24 ноября 1937 года газета «Советская Колыма» сообщила, что последним рейсом парохода «Джурма» из Владивостока доставлены два первых газогенераторных автомобиля ЗИС-13, которые будут отправлены для испытаний в экспериментальную мастерскую УАТ на Мякит.
Первый советский серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-13 был спроектирован в 1936 году под руководством инженера Скерджиева с использованием генератора конструкции Пельтцера. Двигатель машины имел повышенную степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор работал не на бензине, с которым в Дальстроя наблюдался дефицит, а на твёрдом топливе. На 100 километров пробега он расходовал 80-85 килограммов древесных чурок.
Опытная эксплуатация газгенов на Колыме началась лишь с марта 1938 года. 24 апреля был дан старт автопробегу по маршруту Мякит – Магадан – Мякит. За 8 часов и 15 мин два ЗИС-13 прошли путь до Магадана со средней скоростью 33,1 км/ч. Одна машина везла 2,5 тонны груза, другая была загружена сухой чуркой из лиственницы, которая и шла в топливо.
– В пути не было ни одной вынужденной остановки – техника работала исправно
Писала «Советская Колыма»
В последующие годы и, особенно, в военный период использование газгенов только набирало обороты. Уже тогда недостаток леса на Колыме вызвал необходимость использования в качестве альтернативного топлива для газогенераторов торфа и мха. Машины пытались приспособить и к местному углю.
После войны же в регионе резко вырос объём грузоперевозок. К автотранспорту начали предъявлять новые технические требования. И на смену газогенераторам пришли большегрузные автомобили, оснащённые экономичными карбюраторными и дизельными двигателями.
Источник: Магаданская правда