруженного контейнера, пьём пиво. Разговариваем. Надо заметить, что с ним мы были дружны ещё до поездки в Штаты. Учились вместе. Доверяли друг другу. «То ли Горбачёва расстреляют как врага народа, то ли он нас сдаст англосаксам с потрохами». Сказал Игорь. Я был точно в шоке. У меня тоже конечно, были какие-то сомнения в правильности проводимых перестроечных мероприятий. Но такого предположить я даже в пьяном бреду не мог. Причём мой товарищ всегда отличался глубиной и исключительным своеобразием мысли. Не помню, чем закончился тогда наш разговор. Но факт остаётся фактом. Люди, которые понимали, что происходит и чем всё это может закончиться, были уже в 1986 году. Но вернёмся к В.С. Пикулю. На то он и выдающийся писатель, что бы увидеть, понять, прочувствовать больше чем все остальные, что бы проницать и какие-то разведпризнаки – уши сущности в розовом тумане деинформации, натолкнули его на мысль о возможной скорой гибели Советского Союза из-за предательства уже коммунистической элиты. Ведь тоже тогда утратили Веру. Потеряли что-то самое главное. И он не мог не видеть этого. Должен был предупредить, предостеречь, предотвратить. Но не успел или не смог. А потом уже стало поздно. Я извиняюсь, это мои предположения. И остались темы Русско-Японской войны и обороны Порт-Артура недосказанными. Вот это его и расстраивало. Переживал. Даже, наверное, страдал. И из жизни то ушёл так рано, скорее по этой же причине. Как мой отец, как моя мать, как поколение ветеранов Великой Отечественной войны, положивших на алтарь Отечества все свои силы. Да что там силы. Всю свою жизнь. Поколение, добывшее Победу и плакавшее от счастья весной 1945, не смогло спокойно пережить позор горбачевского предательства. Много лет спустя, у моего близкого товарища В.М. Воробьёва я случайно увидел книгу Ирины Валентиновны Пикуль «Отвергнутая победа». Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы». История иконы «Порт-Артурской Божией матери» или «Божия матерь на мечах» сама по себе очень интересна, таинственна и удивительна. Как писали Икону со слов старого матроса Феодора из Бессарабии участника обороны Севастополя, к которому явилась Богородица и предупредила о грядущей опасности для России на Дальнем Востоке. Как собирали средства, как везли её во Владивосток. Как вольно и невольно затягивались дела с направлением Иконы в Порт-Артур, то командующим Первой Тихоокеанской эскадры вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым, то главнокомандующим Русскими войсками генералом А.Н. Куропаткиным. Они, даже не то что бы из-за вопросов, какой-то безопасности, из-за угрозы своему личному благополучию не выполнили Божественное предначертание. Как иллюстрация потери Веры, что, по словам Иоанна Кронштадтского, и явилось главной причиной поражения Русской армии. Как эту Икону утратили, и как она счастливым образом была обретена через 80 лет в Израиле и сегодня хранится в Никольском кафедральном соборе города Владивостока.
Ирина Валентиновна, в каком-то смысле, продолжая дело отца, рассказала историю ещё одного списка Иконы. Она связана с семьёй морского офицера Александра Васильевича Лебедева, который в разное время командовал мореходной канонерской лодкой «Отважный» – сегодня по классу кораблей это примерно фрегат, клипером «Забияка» – лёгкий крейсер. А в ходе обороны Порт-Артура был командиром флотского батальона. Капитан 2 ранга А.В. Лебедев проявил исключительное хладнокровие и героизм во всех выпавших на его долю боях. Так и застыл с офицерским палашом и револьвером в руках, пронзённый пулей прямо в сердце. Японцы, прежде чем придать его тело земле, провели своих солдат строевым маршем для отдания воинской чести бесстрашному русскому офицеру.
Его сестра А.В. Андерсин-Лебедева, дважды, как потом выяснилось, безуспешно делала попытку передать список Иконы в осаждённый Порт-Артур брату. Узнав о гибели брата, приложила все усилия и добилась официального разрешения японской администрации посетить могилу Александра Васильевича. Собираясь в дальнюю дорогу, заказала Икону в Тверском Николо-Малицком мужском монастыре, известном в те годы своими иконописцами. Вот этот образ и достиг Порт-Артура в 1907 г. Икона была помещена в крест на братской могиле русских воинов, где и покоился её любимый брат. Знакомство с книгой Ирины Пикуль заставила вспомнить детали нашей последней встречи с Валентином Саввичем. Мне как-то было совсем не понятно, почему упоминались Панафидины. Да, конечно, знаменитый дворянский род, подаривший флоту то ли 12 , то ли 13 офицеров. Кстати, один из героев романа «Крейсера» Сергей Николаевич Панафидин был мичманом крейсера «Богатырь». Ну, а ещё? Я связался с моим хорошим приятелем А.В. Шитковым – главным хранителем Старицких тайн. Именно на Старицкой земле находится усадьба Курово-Покровское – родовое имение Панафидиных. Оказывается, бабушка В.С. Пикуля имела какое- то отношение к этому роду. Всё как-то разом сложилось в моём представлении. По всей видимости, В.С Пикуль хотел пропустить через себя, прочувствовать через кровь своего, возможно родственника, и распознать надвигающуюся угрозу империи. А не написал, потому что не верил, не мог поверить, что близится гибель СССР.
Никола-Малицкий мужской монастырь существует и поныне. Знаменит он своей чудотворной иконой Николая Угодника, спасшей когда-то Тверь от чумы и ещё много чего сотворившей. Отличается своим благолепием. Почитаем тверитянами. Служба проводится по афонскому очень красивому, и если так можно сказать, сложному или напряжённому, не знаю как правильно, обряду. Монахи и послушники во главе с настоятелем игуменом Борисом бережно хранят память о Тихоокеанской трагедии. А ещё, и это, наверное, самое главное, батюшка Борис восстанавливает сразу три монастыря. Мы то, с Вами мирские и не знаем, какие силы приходится преодолевать настоятелю. Мы не можем представить как это трудно. Но он верит. Верит Свято. Вот нам бы так всем обрести такую Веру: в Бога, в Страну, в Народ, в самих себя, наконец. Веру дважды утраченную обрести заново? Время, похоже, пришло. Только, только начали было обретать благодаря народу Крыма и Малороссии, но вновь начинаем утрачивать, в предчувствии очередного предательства новой российской элиты. Вот такие нерадостные мысли пришли на юбилей любимого офицерского писателя.
Храни нас Господь.
Председатель Совета
Ассоциации Тверских землячеств
Капитан 1 ранга Спиридонов С.А.
Даже по прошествию стольких лет, Русско-японская война – это не только сражения, батальные сцены, а также память и горе в сердцах обычных людей.