• Борис Островский: Великая Северная экспедиция. Стр. 12

  • Back
24.01.2023 by 

К этим замечаниям, почерпнутым им из расспросов жителей во время зимовки в Нижнекамчатске, Беринг присоединил свои собственные:

  1. На пути из Нижнекамчатска на север ни разу не встретил он таких огромных валов, какие наблюдал во время плаваний на прочих больших морях.
  2. Ему попадались на пути деревья с листьями, каковых ни он, ни его спутники на Камчатке не встречали.
  3. Многие камчадалы уверяли его, что во время ясных дней виднеется на востоке земля.
  4. Глубина моря во всё время пути была весьма незначительна, совершенно не пропорциональна высоте камчатских берегов.

Все перечисленные пункты касались, так сказать, американской ориентации предстоящей экспедиции. В дальнейшем развитии своей программы Беринг предлагал меры по исследованию и устройству также и Охотского края и Камчатки; он советовал проведать пути в Японию для установления с этой страной торговых сношений и, наконец, указывал, на необходимость исследования всего северного азиатского берега России.

ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Задача Беринга. — Превратные представления о Сибири. — Инструкция Беринга Чирикову. — Инструкция Щпангбергу. — Гуманитарные тенденции. — Обычаи камчадалов. — Подготовительные работы экспедиции на местах. — Организационные мероприятия. — Характеристика Витуса Беринга и отзывы о нём. — Характеристика Чирикова и Шпангберга. — Научная сторона экспедиции. — Учёные, принимавшие участие в экспедиции. — Засекречение правительством экспедиции и предполагаемые мотивы этого распоряжения. — Отъезд. — Путешествие академиков.

Беринг брал на себя огромную и чрезвычайно сложную задачу. Ведь дело шло о точном географическом обследовании необозримых северных сибирских берегов, о выяснении положения Азии относительно ближайшего известного пункта Америки и о путешествии в загадочную Японию. Это были задачи чрезвычайно трудно разрешимые, порою превышавшие человеческие силы. По-видимому, уже и в то время была осознана трудность всего предприятия: вначале считали достаточным выполнить хотя бы часть предложений Беринга, а именно — ограничиться устройством и обследованием Охотского края и Камчатки. Последнее предложение Беринга послужило поводом для издания специального указа от 10 мая 1731 года, где повелевалось: подчинив Охотский край и Камчатку проживавшему в ссылке бывшему обер-прокурору Сената Скорнякову-Писареву, помочь ему устроить край, учредив в Охотске порт. С этой целью были отправлены из Якутска в распоряжение Писарева рабочие и поселенцы, а из Петербурга от Адмиралтейств-коллегий командированы кораблестроительный мастер, три штурмана и несколько строительных рабочих.

«Охотский порт» Гравюра с рисунка И.Х. Беркана
«Охотский порт» Гравюра с рисунка И.Х. Беркана 1740–1744. Крашенинников. Описание земли Камчатки. 1755. Ч.I. С.90.

Такое ограничение плана исследований, конечно, не могло порадовать Беринга. Но вскоре обстоятельства изменились в его пользу. Проектом Беринга заинтересовались влиятельные лица во главе с графом Остерманом, уделявшим особенное внимание делам флота. Осуществлению проекта Беринга способствовали и академики немцы, сотрудники только что возникшей в России Академии Наук.

17 апреля 1732 года был издан высочайший указ об организации второй экспедиции Беринга на Камчатку «и по поданным от него пунктам и предложениям, — говорится в этом указе, — о строении тамо судов и прочих дел, к государственной пользе и умножению нашего интереса, и к тому делу надлежащих служителей и материалов, откуда что подлежит отправить, рассмотря, определение учинить в Сенате».

Идея Беринга восторжествовала: «самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая» экспедиция была утверждена.

Продолжение следует.
Предыдущие публикации:
стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

Источник: we-reads.com