• Сегодня исполняется 130 лет со дня смерти Григория Гагарина

  • Back
30.01.2023 by 

Жизнь и художественное творчество Г.Г. Гагарина долгое время оставались неизученными. И только в работах советского искусствоведа А.Н. Савинова произведениям Гагарина впервые была дана заслуженная оценка и выяснены в основных чертах этапы его творчества, отношения художника с Пушкиным и Лермонтовым.

К.П. Брюлов «Портрет Г.Г. Гагарина»
К.П. Брюлов «Портрет Г.Г. Гагарина»

Его одарённость была исключительной, хотя он не получил специального художественного образования и лишь некоторое время брал уроки у Ораса Верне и Карла Брюллова. Он блистательно рисовал карандашом и писал акварелью, создавал непревзойдённые иллюстрации, писал картины маслом, профессионально разбирался в архитектуре и фресковой живописи, страстно коллекционировал произведения искусства. Исследователь искусства, автор печатных трудов по истории византийского искусства и Закавказья. Мастер монументальной живописи, архитектор, художественный деятель, вице президент Императорской академии художеств (1859-1872). С 1862 г. почетный член ИАХ. Действительный и почетный член Русского археологического общества (1878) и кавалер многих орденов.

Князь Григорий Григорьевич Гагарин родился 11 мая 1810 года в Петербурге, в семье известного дипломата, князя Григория Ивановича Гагарина и Екатерины Петровны Соймоновой. Григорий рос в условиях, благоприятных для развития его дарования. Его отец, кн. Григорий Иванович Гагарин (1782—1837), дипломат, ценитель искусств и вообще просвещённый человек, был не чужд литературе, в молодости сам выступал как писатель и прозой, и стихами.

В Московском университетском пансионе Г.И. Гагарин учился вместе с В.А. Жуковским и А.И. Тургеневым. Когда Григорию было шесть лет, Гагарины уехали в путешествие по Европе, жили в Швейцарии, Германии, Франции и осели в Италии, где Григорий Иванович исполнял обязанности посла. Дом Гагариных в Риме был центром культурной жизни русской диаспоры. Его постоянными посетителями были пенсионеры Академии художеств: О.А. Кипренский, Александр и Карл Брюлловы, Ф.А. Бруни, С.Ф. Щедрин, П.В. Басин, С.И. Гальберг.

«ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ГРУЗИНКИ» 1830-Е Г. ГРМ
«Портрет молодой грузинки» 1830-е г. ГРМ

Детство Григория прошло в Париже и Риме, а в 13-летнем возрасте родители определили его в закрытое учебное заведение – колледж Толомеи в Сиене. Рисовать Григорий начал очень рано, его успехи были так очевидны, что в 1816 году, когда семья переехала в Италию, где в то время жил известный художник Карл Брюллов, Григорий начал брать у него уроки рисования. Г.Г. Гагарин жил в Риме (1822-1829). Дружественное отношение Брюллова к семье Гагариных продолжалось много лет. Он написал портрет Е.П. Гагариной с младшими детьми (Львом, Феофилом и Александром), а также портреты Григория, Евгения, Льва и Феофила и самого Г.И. Гагарина. Брюллов был так привязан к Г.И. Гагарину, что во время своей тяжелой болезни, постигшей его в1835 году, решил составить завещание, по которому оставлял ему все свои произведения.

К.Брюллов. «Е.П.Гагарина с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом».1824г
К.Брюллов. «Е.П.Гагарина с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом».1824г

Г.Г. Гагарин закончил также общеобразовательный курс в Сорбонне, посещал лекции по строительному искусству и живописи. Получив частное образование, в 1826 году молодой князь начал дипломатическую карьеру (1832–1839). Служил при посольствах в Париже, Риме, Константинополе и Мюнхене, состоял на военной (1841–1864) службе. Однако, занятия живописью не прекращал ни на день. Огромное влияние на формирование Гагарина, как художника, оказала поездка на бриге «Фемистокл» от Афин до Константинополя в 1834–36 гг. С этого времени началось его серьёзное увлечение Востоком, а позже церковной живописью, что стало поводом для глубокого изучения Гагариным живописных традиций средневековой Византии.

В кают-компании брига Фемистокл 1835, Бумага, графитный карандашВ кают-компании брига Фемистокл 1835, Бумага, графитный карандашВосточные типы из путевого альбома Г.Г ГагаринаВосточные типы из путевого альбома Г.Г ГагаринаВосточные типы из путевого альбома Г.Г Гагарина

Князя Гагарина постоянно влекло к писателям и людям искусства, и он очень скоро получил их признание в качестве талантливого иллюстратора, работающего в технике офорта, рисунка, акварели. 9 ноября 1832 года Григорий Григорьевич написал своей матери: «Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы»». В 1832 г. он познакомился с А.С. Пушкиным. По просьбе А.С. Пушкина 1833-1834 гг. проиллюстрировал произведения поэта «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Кавказский пленник», «Песнь о вещем Олеге».

Г.Г.Гагарин. иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Перед испанкой благородной» ГРМ
Г.Г.Гагарин. иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Перед испанкой благородной» ГРМ
Г.Г. Гагарин. иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина рисунок 1844 г. Литературный музей, Москва
Г.Г. Гагарин. иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина рисунок 1844 г. Литературный музей, Москва

В 1839 г., после возвращения в Россию, ему довелось съездить с писателем В.А. Соллогубом в Казань. Впечатления от поездки были использованы Соллогубом для написания повести «Тарантас», а Гагариным – для создания иллюстраций к ней (опубликованы в 1845 г.). Остроумные, исполненные в сатирическом духе, эти рисунки принадлежат к числу лучших произведений русской книжной графики.

Возвратившись в 1839 г. в Петербург, сдружившись с М.Ю. Лермонтовым, Гагарин в 1840 г. последовал за ним на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награждён орденом за храбрость в бою) и исполнил много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины. Часть их он в первой половине 1840-х гг. использовал для картин, посвящённых Кавказу («Лагерь у второй Муганлинской переправы через реку Алазань», «Группа горцев», «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года» и др.), где принимал личное участие в делах против горцев. В 1841 г. был зачислен на военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции князя А.Чернышёва в Дагестан.

Г.Г. Гагарин. «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.»
Г.Г. Гагарин. «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.»
Армения. Схватка персов и курдов
Армения. Схватка персов и курдов
Г.Г. Гагарин, М.Ю. Лермонтов. «Сражение при реке Валерик» Гагаринраскрашивал акварель по рисунку Лермонтова. Сражение описано Лермонтовым в стихотворении «Валерик».
Г.Г. Гагарин, М.Ю. Лермонтов. «Сражение при реке Валерик» Гагаринраскрашивал акварель по рисунку Лермонтова. Сражение описано Лермонтовым в стихотворении «Валерик».

Долгое время Гагарин стоял в центре художественной жизни русского общества, близко соприкасаясь не только с крупнейшими художниками, но и с писателями своего времени, и притом с такими, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. В свою бытность в Петербурге князь Гагарин стал ревностным членом «кружка шестнадцати», в который входили гвардейские офицеры и представители столичной золотой молодёжи. Молодые люди вели себя так, словно в стране не было III Отделения. Дружеские отношения князя Гагарина с Лермонтовым, также входившим в этот кружок, были особенно тесными. Когда в 1840 г. вслед за М.Ю. Лермонтовым последовал на Кавказ, князь какое-то время жил в одной палатке с Лермонтовым и выполнил вместе с ним две акварели: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Схватка», эпизод из Кавказской войны. На этих акварелях сохранились обозначения: «Лермонтов рисовал. Гагарин расцвечивал».

Кавказский период наиболее плодотворный в творчестве Г.Г. Гагарина. Изучение быта и искусства народов Кавказа отразилось в альбомах «Живописный Кавказ», «Костюмы Кавказа», (оба Париж, 1857). В Тифлисе Г. Гагарин расписал Сионский собор, ряд церквей, построил там по своему проекту театр. Большое число рисунков начала 40-х годов ярко свидетельствует о воодушевлении и энергии художника. Значительная часть этих рисунков в той или иной мере может быть связана с Лермонтовым, его произведениями или его жизнью на Кавказе. Прежде всего, это относится к тем рисункам, которые изображают близких Лермонтову людей. Наброски, относящиеся к «кружку шестнадцати», довольно многочисленны.

Князь Григорий Гагарин в своём альбоме «Живописный Кавказ». Рисунки с натуры 1847, в первую очередь, запечатлел не только сцены военных действий, а и архитектурные памятники Кавказа. 80 литографий
Князь Григорий Гагарин в своём альбоме «Живописный Кавказ». Рисунки с натуры 1847, в первую очередь, запечатлел не только сцены военных действий, а и архитектурные памятники Кавказа. 80 литографий
Отдых под деревом. Рисунок Г. Гагарина. Изображены слева направо: Козловский, Шемиот, ВЕРЕВКИН, ЯГОДИН, Браницкий, Семяк. Русский музей, Санкт-Петербург
Отдых под деревом. Рисунок Г. Гагарина. Изображены слева направо: Козловский, Шемиот, ВЕРЕВКИН, ЯГОДИН, Браницкий, Семяк. Русский музей, Санкт-Петербург

Гагарин был действительно единственным художником того времени, сумевшим с такой неповторимой интимностью и убедительностью показать подлинные картины жизни Лермонтова и его кружка на Кавказе в её обычном виде. С «кружком шестнадцати» породнили Гагарина на Кавказе и художественные интересы: некоторые из его участников (прежде всего сам Лермонтов) рисовали. Альбомы Гагарина дают возможность несколько уточнить этот момент. Плодом общности этих интересов явились произведения Гагарина с указанием на сотрудничество его с Лермонтовым, Трубецким и Долгоруковым.

Разумеется, особое внимание привлекают к себе рисунки Гагарина с пометкой «d’après Lermontoff»: «Джигитовка», «Бой между всадниками» (два офицера и горец) и «Валерик» (общий вид наступающего отряда) – небольшие работы карандашом.

Альбомы заполнены быстрыми, с увлечением исполненными набросками пейзажей, улиц, бытовых сцен, типов; в поездках по стране. Гагарин увидал живой Восток. Иллюстрации, фантастические сцены и т.п. полностью были вытеснены в эти годы рисунками с натуры. Уроки Брюллова пригодились, здесь карандаш Гагарина приобрёл меткость, элегантность и расчётливую скупость; немногими штрихами фиксирует он полную жизни фигуру или сцену. К этому времени рисование в полной мере стало для Гагарина таким же средством выражения, как речь.

Г.Г.Гагарин. «Летний лагерь нижегородского драгунского полка под Кра-Агачем»
Г.Г.Гагарин. «Летний лагерь нижегородского драгунского полка под Кра-Агачем»
Г.Г. Гагарин. «Лезгинка»
Г.Г. Гагарин. «Лезгинка»

С 1848 г. Гагарин жил в Тифлисе (1848–1855), ездил по Закавказью, запечатлевая увиденное. Григорий Григорьевич во время поездки в Мюнхен в 1851 году освоил фотографию. Осознав преимущества нового вида искусства, Гагарин использует его во вспомогательных целях, в качестве подготовительного материала для рисунков. Поразительно, князь Григорий Григорьевич Гагарин, аристократ, которого принимали в царском дворе и в первых салонах столицы, обладатель крупного личного состояния, полковник, а затем и генерал-майор с сиятельными титулами и высшими правительственными наградами, лично расписывал православные храмы, хотя это была кропотливая, длительная и более чем утомительная работа. В бытность свою на Кавказе расписал Сионский собор в Тифлисе. Ежедневно, многие часы проводил он на лесах под церковными сводами, выписывая фигуры святых. С годами, когда ему стало трудно подниматься под купола, он создавал эскизы композиций, но всегда следил за ходом работ.

В 1855 году Гагарин был назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне, как президенте Академии художеств. В 1858 году произведён в генерал-майоры и зачислен в свиту Его Императорского Величества. В 1859 году получил должность вице-президента Императорской Академии художеств, в 1864 году причислен снова на гражданскую службу, с чином тайного советника. Должность вице-президента Академии занимал до 1872 года.

Григорий Гагарин. Царица Тамара с отцом, царём Георгием III. Эскиз росписи монастыря Бетания, Грузия
Григорий Гагарин. Царица Тамара с отцом, царём Георгием III. Эскиз росписи монастыря Бетания, Грузия

Деятельность Г.Г. Гагарина в Академии художеств была весьма плодотворной. Он участвовал в составлении нового устава Академии Художеств, много сделал для изучения древнерусской живописи. Во многом, именно по инициативе Гагарина, при Академии открылся специальный класс православного иконописания (1856г.), а потом, будучи вице-президентом Академии художеств, основал при ней Музей древностей. Коллекционировал византийские и российские древности.

Князь Григорий Григорьевич Гагарин скончался в январе 1893 года во Франции в Шатильро, но завещал похоронить себя в Карачарове, и его последняя воля была исполнена. Его прах был перевезён в Россию и погребён в родовом имении, в селе Карачарово Тверской губернии на берегу Волги. Имение Карачарово, принадлежало ему с середины XIX века. Захоронение находится на берегу Волги, близ бывшего села Никольское-на-Сучке, сейчас в Конаковском районе Тверской области.

В 1847 году Григорий Григорьевич стал владельцем имения Карачарово в Тверской губернии, на берегу Волги. До него оно принадлежало Георгию Сонну – помещику, которого крестьяне прозвали «жестоким зверем» и убили. Вообще же местечко Карачарово известно с ХV века. В летописях указывается, что в войске Ивана III служили два брата-татарина – Амвросий и Мефодий Карачары и эту землю они получили за хорошую службу. Рядом с Карачарово, в селе Сучки, при церкви была открыта школа. Основные расходы по её содержанию несла семья князей Гагариных. Художником были приглашены две учительницы-сестры Никоновы из земской школы. В школе обучались около 80 крестьянских детей.

В настоящее время Фонд Г.Г. Гагарина только в Русском музее насчитывает около 4000 единиц хранения, половину которых составляют рисунки и наброски к композициям на ориентальные темы. Основная часть графических работ была подарена Русскому музею императора Александра III в 1898 году вдовой художника, княгиней Софией Андреевной Гагариной. Князь Григорий Григорьевич Гагарин подписывал свои работы тремя буквами Г.Г.Г. Произведения художника находятся в Эрмитаже, В Третьяковской галерее, Государственном историческом музее в Москве, в Самарском областном художественном музее, Дагестанском музее изобразительных искусств и других. Помимо росписей Сионского собора в Тифлисе, ему принадлежат росписи церкви Мариинского дворца в Петербурге, церкви села Скучково Тверской губернии и в его имении Карачарово Тверской губернии (все 1850-1860-е годы). В Тверской областной картинной галерее хранятся также работы Г.Г. Гагарина и в частности «Портрет Марии Андреевны Салиас де Турнемир», впоследствии в замужестве Гурко.

В 1910 г. в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная выставка произведений Г.Г. Гагарина. Впервые за сто лет в таком объёме на ней были представлены живописные работы, книжные иллюстрации, альбомные зарисовки, образцы театрально-декорационного искусства, архитектурные проекты, эскизы церковной живописи, иконы, копии фресок, ранние фотографические работы Гагарина, большеформатные литографированные альбомы и книги из его личной библиотеки. А также архивные документы, связанные с военной, академической, общественной, просветительской и собирательской деятельностью князя. Многие его рисунки по праву вошли в число лучших произведений первой половины XIX века. В то же время значительная часть наследия Гагарина остается не известной широкому кругу любителей искусства.

По опубликованным материалам
Петрова И.С.
Источник: Тверской городской музейно-выставочный центр

Category: История | Новости - Tags: - Comments: Комментарии к записи Сегодня исполняется 130 лет со дня смерти Григория Гагарина отключены